Целью данной заметки является доказательство незаконности переименования Куйбышевской областной универсальной научной библиотеки им. В.И. Ленина (КОУНБ им. Ленина) в Самарскую универсальную областную научную библиотеку. А именно незаконность изъятия имени Ленина из названия.
Согласно ответу Минкультуры РФ (от 06.02.2015 470-06-05) на запрос о переименовании библиотеки, приведенному в этом блоге
http://nemarksist.livejournal.com/26523.html, она переименована на основании двух документов:
- Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 25.01.1991 "О переименовании города Куйбышева в город Самару и Куйбышевской области в Самарскую область"
- Приказа директора Самарской областной универсальной научной библиотеки от 01.02.1991 №24-а.
Из приведенных выше документов остановимся на двух: самом ответе Минкультуры и Указе Президиума ВС РСФСР.
Для начала приведу полный текст Указа, да именно полный, ибо он крайне лаконичен, точен и не допускает никаких разночтений.
25 января 1991 года N 526-1
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР О ПЕРЕИМЕНОВАНИИ ГОРОДА КУЙБЫШЕВА В ГОРОД САМАРУ И КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ В САМАРСКУЮ ОБЛАСТЬ
Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет: Переименовать город Куйбышев в город Самару и Куйбышевскую область в Самарскую область.
Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. ЕЛЬЦИН Москва, Дом Советов РСФСР 25 января 1991 года
Как видно, Указ говорит только об одном и по правилам теории права данная норма не подлежит расширительному толкованию. То есть, норма конкретная, дает исчерпывающий перечень действий и не содержит никаких речевых оборотов, указывающих на то, что помимо города Куйбышева и Куйбышевской области можно переименовать что-то еще. Таким образом законодатель ограничивает область применения нормы права, чтобы особо рьяные граждане не начали переименовывать все подряд, включая других граждан по фамилии Куйбышев на фамилию Самара и ее производные.
Значит ссылка Минкультуры на данный Указ несостоятельна.
Переходим к самому ответу Минкультуры, который пишет, что переименование библиотеки осуществлено, внимание, на основании Приказа директора Самарской... стоп. Откуда уже взялась Самарская библиотека, раз тот же Минкультуры отвечает, что она переименована на основании этого же приказа? То есть до этого приказа она еще не называлась Самарской универсальной областную научной библиотекой.
Следовательно, Минкультуры утверждает, что библиотека переименована на основании: первое - Указа, в котором о ее переименовании ни слова и второе - Приказа лица, находящего на несуществующей должности несуществующей библиотеки.
Итак, Министерство культуры Российской Федерации сообщает нам, что библиотека переименована незаконно.
Теперь изучим законодательство СССР о библиотеках. Библиотекам в СССР уделялось особое внимание. И отношение законодателя к библиотекам было соответствующим. В основу нормативно-правовых актов легли ленинские принципы организации библиотечного дела: «принципы планомерной организации библиотечной сети, общедоступность и демократизация библиотек, полной отмены платы, залогов и др. формальностей, затрудняющих доступ народа к книге, следующее - это принцип активного участия в управлении библиотеками самого населения путём создания библиотечных советов, а так же государственной системы библиографии и цетрализации комплектования библиотечных фондов» (
http://www.univer.omsk.su/pages/hbwork/4.htm).
То есть, библиотеки называли именем Ленина не только и не столько потому, что он был вождем революции, а по иной причине: на основе изложенных им принципов строилась вся библиотечная система СССР.
Далее нас интересуют 2 нормативно-правовых акта, регламентирующих деятельность библиотек на момент незаконного переименования библиотеки:
- Положение о централизации государственных массовых библиотек, утвержденное Министром культуры СССР 3 февраля 1975;
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1984 №10926-Х об утверждении положения о библиотечном деле в СССР,
которые, для удобства читателя, я буду называть в статье Положение и Указ, соответственно.
В соответствии с Положением в каждом населенном пункте организуется централизованная библиотечная система (ЦБС), включающая в себя все библиотеки этого населенного пункта. Таким образом, КОУНБ им. Ленина на момент издания Приказа от 01.02.1991 №24-а входила в ЦБС города Куйбышева.
Но кто управляет ЦБС и на каких принципах строится это управление? Для того, чтобы понять это, сначала я приведу выдержки из Положения и Указа и прокомментирую их.
Пункт 6 Положения: «Централизованная библиотечная система находится в ведении отдела культуры городского (районного) исполкома Совета депутатов трудящихся».
Формулировка «находится в ведении» за отсутствием иных формулировок, означающих подчиненность, полагаю, говорит, как минимум, о согласовательном порядке принятия решений относительно библиотек ЦБС, а фактически о том, что без обсуждения и соответствующего одобрения городского Совета депутатов трудящихся (СДТ) никакие решения приниматься не могут.
Пункт 26 Положения: «Руководство централизованной библиотечной системой осуществляется центральной библиотекой.
Централизованную библиотечную систему возглавляет руководитель, являющийся одновременно и директором центральной библиотеки. Директор назначается и освобождается от должности в соответствии с установленным в союзной республике порядком.
Директор является распорядителем кредитов».
Из этого пункта мы видим, что директор центральной библиотеки в городе возглавляет всю ЦБС этого города и в полномочия этого директора входит распоряжение денежными средствами. Стоит отметить, что в г. Куйбышеве центральной библиотекой являлась Центральная городская библиотека им. Крупской. То есть, директор КОУНБ им. Ленина являлся руководителем еще более низшего звена (филиала), чем указанный в законе директор ЦБС и подчинялся ему.
Пункт 27 Положения: «Директор действует от имени системы и на правах единоначалия представляет ее без особой на то доверенности в организациях и учреждениях, в пределах своей компетенции издает приказы».
Дальнейшее представление о правах руководителя ЦБС получаем из пункта 27. Он имеет право представлять ЦБС в других органах. «На правах единоначалия» означает, что представляет он ЦБС один, а не коллегиально с кем-то еще. То есть функция исключительно представительская и управленческая (издает приказы), без права издавать приказы управлять никакой организацией вообще нельзя.
Пункт 30 Положения: «Управление централизованной библиотечной системой осуществляется на основе сочетания единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении всех вопросов по руководству деятельностью входящих в нее библиотек».
Тут нормативно-правовой акт прямо предусматривает, что все решения принимаются совместно с городским СДТ и еще раз отмечу, управление осуществляется директором именно ЦБС, а не ее филиала, коим являлась КОУНБ им. Ленина.
Статья 5 Указа:
«Руководство библиотечным делом в СССР
Руководство библиотечным делом в СССР осуществляют Советы народных депутатов, их исполнительные и распорядительные органы…
Местные Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты руководят находящимися в их ведении библиотеками, обеспечивают развитие сети этих библиотек, укрепление их материально-технической базы и подбор квалифицированных кадров, координируют и контролируют деятельность других библиотек, расположенных на территории соответствующего Совета, принимают меры по рациональному размещению библиотек».
Указ развивает нормы Положения относительно управления ЦБС Советами народных депутатов и закрепляет за последними широкий круг полномочий по управлению библиотечной системой.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что системное руководство библиотечным делом осуществляется Советами народных депутатов, а директор ЦБС осуществляет, так называемое оперативное управление, обладая только лишь функциями менеджера в рамках имеющейся системы, но не имеет права менять саму систему, в том числе название библиотеки.
Да, директор городской ЦБС участвует в управлении наряду с СНД, претворяя в жизнь принцип пункта 30 положения, но не более того. Еще раз напомню, что директор КОУНБ им. Ленина не являлся директором ЦБС г. Куйбышева и не имел даже этого права - принимать участие в управлении ЦБС.
Статья 8 Указа: «…Библиотеки подлежат регистрации в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов…»
При регистрации юридического лица, а ЦБС является юридическим лицом на основании пункта 7 Положения, в числе прочих решается вопрос о его названии. Следовательно, исполнительный комитет местного СНД решает вопрос о названии библиотек.
Вместе с тем читаем пункт 8 Положения: «Центральные библиотеки (городская, районная, детская) и библиотеки-филиалы сохраняют существующее наименование, к которому прибавляется и наименование централизованной библиотечной системы».
Отметим, что Положение утверждено Министером культуры СССР. А раз сам законодатель отводит в небольшом правовом акте целый пункт для вопроса о названии библиотек и императивно его решает. Значит важность этого вопроса для законодателя весьма высока и не подлежит решению ни директором ЦБС, ни тем более директором ее филиала. Впрочем, ничто в нормативно-правовых актах не позволяет даже предполагать обратное.
На основании вышеизложенного переименование Куйбышевской областной универсальной научной библиотеки им. В.И. Ленина в Самарскую универсальную областную научную библиотеку является незаконным.