Академгородок, 1962. Часть 7.

Sep 05, 2010 21:25

Продолжение.
Начало см. Академгородок, 1962. Часть 1,  2,  3,   4,   5,  6.
См. также:  
Академгородок, 1959. Части 1  -  20.
Академгородок, 1960. Части 12.
Академгородок, 1961. Части 29.

театр-студия Пономаренко

Любочка стала ходить на все занятия, которые проходили в ДК «Юность». Работа этого Дома культуры была ориентирована на строителей, но руководство ДК не отказывало никому, поддерживая любые начинания. Постройком «Сибакадемстроя» и его Дом культуры были значительно богаче профсоюзного комитета СО АН, не имевшего в то время в своем составе Дома культуры и штатов руководителей кружков. ДК «Юность же была специально спроектирована как ДК, поэтому там было много помещений для занятий кружков, клубов и студий, зал на 800 мест был оборудован большой сценой для театральных постановок, всевозможных концертов, в ДК был большой штат работников культуры и все возможности для оплаты руководителям коллективов. Единственным минусом была удаленность его от жителей верхней зоны. Но это «препятствие» было преодолимо. Некоторые приезжали на автобусе, другие предпочитали пройтись пешком - минут 15-20.


Иногда вся труппа вваливалась к нам в дом - отметить какое-нибудь событие. Я вскоре перезнакомился практически со всеми артистами. Арнольд там был безусловным лидером. Он был немногословен и, как говорят, «не бросал слова на ветер». У него был звучный низкий очень приятного бархатного тембра грудной голос, казалось, исходивший с самого нутра. Когда он начинал говорить, его голос перекрывал все голоса, хотя он не напрягался. Ему не нужно было никого перекрикивать, - с первого же звука его голоса все смолкали. Актерский талант его был прирожденным. Очень скупо, с минимумом мимки на лице, но мельчайшими интонациями голоса он завладевал зрителем, сразу и до конца. С первого появления, с первых слов зритель видел не Арнольда Пономаренко, а его героя, и Арнольду не надо было ничего доказывать зрителю, - все было искренне, честно, правдиво, никакой даже минимальной доли искусственности. Удивительного дарования был актер.

И в театре Арнольд поддерживал исключительно рабочие отношения. Он был безусловно командиром. Но без крика, без необходимости повторения просьб, которые расценивались всеми, как руководство к действию. На обсуждении каждый говорил, что думал, но принимал решения Арнольд. За сценарий, за пьесу, за замысел, за линию, но не за образ, который создавал сам актер.

Любочка там была вроде комиссара. Я сразу заметил, что в труппе очень чистые рабочие отношения. Никакой пошлости не могло быть по определению. Дружба - да, желание помочь друг другу, но  и только.

Высокий симпатичный и кудрявый Жора Цикин, игравший героев и первых любовников. Крупный, начинающий полнеть талантливый актер, а впоследствии и режиссер Сережа Кудрявцев. Худой и подтянутый, но скованный Леня Шкутин, игравший героев (я знал его и раньше по институту гидродинамики). Красивый и аристократичный Гена Кайгородцев. Ну и, конечно, наш Володя Штерн, студент НГУ, молодой, высокий, порывистый, с горящими глазами, которого тянуло в театр, как магнитом, притягивает до сих пор, и не может отпустить до сих пор, хотя ему через пару месяцев исполнится 70. Потом в театр пришли талантливые актеры Саша Хуторецкий и Женя Савин и многие другие.

Женская часть артистов, пожалуй была поменьше, но очень сильная. С самого начала в театре играли Люба Качан, Лена Ширшова и Алла Ушакова из НГУ. Я хорошо помню Люсю Климину в ее характерных ролях. Чуть позже пришла в театр Клара Штерн.

Две актрисы впоследствии ушли в профессиональный театр. Лена Ширшова обладала громадным талантом. Она окончила театральное училище в Новосибирске и подавала большие надежды, но, увы, не сумела выразить себя в провинциальных театрах, куда ее послали работать после училища.

Одной из последних пришла в театр Ирина Алферова, впоследствии знаменитая артистка театра и кино, и Арнольд Пономаренко, пожалуй, был ее первым режиссером и партнером по пьесе «два театра, хотя ставил этот спектакль уже не Арнольд, а профессиональный режиссер Воложанин. «Полтинничек», - как его прозвали в труппе, посмкольку он довольно часто просил полтинник то у одного, то у другого на опохмелку.

Помощницей у Арнольда на протяжении почти всего времени была Энгелина Плеханова, мягкая и доброжелательная, но очень профессиональный  и все видящий и понимающий специалист.

ДК «Юность» был построен летом 1962 года, другой площадки для драматических коллективов тогда не было. И театр-студия Пономаренко уже функционировала там с 5 августа 1962 года.

Руководителем художественного совета был Юрий Сергеевич Постнов, ст.н.с. Института экономики, истории и философии. Образованный и очень эрудированный гуманитарий, исследователь поэзии Сибири ХIХ века. Он и сам пробовал творить - написал какую-то пьесу, которую безуспешно предлагал к постановке. Как режиссер, он поставил пьесу А.Володина «Фабричная девчонка», и она позднее была сыграна на сцене ДК «Юность».

Юрий Сергеевич так и остался на несколько лет формальным руководителем театра-студии Академгородка, хотя больше ничего не ставил, да и практически никогда не приходил. Вначале он бывал только на обсуждениях пьес, а потом совсем перестал бывать, - «ушел в науку».

Театр-студия с самого начала был коллективом клуба СО АН, а с 1963 года автоматически стал коллективом ДК «Академия», хотя и располагался, по-прежнему, в ДК «Юность». И ее все стали называть театром- студией Академгородка, или театром-студией Арнольда Пономаренко. Удивительный и огромный талант режиссера и актера привлекли к Арнольду Пономаренко многих будущих артистов. Пришла в коллектив и Любочка осенью 1962 года.

семь спектаклей выдающегося режиссера Арнольда Пономаренко

Арнольд Пономаренко поставил с театром-студией Академгородка семь спектаклей: Каждый стал событием в культурной жизни Академгородка.

«Ради одной надежды» по пьесе «Монсерра» Эмануэля Роблеса. Спектакль был сыгран в мае 1963 года. Хотя пьеса алжиро-французского писателя и драматурга Эммануэля Роблеса была переведена на 27 языков мира, в СССР она не ставилась. Возможно Арнольд был первым, кто ее поставил .

«Великий день» - фрагменты из комедии А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Пьеса была сыграна в декабре 1963 г.

«Безымянная звезда». Пьесу написал румынский драматург Михай Себастиан. Спектакль сыгран в мае 1964 года.

«Сирано де Бержерак». Героическая комедия в стихах французского поэта и драматурга Эдмона Ростана (1868-1918). В свое время она шла с шумным триумфом. Действие разворачивается во Франции XVII века.Сыграна в 1966 году.

«Сильное чувство». Илья Ильф и Евгений Петров. Водевиль впервые был опубликован в 1933 г. Сыгран в мае 1966 г.

«Борис Годунов» по пьесе А.С. Пушкина был начат еще в 1965 году, но был приостановлен. Потом сценарий был дополнен «Борисом Годуновым» А.К. Толстого. Этот спектакль и был сыгран в июне 1967 года. Оформлял спектакль художник Юрий Кононенко. Его декорации были совершенно потрясающи.

«Все, что есть - есть». Пьеса написана Григорием Яблонским, который тогда работал младшим научным сотрудником в Институте катализа СО АН. Замечательную музыку к спектаклю написал молодой композитор Григорий Гоберник. Спектакль был сыгран всего один раз в клубе «Калейдоскоп» в Академгородке.

После спектакля Яблонского и Пономаренко вызвали в Советский райком КПСС. Яблонский к тому времени был уже на подозрении в связи с событиями в Кафе-клубе «Под интегралом». Он был там одним из лидеров. А только что отгремел скандал с Галичем. Видимо, уже разбиралось и «дело» подписантов, а Яблонский был одним из них, да еще и членом партии. И Яблонскому и Пономаренко предстояли защиты диссертаций. Видимо, все это им и высказали. Но этим дело не ограничилось. Спектакль запретили. У Любочки сохранился сценарий пьесы, который она недавно переслала Грише Яблонскому. Тот свой экземпляр потерял.

Арнольд после этой беседы в райкоме играл некоторое время в театре, но пьес больше не ставил. Я не знаю, кто из райкомовскмх деятелей с ними разговаривал, но хочу назвать его тем, кто он есть - могильщик. Он похоронил выдающегося режиссера самодеятельного театра - Арнольда Пономаренко. А, возможно, и талантливого драматурга Григория Яблонского.

Арнольд вообще был весьма чувствителен к мнениям власть предержащих. После «беседы» в райкоме КПСС Арнольд «ушел в науку, и стал считать ее приоритетом в жизни - стал сначала кандидатом физико-математических наук, а затем и доктором. Больше он пьес не ставил. Я искренне считаю, что с его уходом из театра пропал для современников великий режиссер, который мог с артистами-любителями творить на сцене чудеса. Его театр-студия был единственным и неповторимым. Это был его театр, и он закончился с его уходом. Театр-студия сохранил свое название, но после Арнольда Пономаренко это уже был другой театр.

Продолжение следует

P.S. К сожалению, в последние дни иногда не работает программа ЖЖ, с помощью которой я помещаю фотографии в свои записи. Я постараюсь поместить их позже.
            Приношу свои извинения за ЖЖ.
            mikat75

Академгородок. 1962, Театр-студия Пономаренко

Previous post Next post
Up