Гнозис и Петя Васечкин, или То немногое, что мне об этом известно или кажется, что известно

May 21, 2016 12:35





Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные (Одесская киностудия, 1984, реж. и сценарист Владимир Алеников)
Знаменитая детская двухсерийная музыкальная броманс-комедия. Сосредоточусь, в основном, на серии "Хулиган" (особо знаменита как полноценный парафраз гоголевского "Ревизора"), потому что именно эта серия невероятно крута уровнем метафизических обобщений.
Карты на стол: это текст-упражнение в гностической кинокритике. Неискушённому взору может показаться, будто последовательность событий "Хулигана" подчинена только задаче популяризировать литературный первоисточник, развлекая аудиторию приколами. Так почему бы не искусить свой взор как следует и не докопаться до тайных пружин обаяния этой детской классики.

Гностицизм (прил. гностический) - позднеантичное-раннехристианское учение об обретении тайного знания (гнозиса), приближающего человека к постижению божественного посредством освобождения духа от власти материального. Понятийный аппарат учёных гностиков строится по законам мифопоэтики и включает часто цитируемые персонажи-знаки, в том числе:
эоны - дополняющие друг друга 365 первосущностей, т.е. духовных циклов;
Абраксас - олицетворение единства времени и пространства, самостоятельное божество, верховодящее эонами и небесными циклами;
Демиург - самозванный конкурент истинного бога, поработитель бессмертных душ, заключающий их в материальные тела;
архонты (слуги Демиурга) - духи-мироправители, творцы всего материального, чувственного, эмоционального.

Некоторые школы мысли отождествляют Абраксаса с верховным архонтом, а я с разбегу отождествила гнозис с дао. Все мы однажды в чём-то ошибаемся.

Википедия путается в показаниях, так что обилие фундаментальных пробелов в моих поверхностных знаниях не гипотеза, а факт. Тем не менее, даже на таком википедийном минимуме можно доказать, что в "Хулигане" Аленикова россыпь гэгов и музыкальных номеров оправляет сценарный бриллиант, получившийся при виртуозной огранке космогонического конфликта сюжетной схемой гоголевского "Ревизора".

"В человеке главное не внешность, а внутренность" (с) цитата из "Хулигана"

Если автор фильма уловил хотя бы отсвет гнозиса, его произведение должно подавать какие-то конкретные сигналы просветлённости. Скажем, "Хулиган" с помощью целого ряда инструментов преподносит гнозис в качестве особой реальности, данной нам в ощущениях детства.
Далеко ходить не будем, начнём с очевидных элементов образной системы: в гностическом фильме должны присутствовать персонажи гностического пантеона.
Наиболее велика вероятность появления в кадре странного персонажа, вроде бы и не принимающего непосредственного участия в происходящем, но путающегося под ногами достаточно часто, чтоб его запомнили. Это физическое воплощение одного из трёхсот шестидесяти пяти "эонов", т.е. духовная первосущность, которая не утерпела и прибежала на зов чьей-то томящейся души.
Наверное, однажды кино-эонов всех сосчитают, классифицируют и впишут во всемирную киноэнциклопедию поимённо. Например, в "Тыквоголовом" (США, 1988, реж. Стэн Уинстон) таков один из детей-реднеков, который вызвался стать проводником жертвы монстра в её попытке сбежать от судьбы, но только завёл в ловушку и умыл руки. Это кудрявый отрок, одетый во всё зелёное, т.е. сходный с лесным эльфом, посвящённый во все события вокруг, хотя и не их участник, с низким уровнем эмпатии, но с большой потребностью быть в курсе местных сплетен, причём словно бы отгороженный от прямых столкновений с опасностями, так что безжалостный Тыквоголовый так и не решился его растерзать.



В "Хулигане" Аленикова кудрявый отрок наблюдает за приключениями Петрова и Васечкина с удобной обзорной точки, весь в белом, аки херувим небесный. Ну ясное дело, эон-созерцатель. Функций в сюжете у него ноль, зато присутствие обозначено многократно. Видимо, это эон-дозорный, караулящий проблески духовности.




Справедливости ради напомню, что советское кино экспериментировало с образами эонов, предлагая иногда откровенно гротескные интерпретации. Так, невероятно загадочен эон-вопрошатель, тайна миссии которого в "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён" (Мосфильм, 1964, реж. Элем Климов) не раскрыта, кажется, и по сей день.
А чё это он там делает, а? Моя рабочая версия: в комедии Э.Климова мальчик-эон является духовной первосущностью дисциплины, поэтому он выслеживает и настигает тех, кто отнимает время у созидательного труда пустопорожним обменом эмоциями. Блестящая работа Климова! Херувима-эона каждый режиссёр крупным планом обласкает, а вы попробуйте губастого недотёпу под истинного эона расписать, упаритесь.




Но вот Васечкин решительной стопой случайно крушит песчаные куличики, любовно вылепленные группой детсадовцев. Разгневанные малыши потрясают кулачками, а Васечкин с Петровым дают дёру со всех ног, не пытаясь поставить на место зарвавшихся малолеток. Ещё бы им тут конфликтовать, себе дороже. Крошки-архонтики воздвигали горы, а два профана вмешались в гармонию сотворения миров из песка. Если не смыться по-быстрому, космогонические войны не за горами! не за песчаными горами!





Читаем википедию вместе: "Верховный архонт, отождествляемый также с Абраксасом, дух космического целого, не будучи абсолютно злым, пребывал, однако, в греховном невежестве относительно существования бесконечно превосходящего его абсолютного Бога, за которого принимал самого себя". Это из статьи "Архонт (гностицизм)" (напомню, статья википедии "Абраксас" не во всём согласна с такой трактовкой).
Выбор ответственного дежурного по пионерлагерю Антона на роль верховного архонта выглядит банальным жестом с моей стороны, но разработанный Алениковым материал чётко указывает на то, что Антон является архонтом не только по должности, но и в физическом воплощении (доказательство будет приведено позже).




Лозунг дня - обуздание зловещего хулигана, способного испортить показатели культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы пионерского актива. Архонты приготовились направить усилия на контакт с приближающимся хулиганом по кличке Гусь, однако самозванец Васечкин выдал себя за селебрити и всё заверте.
Смотрим на год создания фильма (1984) и выбираем правильный ответ. Хулиган это:
А) агрессивный социопат, остро нуждающийся в немедленной педагогической коррекции в виде пенделя-другого (и это априори вторично, потому что непревзойдённый эталон в виде новеллы Л.Гайдая "Напарник" уже создан);
Б) свободная личность, чьё полноценно развитое правосознание вступило в конфликт с казарменно-бюрократическим окружением (неплохо бы, но см. дату создания фильма);
В) сказочное существо, стоящее вне морали (эскапистский гностический вариант, с помощью которого можно выдать разработку пункта Б за разработку пункта А и успешно преодолеть цензурные препоны).

В личине хулигана Гуся выступил Абраксас, намеревающийся проинспектировать, не нарушают ли пионерские боссы законы единства времени и пространства. Визиту Абраксаса предшествовало появление его астральной проекции - одинокого праздношатающегося гуся, которому посреди пионерского лагеря, само собой, не место.





А кстати, нарушены ли законы единства времени и пространства в данном пионерском лагере? Ещё как нарушены! Регламент циклов порабощения расписан по минутам, и попрано святое право живого существа на расслабленный отдых. Следовательно, пространство школьного официоза противоестественным образом совмещено со временем моратория на официоз.




Демиург-поработитель во всей красе предстал на плакате-иконе для детских столовых. Жри витамины, недоросль! Брось пончик, давись репкой.
Вот ведь страх-то, прям лик торжествующего Зверя, брр. [UPD: Как подсказали в комментах, по-видимому, художник фильма вдохновился тем полотном Джузеппе Арчимбольдо, придворного живописца Рудольфа II, где сам Рудольф (прославившийся, среди прочего, как покровитель алхимиков) предстал в облике Вертумна, древнего италийского божка.]





Особого внимания заслуживает эпизод, раскрывающий опыт ментального воздействия. Когда Васечкин и Петров изволили почивать после обеда, в спячку по повелению Антона впал весь пионерский лагерь, включая шедших по своим делам поварят.




Вот гностическая феерия как она есть! Во-первых, сам факт воздействия чьего-то сна на ясность сознания окружающих, причём на расстоянии, - уже супернаходка Аленикова. Во-вторых, Алеников воспользовался случаем и выстроил необязательный, но гениальный кадр, который однажды войдёт во все антологии гностического киноискусства: инь и ян баюкают в гамаке эона. При внимательном чтении википедии обнаружилось, что взаимодействие инь и ян образует пять стихий (первоэлементов). Стало быть, эон существует на инь-янских батарейках, а показали нам это, оттолкнувшись от невиннейшей сиесты. Одним кадром - полновесный космогонический концепт в подсознание, вот каков был когда-то уровень работы детского кино с аудиторией.




Но кое-кого из пионеров не сморило, несмотря на сонные флюиды Петрова и Васечкина. Ого, что бы это значило? Инь и ян, понятное дело, не пионеры, а ходячие первоэлементы, им спать вообще не положено. Остальных же как серпом скосило (потому и эон прикорнул - ведь пока все души спят, чего зря время терять). Не уснул только пионерский актив... Вы же помните, как я обещала доказать инфернальность физической природы Антона? Ну вот. Пионеры-чиновники (как бы мальки будущей "Единой России") действительно не дети, а архонты, преобразующие нормальных шалопаев в единую социальную материю. Унификации поддаются все обычные дети ...кроме постоянно уходящих за горизонт Петрова и Васечкина.





Но святыня детства не терпит угнетения. До космогонических масштабов конфликт разросся стремительно.
На первый взгляд, единственной странностью персонажей являлось стремление карабкаться ввысь, пребывать над уровнем земли.





Однако в эпизоде с песенкой "Как хорошо быть хулиганом" мы видим, как обычнейшее зеркало раздваивает Васечкина на Тело и Дух, не выводя, впрочем, за пределы физического мира. На скриншоте видны два Васечкина.




Получается, в ажиотаже от своего успеха Васечкин утратил физическую стабильность. Что если начиная с него произойдёт распад тех материй, из которых соткана реальность? и на месте пионерского лагеря образуется чёрная дыра? которая поглотит последовательно район, республику, регион, континент, Землю, Солнечную систему, галактику, Вселенную? и всё это только потому, что кое-кто попытался обхитрить составителей циклов порабощения из лагерного расписания?

Вершиной сценарного изящества я бы назвала ту разницу в грехе самозванства, которая отличает парафраз от литературного источника. Если рассуждать о гоголевском Хлестакове, то его грешки карикатурны: паразитировал на паразитах, внаглую присвоив себе репутацию государева ока. Грех Васечкина совсем в другом: он завладел административным ресурсом, но использовал его для себя одного (ну, и для Петрова заодно), в то время как в освобождении от тирании архонтов нуждались все пионеры. А я-то, по старой памяти о проделках Хлестакова, сперва вообразила, что грех Васечкина в том, что он нанёс божеству репутационный ущерб! Позор моей меркантильности.

Итак, освобождения пионеры от своего нового лже-божка не дождались. Страшно сказать, далее последовали душераздирающие сцены материализации жертвенных даров и соблюдения детьми ритуалов карго-культа, требующего от пацана владеть детективными книжками, боксёрскими перчатками, походными шахматами и мотошлемом. Васечкин не только не одарил плебс благами, но ещё и сам собирал пожертвования в свою пользу! Для того ли нам нужны боги, чтоб истощать наши кровные ресурсы безо всякой отдачи?!
Чтобы подчеркнуть грех профанирования высокотехнологичных благ, ниспосылаемых предками вообще-то исключительно за благочестие, Алеников использовал сразу два контрастирующих приёма: с одной стороны, одаряемые благами Васечкин и Петров откровенно томятся от внезапного избытка вещей, с другой стороны, Оля Добкина и Оля Бобкина, уподобленные богиням плодородия, насильно включили в список пацанских благ высокодуховные девчачьи веники (икебану) и ради этого оттоптали Васечкину все ноги.









Таким образом, Васечкин объявил себя божеством, но не имел намерения выполнить миссию божества.
Теперь понятно, почему героем массы монтажных сопоставлений "Хулигана" является праздношатающийся гусь. Вмешательство Васечкина опасным образом изменило расстановку сил. Физическое воплощение Абраксаса (хулиган Гусь), его астральная проекция (птица гусь) и нестабильный симулякр (Васечкин) - своего рода противоестественная АнтиТроица, родившаяся из нечестивого дерзновения Васечкина. Разумеется, сближение Гуся и Васечкина, тела и симулякра, чуть не привело ко взрыву антиматерии. Прочим пионерам очень повезло, что гусь на коротких лапках не успел подковылять к месту слияния АнтиТроицы.





Как видите, в качестве начинающего гностика Алеников решительно саботировал концепцию тождества Абраксаса верховному архонту. В его трактовке Абраксас и Верховный оппонируют друг другу, более того, Верховный надеется поработить Абраксаса.

Маленькая историческая справка:
В 1920-х Россия имела шанс стать одним из мировых лидеров гностицизма. Однако, как обычно бывает, истинное озарение нация оценить по достоинству не сумела и шедевр живописи "Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой" Казимира Малевича (1922) остался игрой в бисер для самых яйцеголовых. Книги "Агни-Йоги" Николая и Елены Рерихов публиковались за рубежом. Маленькая пьеса "Гностики", написанная где-то в первой половине 1920-х пожилым анархистом-мистиком Аполлоном Карелиным, лидером российских тамплиеров, как и сценка Даниила Хармса "Гностик", датируемая 1931 годом, изначально создавались, чтоб затеряться в архивах, так что и здесь час пробил не сразу. Относительно "Краденого солнца" Корнея Чуковского (1927) советские критики предпочли сделать вид, что это чуть ли не соцреализм. Тем временем, сатрапы Демиурга методично удаляли из среды обитания рабочих и крестьян визуальные знаки гнозиса - православные иконы, т.е. портретную живопись, чья нелинейная перспектива и иерархическая композиция заточены под тренировку восприятия духовной, а не телесной сущности персонажей. У яйцеголовой публики, после закономерного угасания интереса к пыльным книжкам Елены Блаватской с ятями, перезапуск моды на всё гностическое стал реакцией на самиздатовские копии духовидческого трактата Даниила Андреева "Роза мира" (1958). Характер распространения такого рода литературы в советском обществе уже сам по себе делал читателей "посвящёнными", приобщившимися к "тайному знанию". Параллельно происходили первые рефлексии над "Пророческими книгами" Уильяма Блейка, пока ещё не переведёнными на русский язык и доступными только некоторым и только в зарубежных изданиях. Интерпретация поэм Блейка составила значительную часть русской женской эзотерики, особенно во времена хрущёвской оттепели. В частности, в 1960 и 1962 годах увидели свет монографические очерки Анны Елистратовой и Екатерины Некрасовой о Блейке, но наибольшие последовательность и упорство проявила Татьяна Васильева, которая в "Учёных записках" Кишинёвского университета в 1959-1969 годах активно публиковала материалы будущей докторской диссертации по творчеству Блейка (я их листала, гностический анализ в текстах Васильевой максимально поверхностен, зато выполнен пересказ самих поэтических "видений"). Затем, в 1970-х, состоялось знакомство советских кухонных мыслителей с историческими источниками - первыми переводами кодексов "библиотеки из Наг-Хаммади". А там уж подоспели монографии Ирины Свенцицкой "Тайные писания первых христиан" (1980) и "Апокрифы первых христиан" (1989). С тех пор гностиков не унять. Сила их в [самозванческой] избранности и манипуляциях потайным языком.

Пофиг на ереси, гностическая кинокритика существует ради мифопоэтических метафор, многократно усиливающих эффективность художественного синтеза. Принципиально важная задача гностической кинокритики - вывод понятийного аппарата произведения за пределы этических категорий и перенастройка оценочных навыков зрителя, скованных бытовой моралью. Интерпретатор-гностик ищет доказательства, что кинематографическое произведение намеренно или случайно (интуитивно) выстроено по канонам познания гнозиса. Для этого кинокритик освобождает фильм от власти любых скучных контекстов - в том числе от власти авторского замысла - и включает в единый контекст криптоистории, конспирологии, эзотерики, оккультизма, эсхатологии и прочих возбуждающих наук и практик. Классикой, вершиной и эталоном русскоязычного гностического киноведения стали посты юзера moskovitza, в том числе гностическая интерпретация ряда полузабытых произведений советского детского кино.

Следы воздействия гнозиса на экранное действо просчитать не так уж сложно. Это, навскидку, следующие особенности сценарных и визуальных решений:

  • любые формы преодоления силы тяжести (левитация, свободный полёт);
  • аномалии пространства и времени, которые связаны не с монтажной композицией кинопроизведения, а с условиями фабулы (телепортация, путешествия во времени и пр.);
  • в том числе, порталы в неведомое (лестницы в небо, волшебные зеркала, кроличья нора Алисы, синяя полицейская будка ТАРДИС);
  • повышенное внимание сценариста к изменённым состояниям сознания (сны, галлюцинации, гипноз);
  • трансформация материальных объектов внематериальным усилием (превращения, колдовство, воздействие силой мысли);
  • стремление персонажей познать принципы творения новых объектов материального мира (алхимия, создание Голема, деятельность Виктора Франкенштейна);
  • хтоническая мощь природных стихий и элементов Материи, достойной борения с порабощённым в ней Духом (природные катаклизмы, природные необработанные материалы, естественный ландшафт, чёткость координат по инь и ян);
  • а самое главное - системная сумасшедшинка самого критика, придающая символичность и многозначительность любым странным "неправильностям" сценария; если пазл действительно сложился, то сумасшедшесть "сумасшедшинки" становится дискуссионным вопросом.
  • Метатемой советского гностического кинематографа и постсоветской гностической кинокритики я бы назвала изучение проблем стабильности континуума.
    Разумеется, национальное киноведческое самосознание регулярно атакуется ложными концептами, которыми Демиург искусно маскирует свою власть над нашим невежеством. Продолжая мысль писателя и филолога-классика Романа Шмаракова о ялдаваофах хреновых, отметим устойчивость сетевого мифа о "вселенной Марвел", каковым мифом Демиург не столько маскирует своё присутствие, сколько порочит миссию эонов. Надо ли напоминать, что Абраксас, изначально пребывающий выше этических коннотаций, у "Марвел" внезапно сугубо отрицательный персонаж.

    мистика здорового человека, советское кино, детское кино, иль перечти женитьбу фигаро, критика как практика, теория кино, 1980-1989, гностическое рядом

    Previous post Next post
    Up