Западная провинция заметно отличается от остальной Замбии, что не удивительно: современная Республика Замбия образовалась в 1964 году из британскй колонии Северной Родезии и находящегося под протекторатом Королевства Баротселенд. Основой для мирного сосуществования под одним флагом было так называемое Barotse Agreement (Соглашение Баротсе), по которому Королевство должно было сохранять определенную долю независимости. Но официальная Лусака во главе с Кеннетом Каундой очень быстро начала забывать о соглашении, требуя от региона все большего подчинения и в 1969 г. изменив даже название "Баротселенд" на этнически-нейтральную "Западную провинцию". Лози, разумеется, от этого не в восторге, поэтому тут бродят и периодически оживляются идеи сепаратизма. В ответ правительство до недавнего времени не стремилось инвестировать в местную инфраструктуру: тут есть только одна асфальтированная дорога, ведущая из столицы в региональный центр, город
Монгу. Большинство замбийцев считает Западную провинцию отсталой во всех отношениях и совершенно неинтересной. И совершенно зря: история народа лози и его королей (литунг) очень интересна.
Само слово "лози" (в другой транскрипции "ротсе") означает "равнина", приставка "ба" (или "бу") значит "люди", поэтому баротсе/булози - "люди равнины". Лози пришли на
заливные равнины Замбези в XVII веке, отколовшись от Империи Лунда, располагавшейся на территории современных Анголы и Конго. Местность пришлась им по душе: огромные пространства, заросшие травой, были идеальны для скотоводства, плюсом было и отсутствие тут мухи цеце. Однако сюрпризом оказались ежегодные разливы Замбези. Устная история лози хранит предание об особо сильном наводнении, которое унесло жизни многих людей, не имеющих никаких плавсредств, кроме лодок-долбленок. Выжившие извлекли уроки из этой трагедии и к следующему разливу построили несколько больших барж, в которые погрузили семена для посадок и молодняк животных. Самую большую лодку, предназначенную для перевозки знати, украсили белыми и темно-коричневыми полосами и назвали Наликванда (в переводе, "для людей").
Все замбийские племена подчиняются вождям, а у лози над вождями стоит еще и король - Литунга (по их мнению, повелитель земли, разливов реки и всех людей, то есть стоит выше любых президентов и т.д.). Первыми литунгами были женщины, но постепенно мода на матриархат начала спадать, и одна вовремя уловившая тенденцию правительница с труднопроизносимым именем Мбуювамвамбва решила мирно передать трон своему сыну Мбоо, тем самым положив начало мужской линии престолонаследия. Тем не менее, лози очень уважают мудрость женщин, считая их непредвзятыми (неожиданно, правда? ;) ). Согласно традиции, когда правящий мужчина-литунга умирает, в период до инициации нового правит женщина-литунга. Все короли выбираются из одного рода, нынешний литунга Лубози-Имвико II является потомком самых первых известных европейцам правителей лози. Литунга пользуется непререкаемым авторитетом и соединяет в себе все ветви власти. Его жизнь очень жестко запротоколирована, традицией определяется даже его обеденное меню! Как нам рассказывали, каждый день на обед литунге подают рыбу, от которой он съедает только верхнюю часть, не переворачивая тушку на другой бок. При необходимости ему приносят еще одну рыбу, от которой он также съедает только половину!
Ныне правящий литунга Лубози-Имвико II во время ежегодной церемонии Куомбока
Самым известным литунгой за всю историю лози был Леваника (Lewanika, в переводе, "объединитель"), правивший с 1878 по 1916 гг. Опасаясь набегов ндебеле (живших на территории современного Зимбабве и ставящих своей целью в том числе изгнание белых из региона), он воспользовался предложением Сесиля Родса и в 1891 году подал прошение о переходе под британский протекторат. В 1898 г. он предоставил Британской южно-африканской компании (БЮАК) права на разработку месторождений полезных ископаемых , на торговлю и, главное, право на частичное управление королевством в обмен на ежегодные выплаты и выделение больших участков земли на нужды населения.
Спецпосланник БЮАК при дворе Леваники Роберт Кориндон писал, что король держится с большим достоинством, улыбается дружелюбно, говорит быстро и немного нервно, отличный наездник, умеет обращаться с животными, искусный резчик по дереву, преданный семьянин, умен и любознателен.
Переговоры Леваники с белыми. Подпись под фото непонятна, но вероятно, речь идет о представителях БЮАК.
Долгое время мечтой правителя лози было поехать в Лондон и познакомиться с королевой Викторией. Увы, в 1899 году реализации планов помешала англо-бурская война, а в 1901 королева умерла. Ее наследник Эдуард VII пригласил Леванику на свою коронацию, и в мае 1902 тот отплыл в Европу. Из-за внезапной болезни будущего императора коронация была отложена, а делегация лози тем временем активно путешествовала. Сопровождавший их Колин Хардинг писал, что "ни Леваника, ни его подданные ни разу не позволили себе даже намека на невежливость или бестактность и вели себя в соответствии с этикетом как страны пребывания, так и своей родины".
Во время пребывания в Великобритании Леваника одевался в европейскую одежду, пошитую у лучших портных Лондона.
При посещении Королевского флота Леваника обратил внимание на эффектный наряд британских адмиралов. Согласно легенде, перед отъездом из Лондона его спросили, что бы он хотел увезти с собой в качестве памятного подарка. В ответ он указал на эту форму. И вот уже больше века британское правительство (сейчас в лице посольства Великобритании в Замбии) дарит каждому новому литунге форму, сшитую на заказ портными с Сэвил Роу. Ее надевают по торжественным случаям (в частности, в ходе ежегодной церемонии Куомбока). По традиции, хоронят правителей лози тоже в ней.
Под влиянием христианских миссионеров, в частности, французского протестанта Франсуа Койяра (François Coillard, надеюсь, русифицировала верно) Леваника серьезно изменил традиционный уклад лози: запретил варение крепкого пива, колдовство (использование человеческих органов в магических обрядах - до сих пор реальность в некоторых африканских странах) и использование испытаний в качестве доказательства невиновности в суде, завел собственную полицию, реформировал брачные законы, отменил рабство (освободив тем самым 30 тысяч человек из покоренных народов), разрешил лози (в том числе своему сыну) креститься. Несмотря на все уговоры, сам он христианином не стал: в таком случае пришлось бы выбрать из всех имеющихся в наличии жен всего одну, разрушив тем самым сложную сеть семейных связей, что могло бы привести к перевороту.
В 1916 году Леваника умер, оставив трон сыну. Его смерть оплакивали не только подданные, но и знавшие его европейцы. Его тело положили на дно большой лодки, в которой он всегда путешествовал, следом шла баржа, нагруженная принадлежащими ему вещами. Леванику захоронили на выбранном им самим холме на равнинах Замбези, в могилу положили символ власти - кисточку от мух (не смеяться - серьезно, fly-whisk) и необходимые ему в загробном мире вещи: плащи из шкур, деревянные миски и глиняные горшки. На следующий день на кургане забили стадо из 170 коров. Обе лодки затопили в основном течении Замбези, чтобы на них больше никто никогда не плавал.
Похороны Леваники. Впереди идет Наликванда - баржа с телом короля, за ней - баржа с его вещами.
Современный литунга практически не покидает свой дворец, общается преимущественно с родственниками, принимает у себя индун (традиционных вождей) и решает с ними все вопросы внутренней политики. Без ведома литунги и индун в Баротселенде не решается ни один вопрос. По слухам, даже заказчикам единственного в Монгу
торгового центра пришлось несладко: не разобравшись в местных тонкостях, они подали заявку на строительство ТЦ в мэрию, те выделили им кусок земли, добраться до которого можно только по координатам по причине полного отсутствия дорог. К счастью, кто-то инвесторов просветил, и они направились на поклон к литунге (разумеется, не с пустыми руками), итог - Barotse Mall, удобно расположившийся в центре города. Менеджер нашего отеля, приехавший из Лусаки за неделю до нашего визита, рассказал, что на четвертый день пребывания на новом месте ему передали высказанное местным индуной разочарование от того, что чужак не счел нужным первым делом нанести визит вежливости. А недовольный индуна означает серьезные проблемы для любого, желающего развивать бизнес. Очевидно, именно этим объясняется столь слабое проникновение "прелестей цивилизации" в Западную провинцию. Тут мало дорог, мало больниц, мало магазинов, цены в которых очень высоки, т.к. все товары везутся из Лусаки. (К примеру, килограмм картошки в мае 2016 г. в столице стоил около 1 доллара, а в Монгу - 8).
Радует то, что эта ситуация постепенно меняется: в попытке закрыть вопрос с отделением региона и заручиться поддержкой литунги (а значит, и местных избирателей) правящая партия "Патриотический фронт" вкладывает деньги в строительство дорог, закончен масштабный проект
Mongu-Kalabo Rd с перспективой организации пограничного перехода с Анголой, что сделает Монгу важной точкой на маршруте транснациональной торговли; постепенно развивается туризм. У нынешнего литунги неплохие отношения с действующей властью, так что можно надеяться на дальнейшее развитие этого интереснейшего региона.
Не очень уверена, что все эти "улучшения" очень нужны рядовым лози. Насколько мы поняли, их абсолютно устраивает устоявшийся веками уклад жизни: ловля брима на равнинах Замбези, разведение скота, ежегодные, проводящиеся в начале зимы инициации мальчиков и девочек, индуны, направляющие каждый шаг соплеменников, и поклонение "Правителю земли, разливов и всех людей", которого они видят только во время торжественных церемоний, основной и самой красочной из которых является Куомбока (Kuomboka, букв., "исход из воды"). О ней расскажу в
следующий раз ))