"Как тебя, Ахтубинск, можно любить?!"
Уважаемые читатели, подписчики, друзья нашей газеты!
В декабре текущего года нашему с вами городу исполнится 55 лет. Предлагаем вам принять участие в конкурсе «Юбилей Ахтубинска». Давайте вместе вспомним, как Ахтубинск рос, хорошел, строился. Давайте вспомним, какие люди внесли свой вклад в развитие и благоустройство города. Присылайте, приносите в редакцию свои воспоминания, заметки (желательно - на электронных носителях, но можно и рукописные) и, конечно же, фотографии прошлых лет. Справки по телефонам редакции: 5-17-47, 5-26-49.
Фотограф Роман Зубарев
Читатель "АП" делится воспоминаниями о героях, навечно оставивших след в истории Ахтубинска
мечательных людей, посвятивших всю свою жизнь развитию отечественной авиации. Это ученые, конструкторы, инженеры, летчики-испытатели, командиры, космонавты. Многие из них ушли в мир иной при исполнении служебного долга. Но память об этих людях осталась в наших сердцах навсегда.
Вот их имена: Н.Е. Жуковский, А.Ф. Можайский, К.Э. Циолковский, С.А. Чаплыгин, А.Н. Туполев, С.Д. Щербаков, М.С. Финогенов, Л.И. Агурин, В.Г. Иванов, П.Н. Нестеров, В.П. Чкалов, Г.Я. Бахчиванджи, Н.Ф. Гастелло, М.М. Громов, Ю.А. Гагарин, В.М. Комаров, А.Г. Николаев, В.В. Терешкова, П.Д. Осипенко, В.М. Андреев, В.Ф, Черно-Иванов, С.А. Лаврентьев, Н.В. Рухлядко, Н.И. Стогов.
Из этого списка мне посчастливилось общаться с десятью замечательными людьми. Среди них пять летчиков-испытателей ГЛИЦ, с которыми я плодотворно проводил испытания авиационных комплексов.
Виктор Михайлович Андреев (1923-1962 г.г.). Герой Советского Союза, Заслуженный военный летчик, летчик-испытатель, мастер воздушного боя.
«Улица Андреева» - так назвала свое стихотворение Галина Яковлева, библиотекарь нашей части.
«Он мог бы покинуть еще самолет,
Но под крылом - люди, город, завод
И крепкой рукой сжимая штурвал,
Он не себя - сотни жизней спасал.
Скорбим, гордимся, помним и верим
Жизнь свою отдал не зря Андреев
Русской землею вскормлен и вспоен,
Он песни любил. Он песен достоин.
Школьники шумной бегут гурьбой
Деревья в пушистом инее
В городе нашем знает любой
улицу его имени».
С Виктором Михайловичем меня познакомили сразу, как я пришел в 1 отдел в/ч 18374. Полным ходом шли испытания Су-11 и готовились к испытаниям нового перехватчика Су-15, где основным летчиком должен быть В.М. Андреев. Он произвел на меня очень хорошее впечатление. Участник Великой Отечественной войны, сражался умело и храбро, совершил 86 боевых вылетов. В воздушных боях лично сбил два фашистских самолета.
После войны В.М. Андреев служил в подмосковной Кубинке. В 1959 году, в числе первых летчиков-испытателей прибыл в Ахтубинск и был ведущим летчиком по испытаниям перехватчиков П.О. Сухого.
Погиб при испытаниях опытного перехватчика Су-11 в 1962 г. в г. Новосибирске. Двигатель отказал, когда он находился над городом. Поэтому Андреев не смог выполнить команду «покинуть самолет»: погибли бы люди, мирные жители, и предпринял попытку посадить самолет. Однако при посадке получил травмы, не совместимые с жизнью. И на глазах у притихшего техника самолета умер. За проявленное мужество и героизм Андрееву В.М. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Эта первая гибель летчика-испытателя ГЛИЦ в Ахтубинске окончательно убедила П.О. Сухого ускорить создание перехватчиков с двумя двигателями. Так появился перехватчик Су-15, который стал самым эффективным и безопасным перехватчиком и 30 лет надежно охранял границы нашей Родины.
Николай Ильич Стогов (1934-1982 г.г.). Герой Советского Союза,заслуженный летчик-испытатель, начальник СЛИ.
Я был приглашен на банкет по случаю присвоения ему высокого звания Героя Советского Союза. На торжестве вспоминали опасные случаи в полетах, из которых он, благодаря интуиции и опыту, выходил победителем.
Он был учеником «ВГ» (Василия Гавриловича Иванова) и продолжал испытывать самолеты конструкции А.И. Микояна Но изредка летал и у меня на перехватчике Су-15. Все были рады за Николая Ильича за справедливую оценку его труда.
… Погиб он в испытательном полете самолета Су-27 при невыясненных обстоятельствах, днем, в простых метеоусловиях.
Николай Васильевич Рухлядко (1938-1981 г.г.). Заслуженный летчик-испытатель, командир авиационной эскадрильи.
У Николая Рухлядко с детства была тяга к полетам. Для осуществления своей мечты сначала поступил в аэроклуб, затем в Армавирское военное училище летчиков, которое закончил в 1957 году.
В строевом полку проявился его летательный талант, и Рухлядко в 1963 году приглашают к нам на испытательную работу. Освоил много типов боевых самолетов (даже транспортных). В его практике было два катапультирования (Су-75 - 1963 г., Су-24 - 1974 г.).
Главной работой Рухлядко были испытания самолетов Су-24, Су- 24М. Ни на йоту в сторону,только строго по заданию. Это и есть профессионализм летчика. В очередном испытательном полете на самолете Су-24 15 сентября 1981 года на 35-й минуте полета при запуске левого двигателя возник пожар. В этой опасной ситуации штурман испугался и без разрешения командира катапультировался,оглушив командира зарядом кресла, что привело к катастрофе самолета и гибели летчика.
Город героев
В нашем городе 244 улицы и переулка. Из них 24 улицы носят имена людей, связанных с авиацией и космонавтикой. А еще есть микрорайон, носящий имя конструктора С.А. Лавочкина и кадетская школа имени П.О. Сухого. Имена начальников гарнизона, летчиков испытателей,служивших в Ахтубинске в разные годы, присвоены девяти улицам. Это улицы имени С. Щербакова, М. Финогенова, Л.Агурина, В. Андреева, В. Черно-Иванова, Н. Рухлядко, В. Иванова, С. Лаврентьева и Н. Стогова.
Сталь Александрович Лаврентьев (1934-1973 г.г.). Заслуженный летчик-испытатель, заместитель начальника СЛИ.
Сталь - это пример повседневной самоотдачи, высокого профессионализма, честности и самоотверженности. Это тот случай, когда летательный талант не зависит от образования - он врожденный.
Для проведения испытаний перехватчика Су-15 мне выделили группу летчиков, которую потом увеличили за счет «запасного» Лаврентьева. Фактически получилось, что «запасной» стал основным пилотом. Сталь, не вылезая из кабины, на одном дыхании пролетал всю программу. И все у него получалось: площадки на ЛТХ, маневренность, «дачи» на устойчивость и управляемость, полеты на оценку комплекса вооружения, и главное, как правило, успешные боевые работы. «Сталь на диво бьет мишени в хвост и в гриву» - такие плакаты вывешивали политработники после боевых работ.
Благодаря Сталю перехватчик Су-15 успешно прошел испытания и быстро был запущен в серию.
Это был мой летчик и мы не расставались. Вместе ездили на заводские и войсковые испытания и по частям. Я узнавал его по полету, по манере пилотирования. Все полковые летчики восхищались его свободой полета. Он стал настолько востребованным, что без него не проходило ни одно летное испытание. Летал на всем. Освоил 58 типов самолетов и вертолетов. В 1972 году Лаврентьев первым из военных летчиков вылетел на фронтовом бомбардировщике Су-24. И с тех пор всего себя посвятил этим новым и сложным испытаниям.
В тот злополучный день - 28 августа 1973 года мы разговаривали со Сталем, у него не было полетов. Но кто-то заболел. И он по дополнительной заявке полетел со штурманом М.С. Юровым. Мне не хотелось, чтобы он тогда летел, было какое-то необъяснимое предчувствие беды. Су-24 потерпел катастрофу. Погибли оба - летчик и штурман. В полете произошел обрыв лопатки турбины, разрушение проводки управления правой лопастью стабилизатора, она встала на упор, самолет энергично завращался, а высота малая. Никакого шанса выжить не было.
Владимир Фролович Черно-Иванов (1924-1966 г.г.). Летчик-испытатель, командир корабля Ту-22.
Испытывал бомбардировщики.
Нам для отработки бортовой РЛС на Су-15 нужна была воздушная цель. И я обратился к Черно-Иванову как к командиру корабля. Он меня внимательно выслушал. У нас сложилось полное взаимопонимание. Много летал, за цель на перехватчике Су-15. Однако в одном из испытательных полетов самолета Ту-22, на малой высоте машину стало трясти, бросать, и командир сразу дал команду экипажу: катапультироваться! Потом прыгнул сам, но не хватило высоты для раскрытия парашюта. Самолет развалился в воздухе. Из трех членов экипажа погибли двое.
Давно уже нет с нами этих замечательных людей, но память о них оказывает положительный воспитательный эффект на ныне живущих и летающих в нашем прекрасном городе.
Роберт Лазарев, полковник в отставке, ветеран Вооруженных сил.
При копировании материалов активная или неактивная ссылка на блог обязательна.
Читайте отзыв на эту статью:
http://ahtubpravda.livejournal.com/57300.html