Как искажают историю

Aug 21, 2014 12:28




В газете «Ахтубинская Правда» № 31 от 31 июля опубликована статья Роберта Лазарева «Улицы города носят их имена». (http://ahtubpravda.livejournal.com/52716.html)
Приятно увидеть в «Ахтубинске» рассказы о людях, с которыми проработал не один год, и даже более того, летал вместе в одних экипажах, выполняя испытательные полеты.Но то, что написал Р.Н. Лазарев,  повергло меня в смятение...



Лев Руденко, заслуженный штурман-испытатель СССР

Я знаю Роберта Николаевича Лазарева и по совместной работе и как автора статей в газетах «Ахтубинская Правда»,  «Испытатель», и как одного из соавторов книги «Помним всех поименно…». Даже к моему рассказу в этой книге о штурмане-испытателе 1-го класса, почетном гражданине Тамбовской области Юрове Михаиле Сергеевиче биографический раздел рассказа был написан Робертом Николаевичем. Я всегда считал его грамотным, вдумчивым и серьезным рассказчиком. Но то, что написал Р.Н. Лазарев, повергло меня в смятение.
С Виктором Михайловичем Андреевым я не был знаком и от комментариев рассказа о нем я воздержусь. А вот с остальными летчиками мне посчастливилось выполнять совместные испытательные полеты в качестве штурмана-испытателя...

Владимир Фролович Черно-Иванов
Погиб, укрощая норов Ту-22
Роберт Николаевич, в своей статье вы представляете его в должности командира корабля Ту-22. Но в нашем Институте среди летчиков-испытателей не было должности командира корабля. Летчик-испытатель назначался в испытательный полет в качестве командира корабля или его помощника в зависимости от сложности полетного задания и уровня подготовки пилотов. В один летный день он мог летать на одном самолете в качестве командира корабля , а на другом - в качестве помощника командира. Решение, куда и в качестве кого выполнять испытательный полет, принимали руководители служб или эскадрилий. Полковник Владимир Фролович Черно-Иванов, летчик-испытатель 1-го класса, был командиром испытательной эскадрильи самолетов-бомбардировщиков и ракетоносцев во 2-ом испытательном Управлении. Вы пишете, что он много летал за цель, но этот вид испытаний для экипажей самолетов-целей является самым простым видом испытательных полетов. И летать за цель обычно назначают начинающих испытателей. А у командиров эскадрилий, летчиков-испытателей 1-го класса, были куда более сложные задачи. Так что ему просто некогда было летать за цель да еще, как вы пишете, на перехватчике Су-15, из-за отсутствия самолетов таких типов во 2-ом Управлении.
Погиб Владимир Фролович на самолете Ту-22, выполняя специальные испытательные полеты на проверку устойчивости и управляемости самолета при имитации отказов в системе управления и проверке поведения автопилота при внезапно возникающих отказах. Такие отказы привели к гибели двух летных экипажей в строевых частях Дальней Авиации. Была составлена специальная программа испытаний с выводом самолета на те режимы полета в которых погибли экипажи строевых частей. Испытания доверили провести самым опытным испытателям Управления.  Был сформирован экипаж в составе: Владимир Фролович Черно-Иванов - командир корабля, Виталий Иванович Царегородцев - штурман корабля, Алексей Яковлевич Лузанов - воздушный стрелок-радист. Выполнение программы подходило к концу, но пока ситуации в которой погибли строевые экипажи не возникало. И вот 19 сентября 1966 года самолет вдруг проявил свой норов во всей красе. Владимир Фролович успел передать на землю информацию о поведении самолета и записать все параметры полета на бортовую контрольно-записывающую аппаратуру. Это позволило полностью установить причину гибели экипажей Дальней Авиации, а промышленности провести на самолетах Ту-22 серьезные доработки, исключившие возможность появления подобных отказов впредь. К сожалению, это было достигнуто ценой жизней Владимира Фроловича Черно-Иванова и Алексея Яковлевича Лузанова.

Сталь Александрович Лаврентьев
Принял чужую судьбу
В статье говорится, что в тот злополучный день - 28 августа 1973 года Сталь Александрович не был запланирован на полеты, но кто-то заболел. И он по дополнительной заявке полетел со штурманом М.С. Юровым. Тот «кто-то» не заболел, а был готов выполнять запланированный полет. Но у представителей промышленности возникла острая необходимость проверить устойчивость и управляемость самолета на некоторых режимах.
В полетное задание внесли необходимые изменения, уменьшив количество боевых заходов на полигоне для высвобождения времени на выполнение новых режимов для снятия характеристик устойчивости и управляемости самолета Су-24.
Поскольку результаты выполнения этих режимов нужны были представителям промышленности в этот день, они решили не рисковать и заменить запланированного на полет летчика более опытным, в котором они были уверены на 100%. Они обратились к командованию Института с просьбой заменить запланированного летчика на Сталя Лаврентьева.
Летное руководство Института всегда боролось с заменой летного состава в экипажах в день полетов. Но представители фирмы Сухого были настойчивы и очевидно нашли весомые аргументы в пользу замены летчика. Тем более, что Сталю Александровичу уже было выписано командировочное предписание для убытия в Москву, в Кремль, где ему должны были вручить грамоту Верховного Совета СССР и документы заслуженного летчика-испытателя СССР. И представители КБ боялись, что с убытием Сталя Александровича в Москву выполнение нужных им режимов будет поручено другому летчику, в котором они не были столь уверены.
Им удалось убедить руководство Института в замене летчика и Сталь Александрович вместе с Мишей Юровым после проработки нового полетного задания и выполнения всех необходимых формальностей поехали на вылет, который закончился для них так трагически.

Николай Ильич Стогов
Николай Ильич Стогов Герой Советского Союза, заслуженный летчик испытатель СССР погиб будучи не в должности начальника службы, а в должности заместителя начальника 1-го Управления по летной работе. И погиб он в испытательном полете не на самолете Су-27, а на самолете МиГ-27.

Николай Васильевич Рухлядко
Асы не могут спасовать
Николай Васильевич Рухлядко, заслуженный летчик-испытатель СССР. К сожалению, в этом рассказе Роберт Николаевич допускает не просто ошибки, а искажение действительности. Приведу абзац: «В этой опасной ситуации штурман испугался и без разрешения командира катапультировался, оглушив командира зарядом кресла, что привело к катастрофе самолета и гибели летчика».
Штурман в этом полете не мог испугаться и покинуть самолет без команды командира уже по той причине, что в этом полете в самолете НЕ БЫЛО ШТУРМАНА! На месте штурмана в кабине самолета находился летчик-испытатель 1-го класса полковник Лотков Владимир Алексан-дрович. Но и он НЕ ИСПУГАЛСЯ и НЕ ПОКИНУЛ САМОЛЕТ БЕЗ КОМАНДЫ КОМАНДИРА. Этот факт был установлен комиссией, проводившей расследование этой катастрофы.
На заседании комиссии полковник Лотков подробно доложил о том, как развивалась аварийная ситуация в полете. При очередном запуске двигателя самолета в воздухе (по заданию их нужно было сделать несколько) вдруг замигали все лампы на приборной доске, а табло аварийных и опасных сигналов превратилось в подобие гирлянды на елке. Понять в этом хаосе сигналов, что же на самом деле отказало в самолете, было невозможно. Затем отказали все приборы, для работы которых необходимо нормальное электропитание. Пропала связь с руководителем полетов и связь по самолетному переговорному устройству между летчиками. И тут же начался пожар. Все это произошло в считанные секунды. Не имея связи по переговорному устройству с командиром, Владимир Александрович посмотрел на Рухлядко и увидел, что тот вытягивает держки катапультного кресла, приводя в действие систему катапультирования.
Порядок катапультирования на этом самолете таков, что несмотря на то, кто выполнил операции по покиданию самолета, первым всегда катапультируется член экипажа, находящийся на месте штурмана. Поэтому Владимир Лотков застопорил ремни своей катапульты, опустил светофильтр защитного шлема, сгруппировался и стал ждать когда автоматика выбросит его из самолета. На это должны были потребоваться доли секунд, но прошла секунда, другая, а катапультирования не было.
Поняв, что система катапультирования не сработала, Владимир снова посмотрел на командира и увидел, что тот пытается вернуть держки катапультного кресла в исходное положение, опуская их вниз. Владимир Александрович понял, что нужно воспользоваться механической схемой покидания, для чего нужно было сначала вручную сбросить входную крышку фонаря кабины. Владимир потянул за рукав Рухлядко и знаками показал ему, чтобы он повторил его действия. После этого аварийной рукояткой сбросил крышку фонаря кабины над своим рабочим местом и катапультировался. Почему не покинул самолет Николай Васильевич Рухлядко, осталось неизвестно. Комиссия пришла к выводу, что ему просто не хватило времени выполнить все необходимые действия для покидания самолета по механической схеме - самолет взорвался в воздухе. Расследование этого происшествия полностью подтвердил доклад полковника Лоткова. Да и как могло быть иначе? Ведь полковник Лотков был летчиком-испытателем 1-го класса, освоившим более 20 типов самолетов.
А вот «оглушение командира зарядом кресла» - это уже выдумка. В авиации было достаточно случаев покидания самолетов Су-24 и никто из летчиков не наблюдал никакого оглушения. Даже сам Николай Васильевич Рухлядко покидал самолет Су-24 со штурманом-испытателем полковником Сидоренко Валерием Михайловичем. Ими написан подробный отчет по этому случаю.  В нем тоже не говорится ни о каком оглушении.
Обидно, что у нас на слуху постоянно одни и те же люди и совершенно незаслуженно забываются такие как: Михайлов Н.И., Комов В.М., Саттаров Н.Ш., Цуварев В.И., Львов Б.Л., Петров М.М.,
Петров В.И., .Царегородцев В.И., Кузнецов В.И. Цой О.Г., Музыка В.Н и многие другие. А ведь заслуженный летчик-испытатель СССР полковник Кузнецов Виктор Игнатьевич получил звание Героя Советского Союза за вывод из штопора тяжелого ракетоносца Ту-22К при выполнении испытательного полета. Их именами не названы улицы Ахтубинска, но они внесли огромный вклад в дело развития нашей боевой авиации и тоже достойны, чтобы о них писали. Это нужно не им, а тем, кто продолжает их дело, уходит в небо не на прогулку, а на работу, тяжелую, требующую полной самоотдачи и порой опасную.

Статья по теме: http://ahtubpravda.livejournal.com/52716.htmlПри копировании материалов активная или неактивная ссылка на блог обязательна.

летчик-испытатель, Алексей Лузанов, Роберт Лазарев, Владимир Черно-Иванов, Николай Стогов, Сталь Лаврентьев, Виктор Андреев, Николай Рухлядко, Лев Руденко

Previous post Next post
Up