Отрок третий день безо всякого принуждения всё свободное время смотрит мульт-сериал истории государства российского (в пересчёте на "обычные сериалы" по 20 минут это примерно 100 серий), в основном вокруг Иоанна III. Расспросы показали, что он воспринимает это как пример "стратегии", вполне содержательный для него жанр "прохождения". По мере просмотра он даже высказывал замечания по осмысленности/стратегичности действий тех или иных исторических персонажей. Кстати, версия истории по этим мультикам существенно отличается от версии в школьном учебнике. Учебник не котируется у него ни разу, интереса не вызвает совсем. Ибо непонятно, какого жанра учебник, что с ним делать. А фильм-"стратегия" -- оно понятно, какого жанра, и понятно как использовать. Я не выдержал, и задал вопрос после сегодняшнего просмотра -- "ну, и кто там выиграл?". Отрок отнёсся к вопросу серьёзно, и ответил, что "пока никто, но Россия потом останется, я знаю". А затем им была расчехлена Sid Meyer's Civilization: Beyond Earth.
В MineCraft по вечерам они уже играют по скайпу втроём, с Юлей и Виталиком. А ещё он сегодня ходил на свиданку с Лизой, объяснял ей умножение и деление десятичных дробей (а Лизиной маме демонстрировал решение вступительных задач в 8й класс не очень трудной физматшколы). Социальная жизнь бурлит. С этими свиданками он окончательно убил мой самокат, уж отдам этот самокат насовсем, а себе новый возьму.
Выяснилось, что я не публиковал ещё в ЖЖ ссылки на материал про peer instruction --
http://erazvitie.org/article/pervyj_kavaler_minervy. Там используется и concept inventory --
http://en.wikipedia.org/wiki/Concept_inventory (гнездо там и много-много материалов на тему как учить концептам
http://modeling.asu.edu/R%26E/Research.html). Хотя это ещё не венец развития -- Лей Бао сотоварищи показали, что умение рассуждать и тренинг в мышлении на базе какого-то набора концептов это не одно и то же,
http://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/0807/0807.2061.pdf. Изучение физики оказывается не таким уж "выправляющим мозги" -- A historically held belief among educators and researchers is that training in physics, which has a beautiful structure of logical and mathematical relations, would in general improve students’ abilities in conducting reasoning that is intellectually challenging. However, the result from this study suggests that training in physics content knowledge in the traditional format alone is not enough to improve students’ general reasoning abilities). Ну, и появились материалы, обсуждающие beyond concept inventories towards measuring how students think --
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2830154/ (concerns about measuring student thinking as opposed to student knowledge, но все эти попытки плохо технологизируются по сравнению с concept inventory). В любом случае, нужно бы по моим учебным курсам делать этот самый concept inventory, в классическом варианте. Я этим эпизодически занимался, но нужно бы потратить достаточно времени и ресурсов.
Долго размышлял над постом
http://alarmingdevelopment.org/?p=926 -- там Jonathan Edwards признаёт, что изобрёл решение для проблемы, которую не все даже признают за проблему. Текущее решение это увеличить стек (сделать патч на уже имеющемся стеке программирования), а нормальное решение -- это изменить стек технологий. Понятно, что никто не хочет менять сегодняшний статус кво. И тогда он принимает решение... работать для конечных пользователей и не-программистов, которые ещё не привыкли к текущему технологическому стеку. Вау, какой образ мыслей. Для меня это продолжение темы про "никто не хочет учиться играть на XYZ" (
http://ailev.livejournal.com/1158826.html) и "революционную математику Синичи Мочидзуки" (
http://ailev.livejournal.com/1176759.html). Такое впечатление, что теория категорий в инженерии сейчас попадает в похожую ситуацию.
Видео моих лекций 2012 года в МФТИ (курс "Основания системной инженерии") в связи с заменой видеплатформы переместили на страницу
http://video.techpred.ru/lecturer/LevenchukAI/ 16 мая будет празднование 100-летия РГУ, на Поляне перед физфаком. За последние несколько месяцев меня нашло довольно много народу, знакомого по студенческим годам. И весь этот народ, как выясняется, давно уже живёт в Испании, Литве, Германии, Эквадоре, Канаде, Австрии и прочих интересных странах.
Осознал, что не смотрел никаких анимешек больше года (это были Kill la Kill и Golden Time в апреле 2014 года, судя по timeline в anidb.net). Только манга и манхва. Более того, я даже не следил за тем, что происходило весь этот год в мире аниме. Надо бы поинтересоваться, вдруг я пропустил что-то великое.