Т-люди: глубокие прикладники, но с широким кругозором

Dec 23, 2018 16:49

Концепция T-людей (T-shaped persons, часто T-shaped skills) существует ещё с 80-х, когда МакКинси использовала её для набора и развития своих консультантов (https://en.wikipedia.org/wiki/T-shaped_skills). Вертикальная чёрточка в T обозначает глубокую компетенцию в какой-то прикладной практике, а горизонтальная чёрточка обозначает, способность сотрудничать по широкому спектру дисциплин, и умение применить свои глубокие "вертикальные" знания в смежных дисциплинах.

Концепция стала популярна, и породила множество образовательных проектов, например, в 2012 году проект T-shaped Learning (https://stemfoundation.org.uk/asset/resource/%7B3EA5228A-B620-4783-AE91-190F2C182DAA%7D/resource.pdf). В этом проекте предлагалось сделать NEF Т-образного технаря (T-Shaped Technologist, но это не "технолог", а именно "технарь") как новый тип человека, применив к нему T-образое обучение (T-Shaped Learning) как новый тип обучения. NEF -- это New Engineering Foundation Великобритании. Этот фонд и должен был организовать выпуск T-образных технарей. Вот так это представлялось картинкой:


На картинке:
-- техническое знание и опыт -- по большей части специфичные для технической дисциплины и определяются сектором промышленности. Они включают know-how (практические компетенции), но также и know-why (которую определяли как теорию STEM, то есть физику, математику и т.п., которые важны для технической практики)
-- применимые повсеместно (transferable) профессиональные компетенции -- сфера бизнеса (помним, что "организация" у технарей это часто business, то есть и знания по организовыванию людей), а также компетенции по передаче знаний из исследований в разработке (knowledge transfer) и инновациям (превращение исследований в успешные продукты).
-- применимые повсеместно личные (personal) качества -- включая предпринимательство и инициативу, поведение и отношения, некоторые из которых кажутся весьма туманными характеристиками.

Вместе эти три элемента должны давать людей, которые добиваются результативности в своих карьерах за счёт того, что могут работать в условиях нечётко определённых границ дисциплин и требуемого опыта.

Такие же идеи есть про Т-менеджеров (которые глубоко знают прикладные практики менеджера, но ещё и обладают не слишком глубокими компетенциями в других дисциплинах, а также личными качествами, позволяющими им быть "номенклатурой" -- быть применимыми в самых разных сферах деятельности.

Чем это отличается от наших "фундаментального образования" и "системного крузгора"? Да практически ничем идеологически, но существенно по содержанию. Применимые повсеместно профессиональные компетенции там -- это по факту наш "системный кругозор". А передаваемые личные качества -- это наше "фундаментальное образование" (причём там есть и предметный блок, и блок психотехники). Подробней я писал это этом всём в цепочках "Фундаментальное образование" https://ailev.livejournal.com/1427073.html и "Второй бакалавриат" -- https://ailev.livejournal.com/1453126.html, а часть этих планов уже реализована в виде конкретных курсов в http://system-school.ru/.

Так что мы с полным основанием можем говорить, что готовим в "Школе системного менеджмента" этих самых T-людей, но просто отслеживаем state-of-the-art:
-- вместо критического мышления учим системному мышлению и онтологике, научному мышлению и современной теории принятия решений
-- осознанности учим не просто как личной характеристике, а на основе коцепции стейкхолдеров, то есть "системной осознанности".
-- учим не просто "сфере бизнеса/организации", а даём кругозор (понятие о трансдисциплинах сфер деятельности) в инженерии (для менеджеров), менеджменте (для инженеров), предпринимательстве (для всех)
-- ... и так далее по всему учебному плану, мы детализируем все эти "хотелки" T-образности в конкретные учебные программы.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10214465715450726, фрифиде -- https://freefeed.net/ailev/92fb1146-e91f-4e14-83c6-b79e3c12ef10
Previous post Next post
Up