Чтобы стать хорошим инженером по требованиям, мало освоить курс "Практика JTBD" или "Практика Use Case 2.0". Нужно иметь фундаментальное образование: знать концептуальную дисциплину "инженерия требований", для чего как-то уложить в голове "системную инженерию" в целом, а для этого бегло владеть "системным мышлением", что требует какого-то мастерства в "онтологике". Тем самым компетенции в практиках инженерии требований будут не только прикладными, но и глубокими. А совместное владение неформальным и формальным мышлением сделает эти компетенции широкими. То же самое относится к любым другим компетенциям. Так, для хорошего владения практикой "Управление буфером проекта" недостаточно освоить перед этим концептуальную дисциплину "управление проектом/операционный менеджмент", но тоже нужно иметь поставленное системное мышление, для чего опять потребуется обратиться к онтологике. Про "стейкхолдерское мастерство", чтобы хорошо играть свою роль инженера по требованиям или операционного менеджера тут разговор отдельный. Проблема в том, что для разговора о глубоком и широком фундаментальном образовании, которое нужно, чтобы прикладное образование перестало быть поверхностным и мелким, не хватает языка, нет структурного представления о содержании образования. Сегодня разговоры ведутся лишь о форме: интерактивность, проектность, визуальность и т.д.. Но какое содержание должно быть облачено в эту великолепную современную проектную, визуальную, смешанную (blended) и т.д. педагогическую форму?!
В настоящем посте собраны ссылки на цепочку (sequence) моих постов марта-мая 2018 по теме "фундаментальное образование". В эту цепочку добавлены и несколько более ранних текстов, важных для понимания. Это немало, по этим ссылкам вы найдёте в пересчёте на книжный формат более сотни страниц текста, а если смотреть и содержание комментариев и интересоваться материалами по ссылкам, то объём чтения легко потянет на книжку в 200 страниц.
По сути, эти тексты являют собой "проектную документацию" для создания системы фундаментального образования в Школе системного менеджмента (
http://system-school.ru/). Так что это не "попсовые" тексты для случайного читателя. Для уверенного их понимания нужно сначала разобраться с материалом моего курса "Системное мышление" (
http://systemsthinkingcourse.ru/), и желательно ещё и курса онтологики (
http://system-school.ru/kurs-ontologitcheskiy-fitnes/).
Рекомендованный порядок чтения:
В данную цепочку не вошли материалы по кинестетическому мышлению (они даны в другой цепочке -- "системный фитнес",
https://ailev.livejournal.com/1429126.html) и образованию в части культуры/социальности, материалы по фундаментальному образованию программистов и многие другие. Фокус этой цепочки -- это показ необходимости в фундаментальном образовании учить работать максимально широко по спектру мышления и максимально глубоко по уровням абстракции. Сюда также не вошла цепочка по образованию для современной робототехники, она тут лишь одна из возможных прикладных цепочек, опирающихся на обсуждаемое фундаментальное образование. И сюда не вошли тексты по содержанию отдельных дисциплин в составе фундаментального образования (системное мышление, научное мышление, онтологика и т.д.).
Предыдущая моя цепочка постов по образованию называлась "Подстрочник рассказа о тренажёре клуба одиноких мозгов сержанта Солта" и была посвящена теме развития беглости мышления с опорой на тренажёры -- путём выполнения многих мелких заданий, как в физике, математике, информатике, но только набор предметов другой, начиная с системного мышления:
https://ailev.livejournal.com/1287293.html.