Видео доклада "Системное развитие личности"

May 04, 2018 17:32

Опубликовано видео моего доклада "Системное развитие личности" на конференции "Прикладное системное мышление" 15 апреля 2018г. (https://youtu.be/QXPTiPP4QGA, 53 минуты):

image Click to view



Слайды https://www.slideshare.net/ailev/ss-93905453 (а внутри рунета брать тут: https://yadi.sk/i/HdwHmKbQ3USQsi).

Самый интересный слайд:



Этот доклад, но в двухчасовом варианте я читал на 9 рабочей встрече по проблемам системной инженерии в Бекасово, но там аудио-видео не писалось.

Краткое содержание:
-- почему я занялся тематикой системного развития личности и почему у меня это может получаться.
-- личность определяется её компетенциями: деятельностными (стейкхолдерскими, прикладными) и жизнедеятельностными (компетенции по выбору "чем заняться" и компетенции, общие для большинства стейкхолдерских ролей)
-- как развиваем личность: как мастер или как инженер? У нас учитель-воспитатель работает как мастер? Нет, как инженер: моделирование, плюс используется разделение труда, работает не один. Развитие личности назовём системным, чтобы отличить от гармоничного, всестороннего, интегрального.
-- целевая система -- (кибер)личность, ибо мы даже с текущими компьютерами уже совсем другие. Описываем мы личность, отвечая на интересы (concerns: психическое здоровье (проблема нормы), психосоматика и физическое здоровье, интеллектуальное развитие (работа с полным спектром мышления, не только с формальными системами), коммуникация: язык и языкоиды, экспрессия-декодирование, презентационные возможности, осознанность (в том числе рефлексия), управление вниманием, ненасилие по отношению к окружающим, включение в интерсубъектность, в том числе кибервключение (нейронет!), …) самых разных стейкхолдеров (клиент (ученик, пациент, адепт), инженер (преподаватель, терапевт, гуру и пандит), член семьи/ближнего круга, член сообщества/профессионального/стейкхолдерского/ролевого круга, работодатель, правоохранитель, ...). Оценки этих интересов (assessment) разными стейкхолдерами могут значительно разниться.
-- принципиальная схема личности включает в себя волю/намерению/надзирателю (governance), актёра и его многочисленные роли, экзокортекс, тело/перформер и экзотело, а также бессознательное с биохимией/рефлексами/эмоциями. С системным окружением личности у нас разделяются (shared) части тела, экзотела, а также части экзокортекса. Личность включена в интернет вещей или нейронет, а также входит к (кибер)личностные системы систем. А ещё учитываем нептолемеевскость: группы и сообщества (интерсубъектность).
-- особые требования к архитектуре: использующая система это разные группы (нептолемеевскость!), киборгизация с учётом того, что экзокортекс и экзотело автономизируются потихоньку и сами начинают мыслить и действовать, и традиционные уже требования адекватности, рациональности, абстрактности, осознанности мышления личности.
-- курсы по системному развитию личности дают компетенции. Учим дисциплинам, дисциплины получаем в ходе исследований, оформляем как курсы. Последовательность: начинаем с середины, т.е. системного мышления, а потом идём к более фундаментальным и более прикладным. Уже есть курсы системного мышления, онтологики, двигательного фитнеса, антипрокрастинации (у Максима Дорофеева), думаем про стейкхолдерское мастерство, коммуникацию в группе на базе нейролингвистики и т.д.
-- проблемы: В подобных курсах работает обязаловка («в нагрузку» к чему-то прикладному). Но её по факту нет.
Нет дисциплин, нет курсов: нужны исследования. Быстро меняется кибер-часть, пока плохо учитываем. Instructional design для курсов. Контроль качества личности (включая уместность такого разговора), измерения результатов обучения (в том числе продолженные исследования). Вопрос «сектантства» (любое подобное сообщество образованных людей будет обозвано «сектой»: нужно ли что-то с этим делать?). Социальная/культурная часть (хобби? Или это личное развитие?): нужно ли выделять? Перформерские курсы (декламация/доклад, сцендвижение, рисунок/слайды): это культура или личное развитие? Мало прикладных курсов, опирающихся на компетенции развитой личности (в том числе не затронуты разные «сферы» -- здравоохранение, образование, наука, культура и т.д.. Пока есть только менеджмент, предпринимательство и инженерия).
-- освоение/постановка практики: шаг развития личности ("розовый слайд"). Понять, что с практикой проблема [стратегирование себя!]. «Пропитка»: медленное понимание масштаба проблемы, и что нужна внешняя помощь провайдера обучения. Решиться и перейти к действиям. Выбрать провайдера обучения, законтрактовать. Перестроить образ жизни, выделить достаточное время ежедневно («как зажечь мастерство» -- http://ailev.livejournal.com/1130190.html). Пройти курс. Использовать результаты курса в жизни! Продолжать совершенствовать мастерство [но освоение компетенции обычно конечно, это не вечная учёба!]. В какой-то момент - выкинуть на помойку и переучиться.

К докладу можно посоветовать дополнительно почитать про системное лидерство и стейкхолдерское мастерство (https://ailev.livejournal.com/1409122.html), системную осознанность (https://ailev.livejournal.com/1417932.html), птолемеевскую модель человека (https://ailev.livejournal.com/1390574.html).

Комментарии к теме эмоций и влияния их на мышление в связи с психопрактиками см. в моём оригинальном посте о конференции "Прикладное системное мышление", на которой я и делал доклад по системному развитию личности: https://ailev.livejournal.com/1421138.html

И уже после доклада была сделана ещё пара шагов по линии развития мышления:
-- телесное/кинестетическое мышление https://ailev.livejournal.com/1420361.html и https://ailev.livejournal.com/1423597.html,
-- введён профиль мыслительных компетенций на базе спектра мышления, введено понятие фундаментального образования: https://ailev.livejournal.com/1425003.html

UPDATE: Обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10212875687101011
Previous post Next post
Up