Учебник есть, добавляем к нему задачник с проверкой

Jun 28, 2019 02:18

После выпуска учебника пыль почти улеглась (но дебаг издания продолжается, в особенности это касается формата A5 .pdf -- там до сих пор замыленные намеренно картинки, но их Ridero обещало исправить на нормальные через некоторое время). За первый день бесплатную версию в https://t.me/systemsthinking_course скачали 336 раз, а платную купили за 36 рублей 215 раз в https://ridero.ru/books/sistemnoe_myshlenie/, и ещё купили несколько десятков бумажной цветной версии (с отсылкой по всему миру) в https://balovstvo.me/sys-thinking. Побочный результат выхода учебника -- чат поддержки курса системного мышления в телеграме стал числом 1015 человек (хотя до этого месяц держался на отметке где-то 960 человек).

Следующий проект в этой серии -- это выход полноценного курса. Этот курс в его минимальном варианте должен состоять из следующих частей:

1. Учебник (сделано). В учебнике тот материал, который нужно освоить, "содержание образования".

2. Задачник с проверками (есть 200 задач старого курса на курсере, переработано в новую терминологию уже 5%, это мой сегодняшний приоритет в работе). Задачник нужен просто для запоминания терминологии и обращения внимания на текст учебника. Это не экзаменационные задачи, это тренажёрные задачи. И все ответы там с объяснениями, как правильные (ибо иногда догадываются "вопреки"), так и неправильные. И все неправильные ответы -- это ловушки, я использую concept inventory (https://ailev.livejournal.com/1197467.html). Задачи и ответы там, например, такие (в данной задаче подчёркивается тот факт, что "системная инженерия" состоит из вполне конкретного списка практик -- нельзя что угодно инженерное или менеджерское обозвать "системной инженерией"):Василий поработал десять лет инженером в автопроме, и понял, что хочет стать системным инженером. Он решил не учиться системной инженерии в университете, а просто пройти отдельные онлайн-курсы по её техническим практикам. Он посмотрел в учебнике "Системное мышление" материал по системному кругозору, уточнил набор курсов, и уже прошёл курсы по инженерии требований, инженерии системной архитектуры, управлению жизненным циклом. Какие ещё курсы ему нужно пройти, чтобы считать этот этап своего обучения законченным?

Проектное управление ### Нет, проектное управление не техническая дисциплина системной инженерии, это дисциплина операционного менеджмента.

+++ Проверка и приёмка ### Да, проверка и приёмка (V&V, verification and validation) это техническая дисциплина системной инженерии. И её Василий ещё не проходил.

Научное мышление ### Нет, научное мышление относится к фундаментальному образованию, это не техническая дисциплина системной инженерии.

+++ Разработка концепции использования ### Да, разработка концепции использования (ConOps) - это техническая дисциплина системной инженерии, хотя часто её относят ещё и к предпринимательству. И её Василий ещё не проходил.

Инженерия систем управления ### Нет, инженерию систем управления (control systems engineering) не относят к системной инженерии. Она вообще не «системная» (в её основе не лежит системный подход), она именно «инженерия систем какого-то класса», слово «система» в ней не имеет специального терминологического значения, хотя сама дисциплина уже заимствовала довольно много из системной инженерии - как и многие другие инженерии.

Практики модульного синтеза ### Нет, это часть инженерии системной архитектуры, а поскольку Василий уже прошёл курс по инженерии системной архитектуры, то прохождение этого курса можно считать относящимся к следующему этапу обучения: углублению знаний в части прикладных практик системной инженерии.

Разработка киберфизических систем ### Нет, системные инженеры занимаются разработкой киберфизических систем, но в состав технических практик системной инженерии разработка отдельных видов систем (аэрокосмических, программных, киберфизических, систем управления) не входит.

Инженерные расчёты ### Нет, инженерные расчёты не относятся к техническим практикам системной инженерии. Это общеинженерная практика. Скорее всего, Василий прошёл этот курс ещё перед тем, как проработать десять лет инженером.
3. Выполнение упражнений и заключительное написание эссе по проекту. Это то, что мы делаем со студентами на семинарских занятиях, а в Школе системного менеджмента на тренингах и в ходе менторинга. Без этого умение решать простейшие задачки оказывается неприложимым к реальным проектам: нужно научиться видеть объекты-из-учебника в объектах-из-жизни (в учебнике это подробно описано, но "прочесть -- это не уметь сделать в реальных условиях").

Но вот видео у меня относится на сегодня к необязательным частям курса. Хотя я понимаю, что его просят: говорят, что после видео учебник в голову заходит лучше.

Для курса мне нужна также какая-то IT-платформа, как для создания и развития курса, так и для его поддержки. Поэтому основное, что будет на следующей неделе -- это укладывание порезанного на части учебника вперемешку с задачами в эту самую IT-платформу (см. полуторамесячной давности материал про EdTech -- https://ailev.livejournal.com/1473691.html). И я бы добавил сюда что-то из прокрастинологии (приложения для смартфонов типа Keep Yoga, Keep Fitness -- если такие программы могут поддержать запал заниматься йогой или фитнесом, то я бы подумал, как этот удачный опыт использовать для занятий всеми подряд курсами Школы, чтобы не прощёлкивали домашние задания по всем дисциплинам, выделяли достаточное время для занятий).

После этого -- укладываем на платформу текущие курсы ШСМ по образу и подобию курса системного мышления: учебник + задачник + организация работы в классе по принципам blended learning, flip teaching и т.д..

После этого -- контент для вычислительного мышления (https://ailev.livejournal.com/1477090.html) для завершения методологического блока, а ещё нужно добить ролевое мастерство из когнитивистского блока. Это уже осенью.

И это совершенно не отменяет ведение текущих курсов, работу с текущими группами -- Школа-то продолжает не только разрабатывать и улучшать курсы, но и "образовывать образованных".
Previous post Next post
Up