Осознанность -- это одно из архитектурных требований к мышлению (остальные -- адекватность, абстрактность, рациональность, это было в
http://ailev.livejournal.com/1342372.html): Осознанность - это возможность понять, как мы мыслим, как мы рассуждаем. Если мы просто «имеем интуицию», это нас не удовлетворит. Мы не сможем научить других мыслить, научить их повторять наши рассуждения. Мы не сможем заметить ошибку в нашем мышлении, не сможем его улучшить или изменить, не сможем выучить другой способ мыслить, ибо мы его не будем замечать, не будем его осознавать. Мы не сможем удерживать внимание в мышлении, ибо нельзя удерживать внимание на том, чего не осознаёшь. Мы не сможем предъявить неосознаваемое нами мышление для проверки со стороны логики и рациональности, не сможем сознательно принять решение о том, что в той или иной ситуации нам достаточно от мышления интуитивной догадки, а не строгого рационального рассуждения. Мы хотим знать, о чём мы размышляем, как мы это делаем, мы хотим иметь возможность выбирать - мыслить нам о чём-то или не мыслить, мы не хотим быть бессознательными мыслящими автоматами. Мы хотим быть осознанными в мышлении, мы должны учитывать не только мышление, но и наличие самого мыслителя". Ещё сюда: "«рефлексия» - это осознанность, но только не на текущую ситуацию, а уже прошедшую".
Системную осознанность определяем сегодня чуть точнее как действенный надзор/присмотр за вниманием в мышлении и восприятии по следующим линиям:
-- внимательность к вниманию, осознание характеристик первичного/целевого/uptime/вовне/ролевого внимания: его концентрации, стабильности, направленности). Моё первичное внимание занимает сейчас печатаемый текст, и осознанность позволяет мне это внимание к тексту отследить, замечать изменения его качества.
-- агентность/деятельностность/прагматичность/целенаправленность: постановка первичного внимания под контроль/надзор/governance в рамках осознанности. Не просто пассивное "осознавание" того объекта, на которого направлено первичное внимание, но и выбор того объекта в мышлении или окружающем мире/восприятии, на которое будет это первичное внимание направлено (удержание стабильного фокуса внимания на каком-то объекте, выбор уровня деконцентрации-концентрации). Если моё внимание уплывает от печатаемого текста и во внимании вдруг оказывается лента фейсбука, то я могу вниманием осознания это не просто отследить, но и волевым действием осознанности вернуть внимание к печатаемому тексту в целом, или ситуации печати и продумывания текста с включением этого текста в ситуацию печати и продумывания, или к отдельным элементам текста. Это не пассивное "свидетельствование", ибо мы не просто так наблюдаем за первичным/целевым вниманием, и не вечно активное "управление" как непрерывное подруливание. Нет, если "всё ОК" с целевым вниманием, то осознанность ничего не делает: она дала исходные установки для целевого внимания и таки "просто наблюдает". Если что-то не так, то осознанность вмешивается и наводит порядок: это надзор/присмотр/governance. Целевое внимание при осознанности не безнадзорно/беспризорно, за ним есть присмотр.
-- системность, традиционно понимаемая как управление привязкой внимания к определённому системному уровню. Моё внимание направлено сейчас на содержательные части печатаемого текста, или на отдельные лексемы, или даже на отдельные символы в тексте. Я при этом не просто осознаю, на что направлено первичное внимание, но и могу деятельностью осознания присмотреть, чтобы первичное/целевое внимания было на выбранном, а не случайно плавающем системном уровне, то есть волевым образом перенаправить это внимание на другой системный уровень и стабилизировать его там). Не путать с систематичностью (которую иногда понимают как стабильность осознанности, иногда как обход первичным вниманием всех требуемых объектов, иногда ещё что-нибудь -- но в систематичности не следят за отношением "часть-целое", а в системности следят).
-- абстрактность мышления: осознанность следит, чтобы объекты внимания в мире и мышлении соответствовали концептам какой-то теории/дисциплины или явно были помечены как не соответствующие никакой теории/дисциплине. Отсутствие соответствующего кругозора (некомпетентность) приводит к натуральности мышления, важные объекты будут не осознаны (внимание к ним не будет привлекаться), внимание будет привлечено случайными, а не важными объектами (совпадение важных и случайных объектов возможно, но это будет случайностью). В части абстрактности со стороны осознанности идёт присмотр и за строгостью мышления (нахождение в желаемой части спектра мышления и движение по спектру мышления).
-- трансдисциплинарность: выбор дисциплины, в соответствии с которой нужно искать объекты -- это тоже объект осознанности. Осознанность кроме первичного внимания к мышлению и восприятию как своего объекта ещё работает с ролями, интересами, предпочтениями, намерениями. Дисциплина/предмет/теория для выбора концептов, для которых будут искаться объекты в мире, выбирается "трансдисциплинированно" для практики, выполняемой проектной/деятельностной/орг ролью. Вот эта роль тоже отслеживается вниманием осознанности, и её выбор и стабильность удержания находятся под трансдисциплинарным (внешним по отношению к предметам/дисциплинам) присмотром. Целевое внимание под присмотром системной осознанности -- это целевое внимание текущей роли, переключение ролей (и набора интересов, и набора поддерживающих мышление ролевой деятельности дисциплин) отслеживается и если находятся проблемы, то осознанность помогает удержаться в роли, или выбрать новую роль и войти в новую роль.
-- обеспечение/enabling коммуникации: объекты мышления/первичного внимания могут быть названы в соответствии с дисциплиной, так что можно обсуждать с другими агентами то, что находится в коллективном (а не индивидуальном!) мышлении, а не мычать. Мышление "промеж людей", оно не индивидуально, поэтому осознанность затрагивает и ролевую коммуникацию. Осознанный человек может понять, как он действует и мыслит, а затем отмоделировать своё действие и мышление (создать онтику/модель/микродисциплину/микротеорию), затем научить этому других людей так, чтобы они могли это выполнять осознанность.
-- осознанность осознанности, она сама под присмотром/надзором: при постановке осознанности нужна мета-осознанность. Мета-осознанность управляет осознанностью по отношению к целевому/ролевому вниманию -- то есть держит во внимании сам факт осознанности и направляет/нацеливает/намеревает/стабилизирует/фокусирует её. Другое дело, что эту цепочку мы не длим бесконечно, мета-мета-осознанность мы уже не обсуждаем. И осознанность и мета-осознанность мы не называем рефлексией (рефлексия это по отношению к уже прошедшему, а осознанность и мета-осознанность в "здесь и сейчас", одновременны с целевым вниманием).
-- произвольность включения/выключения: желателен режим, когда внимание работает и переключается "на автомате", им не требуется рулить, большинство мыслительных и физических действий происходят бессознательно в силу их автоматизма. Но если потребуется, осознанность позволяет чётко дать себе отчёт, что происходит, на что направлено внимание, что сейчас думается и делается. И это можно будет коммуницировать/документировать/обсудить, причем неважно --сейчас или потом после документирования, с самим собой или другими. Важно, что можно отдавать присмотр "автомату" и забирать контроль у "автомата", входить и выходить из режима неосознанности мышления -- мы автоматически открываем ключом дверь, но если нам нужно, то мы сможем рассказать про смысл каждого движения и описать их последовательность, назвать все участвующие в этом открытии двери объекты. Просто выключаем режим "автомата" и делаем это сознательно. Но если внимание, например, осознанно приковано к размышлению над рабочим проектом, то открывание двери ключом или мытьё посуды обязано проходить мимо сознания, не должно мешать думать о проекте -- но осознанность не должна приводить к тому, что мы в бессознанке будем тыкать не тем ключом в не ту дверь полчаса перед тем, как заметим, что "что-то не так". Осознанность нужна в том числе для того, чтобы не уходить полностью из реального мира в мир размышления/downtime ("медитация", но вы ж не называете медитацией ровно то же самое, что люди делают в ходе медитации над коаном, только когда они это делают для какой-то полезной цели -- сутками напролёт решают не заведомо бесполезную задачу типа коана, а думают над какой-то важной проблемой-из-жизни). Но осознанность позволяет и не отвлекаться на отслеживание каждого внешнего шороха, если речь идёт о размышлении.
-- отсутствие прокрастинации для осознанности: осознанность всё время работает, её не лень сохранять, тренировать, удерживать. Осознанность не ленится присматривать за вниманием в мышлении и восприятии.
-- хладнокровности осознанности: она не отвлекается на эмоции, не искажается ими. Это означает, что можно управлять вниманием в мышлении и восприятии даже в условиях испытывания сильных эмоций (отрицательные игнорировать и не расстраиваться, положительные не сдерживать -- ведь они под присмотром, и крышу от них не сорвёт! Как говорил Кен Уилбер, если у тебя есть надёжный тормоз для эмоций, то можно дать им разогнаться: это безопасно. Хладнокровность осознанности вовсе не означает безэмоциональность целевого внимания к мышлению и восприятию, она сама хладнокровна, но позволяет испытывать больше тех эмоций, которые нам нравятся и меньше тех, которые не нравятся).
Все эти свойства осознанности можно и нужно тренировать. Версия текста от апреля 2018 года, там больше красочности изложения, больше упор на то, как осознанности учить, но менее структурировано в части определения линий, по которым осознанность присматривает за вниманием в мышлении и восприятии --
https://ailev.livejournal.com/1417932.html. И там всякие дисклеймеры (например, почему мы не поминаем mindfulness и прочие медитации, и стараемся не цеплять тамошнюю терминологию, типа "внимательного присутствия", а также ссылки на замечание Игоря Берха, что "слишком много контроля -- и мышление останавливается, слишком мало контроля -- мысли хаотично мечутся, проблема в узости рабочего интервала осознанности в части поддержки действенного мышления").
Можно тут ещё добавить про телесную осознанность как присмотр за вниманием в кинестетическом восприятии:
-- ощущения от двигательной/мышечной работы. По факту, весь тренинг системного фитнеса направлен на то, чтобы поставить внимание к телу под присмотр осознанности -- осознать, что ощущения от работы мышц есть, контролировать фокус внимания к этим ощущениям от локальной концентрации в проблемном мышечном объёме до объема всего тела (например, чтобы обнаружить проблемные ощущения или наоборот -- места, где никаких ощущений нет, и поэтому нет осознанности в управлении усилиями в этом проблемном месте), работа с телом становится предметом обсуждения как с собой, так и с окружающими (при этом нет перевода ощущений на словесный язык, и предлагаются специализированные приёмы для решения этой проблемы). Более подробно методику тренинга телесной осознанности в системном фитнесе см. презентацию по системному фитнесу:
https://yadi.sk/i/Wo6WAqh3iOmDPA, обсуждение в чате лаборатории телесного мышления
https://t.me/labolatoryTM-- ощущения от мыслительной работы в части выведения их на уровень осознания и дальнейшей коммуникации. Методы типа focusing и thinking at the edge, TAE, где ощущения стабилизируются, превращаются в образы, для них формулируются понятия, а затем проводятся рассуждения с этими понятиями -- см. раздел "Телесная инженерия и психопрактики" в
https://ailev.livejournal.com/1461939.html DISCLAIMER: если вы не читали учебник "Системное мышление 2019", то текст вам будет непонятен. А если вы этот учебник уже прочли, то текст будет для вас любопытен. Чего только стоит определение системности в осознанности! Мы ж помним, что системное мышление -- это прежде всего про управление вниманием, про это в учебнике подробно написано. В этом смысле системное мышление явно помогает приобрести осознанность, а осознанность в свою очередь даёт возможность системно мыслить.
UPDATE: Обсуждение в фейсбуке --
https://www.facebook.com/groups/771940449578453/permalink/2191352624303888/ и
https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10216203649097981