1. Все разговоры в вузах сегодня -- про методики оценивания, ибо студенты борются за свои оценки по административной линии, а не по линии чтения учебников, решения задач и выполнения домашних работ. Моя позиция: с администрацией вузов готов разговаривать на предмет повышения времени, отдаваемого студентами на обучение предмету, не готов делать ЕГЭизацию, тестизацию, квартилизацию и прочие трюки с системой оценивания, чтобы даже кошка или проректор, не понимающие ничего в предмете, могли оценить знания тупого студента. Тогда и студент, не понимающий ничего в предмете сможет оценить свои знания, нет вопросов. Я считаю себя одним из немногих преподавателей, кого заботит не количество двоек или пятёрок в среднем на группу, а реальный абсолютный уровень владения содержанием предмета со стороны студента. А администрация -- если она не отчисляет дебилов-двоечников и требует обосновывать низшие оценки, а не высшие -- она мой враг, она забыла какому делу служит. Повторю для администрации: если мне требуется писать обоснование отрицательной оценки в бОльшем объёме, чем объем работы студента, и если мне приходится писать обоснование низших оценок в бОльшем объёме, чем высших -- я эту администрацию буду считать вредителями, или продавшейся вредителям (они ж, гады, "я только выполнял приказ" любят говорить, что это не их требования, а чьи-то. Ну вот, вредительство передаётся по цепочке, на мне эта цепочка будет рваться). Если вуз прогнил настолько, что с этим сделать ничего нельзя, ну и чёрт с этим вузом -- его уже не жалко.
2. Студент магистратуры, который не может читать предмет в объёме одной книжки -- это не студент, это халявщик, и должен покинуть ряды студентов. Если человек владеет языком и логикой в таком объёме, что путает материалы по перечню и перечень материалов в части их материальности -- вон из вуза, мне всё равно что там с его оценками по ЕГЭ, у него с головой не в порядке в достаточной мере, чтобы освоить предмет. Напомню, что по системному мышлению люди валятся не по собственно системному мышлению, а по причине отвратительного мышления (вот тут подробненько, ровно год назад, тоже по итогам сессии пост --
https://ailev.livejournal.com/1465753.html) -- вот входные экзамены должны таких людей оставлять за бортом, или администрация должна этих людей подучивать онтологике и коммуникации. У нас в ШСМ мы эту проблему понимаем, у нас вчера как раз начался очередной поток по онтологике: этот предмет не менее лёгкий, чем системное мышление, но качество освоения системного мышления после его прохождения растёт.
3. Все эти квартильные системы, при которых нижних 25% студентов могут получить двойку, а остальные нет -- идут лесом, я разговор на эту тему не поддерживаю. Если миллениал, или кто-то из поколения Z не может прочесть книжку, то он вместо студентов идёт работать в МакДональдс за прилавок, или на стройку грузчиком -- пока его не заменят роботы. Для меня он дебил, а не студент. Если ко мне придёт класс кошечек, собачек, дебилов и людей, то нельзя считать, что я квартилю кошечек поставлю неуды, а вот собачкам, дебилам и людям -- тройки, четвёрки, пятёрки. Нет, двойки получат все, кроме людей. А если ко мне придут администраторы, не понимающие в моём предмете и начнут качать административные права, приводить в пример западную систему образования, жаловаться на то, что других детей у нас в стране нет -- пусть эти администраторы принимают на курс людей, а кошечек и собачек отсекают на входе. В стране не нужно всем кошечкам, собачкам и дебилам иметь высшее образование, оставьте это для людей. И не нужно говорить, что я плохой педагог, если не могу заинтересовать в системном мышлении кошечку и выучить её до приличного уровня. Я буду на такие разговоры смеяться в лицо. У меня достаточно людей, которых я выучил, чтобы я спокойно относился к разговорам про обучение кошечек и собачек. Если какой-то администратор принял на курс мало людей и много кошек и дебилов -- это его проблемы, а не мои.
4. Студенты, которые просят повысить оценку потому что надо к ним подойти помягче, или которые считают, что они лучше других, которые совсем тупы (скажем, собачка, которая явно умней кошки, но которая не может прочесть учебник, требует, чтобы ей оценка была поставлена положительная -- выше, чем у кошки!!!) -- для меня они не студенты, а наглые люди. Студенты -- это которые учатся в ответ на отрицательную оценку. Если человек не учится, а начинает аргументировать, то этот студент попадает в класс врагов образования, администраторов, и будет послан. Одна студентка мне написала, что её оценка должна быть выше, чем у соседей, ибо она в ролях разобралась, и только в архитектуре не разобралась. Ага, вместо счёта в арифметике раз-два-три-много она считает, что ей нужно ставить положительную оценку, ибо у неё счёт раз-два-три-четыре-много, это ж явно лучше! Нет, люди в данном примере у меня считают минимум до десяти, а все кто меньше -- двоечники.
4. Если я выпущу двоечников с положительной оценкой, то ракеты у них взорвутся, автомобили загорятся, фирмы обанкротятся и т.д. -- я считаю, что я должен удостоверить, что у этих людей с головой достаточно непорядок, что они не разобрались с системным мышлением. Если этот курс есть в программе, то они при невозможности его освоить (мне всё равно: мозгов не хватает, или силы воли сесть за учебник и прочесть его внимательно) должны вылетать из программы, то есть вылетать из вуза. Студент должен стать бывшим студентом, если не учится -- по тупости или по лени, это уже всё равно. Если студент имеет возможность по административной линии остаться, хотя не может выполнять свою работу, то увольнять из вуза нужно администрацию, которая такое допускает.
Всем студентам добра, а всем ленивым и не разбирающимся в предмете администраторам -- недоброго. Я не обещал быть добрым и "входящим в положение" тех, кто не про учёбу. Я готов тратить много времени на тех, кто хочет учиться. Они студенты, я их люблю. Всех студентов с праздником, с днём студента! А притворяющихся студентами -- вон из вузов!
UPDATE: обсуждение в чате блога -- с
https://t.me/ailev_blog_discussion/1129, обсуждение в фейсбуке --
https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10217353875532923, обсуждение ВКонтакте --
https://vk.com/wall2449939_2579