1. Программа "Организационное развитие", всего 22 европейских кредита
Школа системного менеджмента (ШСМ) проводит профессиональную переподготовку инженеров и менеджеров, готовя их к условной роли "директора по развитию" разного масштаба. Иногда это масштаб руководителя небольшого отдела, иногда -- масштаб директора по развитию большого многопрофильного холдинга. Часто нашими студентами становятся группы топ-менеджеров крупных компаний, поскольку топ-менеджеры по определению "директора по развитию" своих направлений. Многие из топ-менеджеров -- "менеджеры по наитию", просто имеют "большой опыт работы", но не имеют фундаментального менеджерского образования.
Делается это в ходе прохождения учебной программы "Организационное развитие", у которой есть особенности:
-- менеджмент даётся в тесной привязке к инженерии, при этом под инженерией понимается всё, что меняет физический мир: создание и развитие IT-систем, "железных" систем классической системной инженерии (самолёты, роботы), но ещё и AI-систем и даже людей -- обучение как инженерия какого-то мастерства, менеджмент как инженерия организации, менеджмент сообществ как инженерия сообществ.
-- фундаментальность подготовки, а не только сугубо прикладные знания. Это сегодня контртренд, ибо мы учим, в отличие от сегодняшних типичных бизнес-школ, не только сугубо прикладным приёмам оргразвития. Мы не считаем теорию лишней, не считаем, что "неважно, чему учить, важен только нетворкинг". Мы даём "теоретическую базу" инженерии и менеджмента: материалы по онтологическому моделированию (включая и инженерное, и организационное моделирование), системному мышлению, методологии.
-- отсутствие учебных примеров, всё даётся на рабочих примерах. Домашние задания оказываются применением каких-то методов работы (в том числе -- методов мышления) из наших курсов непосредственно к рабочим проектам.
У нас не приняты "тренинги" (ибо в текущих условиях "тренинги" -- это обучение-развлечение), у нас "тренировки" -- ибо на тренировках подразумевается и длительность самих тренировок, и какие-то усилия в ходе тренировок. Текущий общий объём программы -- 22 европейских кредита (один кредит -- 30 часов). На прохождение программы потребуется тем самым суммарно 660 часов, это 62 недели по всего 10 часов в неделю.
10 часов в неделю -- это чаще всего 3 часа занятий с преподавателями (например, это два раза в неделю по полтора часа, столько обычно занимают какие-нибудь хобби: вечера понедельника и среды, или вторника и четверга) и ещё 7 часов на самоподготовку (чтение материала курсов, дополнительной литературы, выполнение домашних заданий).
Так что общая продолжительность обучения -- чуть больше года. Для сравнения: вузовский европейский семестр -- это примерно 25 кредитов за пять месяцев, у нас поэтому примерно вдвое меньше требования к ежедневному выделению времени на учёбу. Мы понимаем, что у наших студентов не только обучение, но ещё и работа, и личная жизнь, и ещё хорошо бы иметь время на отдых и восстановление сил.
Тем не менее, программа рассчитана на то, что студент потратит все 660 часов, из которых больше половины уйдёт на размышления над рабочими вопросами. Так что польза для работы от прохождения нашей программы будет немедленной, и мы рекомендуем тратить на прохождение программы не только "свободное время", но и рабочее время, работе от этого будет только польза.
На программу приходят люди с высшим образованием, в основном инженерным. Очень много инженеров с повышением масштабов своих проектов сталкиваются с тем, что они уже не столько принимают технические решения, сколько работают с людьми -- и принимают решение поднять свою квалификацию в менеджменте. При этом у нас есть положительный опыт обучения и гуманитариев (в командах топ-менеджеров бывают и HR-директора, и руководители служб маркетинга, и финансовые директора, и довольно много других, кому не довелось обучаться в инженерном вузе). Наша программа удивительно успешна и у тех, у кого уже есть MBA: мы как раз даём кроме стыка инженерии и менеджмента понимание, как связаны отдельные дисциплины, которым их обучали на MBA-программах.
В ходе обучения студент получает различные степени квалификации, как и в обычных вузах -- и наш "мастер" примерно равен "магистру организационного развития". Но наша шкала более дробная и немного другая, поскольку акцент -- на использование полученных знаний в работе, а не просто на "освоение материала". Вот кратко эти степени, по большому счёту это и есть то, чему мы учим (они отмоделированы по европейской шкале EQF, подробней в
https://ailev.livejournal.com/1723294.html).
Отдельно заметим, что у нас частное учебное заведение и кредиты по нашим курсам не будут официально перезачтены в других вузах. При этом в нескольких вузах (МФТИ, НГУ, МИРЭА и т.д.) в некоторых магистерских и бакалаврских программах ведётся официальное преподавание по нашим курсам, его ведут наши выпускники-мастера.
Студенты проходят наши курсы самостоятельно, в открытых (розничных) группах с преподавателями и закрытых корпоративных группах. Если ваша команда топ-менеджеров не соответствует критериям, которые мы описали в
https://ailev.livejournal.com/1708306.html, вам можно рассмотреть проведение корпоративного обучения этой команды, дотягивание их до уровня топ-менеджеров. Вот наше предложение для корпоративных клиентов:
https://ailev.livejournal.com/1720404.html.
2. Чему учат на наших курсах и какие после них получают квалификации.
Курс "Рациональная работа", 4 кредита
У всех вас есть проекты, и хорошо бы понимать, что ваша работа над этими проектами как-то полезна (делаете то, что надо, а не что попало) и эффективна (не тратите лишних ресурсов, успеваете вовремя).
Чтобы объяснить полезность вашей работы, надо признать, что она как-то должна влиять на общепризнанную пользу: увеличение скорости выпуска продукции предприятия (причём в обмен на увеличение скорости выпуска продукции будет увеличение скорости входа денег, продукция ведь меняется на деньги).
Вы должны уметь показать причинно-следственную цепочку связи вашей работы над вашим проектом с вот этим увеличением скорости выпуска продукции. Это и будет полезность, иначе предполагаем, что вы заняты ненужным делом.
Когда вы делаете полезную работу, то её нужно ещё и делать эффективно - не только вы вашей работой должны увеличить скорость выпуска продукции всего коллектива предприятия, но вы должны ещё и увеличить скорость своей работы.
Для этого мы научимся определять важные объекты (моделирование), удерживать во внимании эти важные объекты в суете рабочего проекта (собранность), строить цепочки причинно-следственных связей (рациональные объяснения) и показывать, что метод вашей работы действительно приведёт к результату с большой долей уверенности (теория решений), а потом - что вы кроме рассуждений ещё и перешли к работе, и эта работа эффективна (азы операционного менеджмента).
В итоге у вас не просто "какая-то работа", но "рациональная работа", а лишняя нерациональная работа -- отсутствует. Скажем, за счёт моделирования ситуаций вы лучше договариваетесь, поэтому у вас нет ошибок понимания -- поэтому вам не надо по нескольку раз переделывать результаты работы (rework), лишняя работа поэтому не делается, ваши проекты идут быстрее.
Степеней квалификации на первом семестре проходится две:
-- первокурсник: продержался первые десять домашних заданий и не ушёл с курса. Это хорошо характеризует его уровень собранности: смог, или не смог. Если получил "первокурсника", то смог. Очень много студентов отваливаются на пятом-седьмом задании, ибо "оказывается, тут надо учиться, а я отвык" -- так что до квалификации "начинающего" дело не доходит. Для тех, кто хотел бы учиться, но не понимает, как собраться, есть курсы foundation year, там взрослым людям возвращают умение учиться.
-- начинающий: прошёл полностью курс "Рациональная работа" (зачёт в 4 кредита), разобрался с моделированием ситуаций и тем самым перестал путать "бег" и "бегуна" (интересно, что на входе их путают 8 из 10 студентов), а ещё смог аргументированно показать, как именно отсутствие этой путаницы влияет на скорость работы. Начинающий старается не делать лишней работы (как совсем лишней, которую не надо делать, так и не переделывать работы из-за ошибок в понимании договорённостей), поэтому начинающие и быстрее работают, и у них появляется сэкономленное время для обучения и работы.
Курс "Системное мышление", 4 кредита
Мышление - это функция интеллекта как мастерства решения проблем, которые раньше не встречались ни вам, ни вашим учителям. Для этого вы должны распознавать знакомые вам объекты в незнакомых ситуациях. Для этого мы обучаем некоторой наиболее общей абстрактной модели мира, мы называем эту модель высокого уровня абстракции мета-мета-моделью. В результате полностью новая ситуация будет частично знакомой, вы будете знать как минимум её очень абстрактное описание, которое уже много легче будет конкретизировать, чем выяснять важные подробности "с нуля".
В этой мета-мета-модели у вас будут самые общие важные типы объектов, которые заведомо есть в любой рабочей ситуации: создаваемые системы и их окружения, системы-создатели, методы/способы работы и работы систем. В незнакомой ситуации они точно есть, но вам надо их найти и описать в терминах менее абстрактной модели предметной области (мета-модели) и потом в терминах ещё менее абстрактной модели вашей конкретной ситуации на предприятии.
Системное мышление позволит вам договориться с самыми разными участниками (людьми, AI-системами, целыми организациями) сложных проектов, ибо будете договариваться о важном и обнаруживать ошибки в договорённостях, рассуждая на разных уровнях абстракции.
Курс даст "системную мантру", в которой будет предложена некоторая последовательность логических шагов в рассмотрении создания и развития систем: сначала обсудить пользу системы в её окружении, затем описать устройство системы для получения именно такой пользы, затем обсудить, какими методами такую систему с таким устройством можно изготовить, затем обсудить, какие создатели имеют мастерство в выполнении этих методов. Курс учит системному описанию, где будут минимально четыре аспекта -- функциональный, конструктивный, пространственный, стоимостный.
Системное мышление применяется и к частям системы на многих уровнях (говорят, что оно "безмасштабно"), и к живым, неживым и коллективным (предприятия) системам (говорят, что оно "неантропоцентрично"), а также не по отношению к единственной версии системы в ходе её создания, а по отношению ко множеству версий системы, появляющихся в ходе эволюции/развития системы. Курс основывается на третьем поколении системного подхода и опирается не столько на общую теорию систем прошлого века, сколько на современные работы по системной инженерии и физические рассмотрения биологической эволюции, переносимые на техно-эволюцию.
Рассуждения «Рациональной работы» проводятся не с любыми объектами, а именно с системами - целевой, вашей, всеми остальными. После курса «Системное мышление» вы сможете много быстрее и точнее работать с опорой на знания курса «Рациональная работа», то есть ваши работы будут ещё полезней и эффективней.
Курс "Методология", 2 кредита
Все изменения в мире производятся работами по какому-то методу/способу. Важно различать метод и работу, ибо по одному методу/способу самые разные люди могут вести сотни и тысячи работ. Метод работ известен под разными именами: функция, практика, рабочий процесс, культура, стиль, технология, вид инженерии, вид труда, вид деятельности, way of working. Все методы работы в каком-то рабочем проекте называют метод разработки или инженерный процесс, причём сегодня это выпуск множества постоянно улучшающихся версий системы или сервиса, а вот вчера это был однократный выпуск, поэтому сегодняшний "инженерный процесс" назывался "жизненный цикл".
Люди, AI-агенты, организации имеют мастерство в разных видах методов, а ещё они поддерживают методы работ инструментарием: оборудованием, датчиками, компьютерами. Чтобы работа давала рационально ожидаемый результат, её надо проводить по тщательно выбранному методу, для чего этот метод надо описать.
Метод описывается знаниями, у которых тоже много имён: объяснения, теории, дисциплины, правила, алгоритмы. В ходе выполнения работ по методу его предметы меняют свои состояния. Чтобы отследить изменения этих состояний в ходе рабочего проекта, делаются чеклисты - внимание в рабочем проекте ("коллективная собранность") удерживается этими постепенно заполняемыми чеклистами, а не «ментальным напряжением». Курс учит работе с чеклистами в операционном софте не своём любимом, а том, который расположен у сотрудников. Кроме того, курс задаёт процедуру "распожаризации", по которой можно помогать коллегам не тушить пожары, а содействовать тому, чтобы они вообще не возникали. Так что в какой-то мере курс "Методология" учит тому, как организовать людей на рациональную работу, а не только организоваться самому.
Методы работы используем для того, чтобы создавать и изменять системы. После курса «Методология» вы сможете обсуждать и моделировать инженерный процесс создания и развития систем, которые вы научились отслеживать в курсе «Системное мышление», чтобы много эффективней работать с опорой на знания курса «Рациональная работа».
После прохождения "Системного мышления" и "Методологии" (эти курсы даются в одном семестре, всего 6 кредитов) даётся степень квалификации:
-- стажёр. Он видит мир как системы, поэтому не делает ключевой ошибки системного мышления -- не игнорирует рассмотрение целевой системы обязательно в её окружении, то есть не игнорирует ответ на вопрос "зачем?" перед тем, как отвечать на вопрос "как сделать?". Особенность нашей процедуры квалификации в том, что надо продемонстрировать не умение размышлять в учебных кейсах (их нет!), но предъявить какие-то действия в своих проектах по исправлению таких ошибок. При этом речь не идёт о какой-то продвинутой инженерии или организационном развитии, это будет в следующих семестрах. А ещё стажёр видит методы/способы/культуры работы, может их моделировать. Стажёр уже может описать рабочий процесс и добиться уменьшения ошибок при его выполнении не только самостоятельном, но и какими-то коллегами.
Дальше идёт серия инженерных курсов:
Курс «Системная инженерия», 3 кредита
«Системная инженерия» рассказывает об инженерном процессе в проектах создания и развития самых разных классов успешных систем. Составляющие методы этого инженерного процесса -- визионерство (методы работы шумпетерского предпринимателя), прикладная методология, проектирование, подготовка технологии производства, архитектура, эксплуатация, инженерия внутренней производственной платформы. Основные примеры и терминология тут - из «железной» и программной инженерии, оттуда же и основная литература. Но содержание этого курса может быть довольно легко адаптировано для других предметных областей, и наша учебная программа даже включает такие адаптации (для инженерии личности и инженерии организаций, а в разработке -- инженерия сообществ).
Курс "Системная инженерия" раскрывает содержание инженерного процесса, которое начали обсуждать в "Методологии": каждый метод работы какой-то инженерной роли (визионера, архитектора, проектировщика) получает свой большой раздел курса. Это абсолютно современный курс: в нём нет уже инженерии требований (ибо современный бизнес "тестирует гипотезы", а не "задаёт требования"), а ещё в нём абсолютно новое понятие архитектуры (это уже не "всё, что делают самые опытные разработчики").
Интересно, что гуманитарии (например, HR директор), которые проходили нашу программу, считают самым полезным именно этот курс: "я теперь понимаю, чем заняты наши разработчики, могу как-то с ними общаться".
Курс «Инженерия личности», 2 кредита
«Инженерия личности» рассказывает о самых общих методах создания и развития мастерства в составе личности. Личность мы понимаем как сумму всего мастерства, которое есть у какого-то агента. Если у агента вычислитель на основе нейронной сети, его не так просто запрограммировать, как программируют классический компьютер. Например, такой вычислитель -- мозг человека. Но таких агентов можно обучить новым видам самого разного мастерства, изменить тем самым личность, научить агента ещё какому-нибудь методу работы.
Особенность курса в том, что к обучению "мокрой нейросети" человека (но в том числе и нейросети AI-агента) предлагается подход как к инженерии: мы не говорим о создании личности "с нуля", но говорим о её развитии путём обучения новым методам работы, пополнению новыми видами мастерства. Мы буквально проектируем и изготавливаем мастерство как часть личности, а потом это изготовленное в ходе развития личности мастерство проявляет себя за рамками учёбы. Учебный процесс (по аналогии с инженерным процессом) состоит из адаптации методов системной инженерии, но используется другая терминология: культуртрегерство, прикладная методология, методика, архитектура учебной программы, преподавание, администрирование (деканат).
В ходе организационного развития сотрудников надо учить -- и новым методам работы, и новой корпоративной культуре, а клиентуру надо учить обращению с продуктами и сервисами компании, а также учить мастерству их покупки. Так что курс не столько рассказывает "как учиться", сколько рассказывает "как разработать учебный курс, а потом учить по этому курсу".
Курс «Системный менеджмент», 3 кредита
«Системный менеджмент» рассказывает об инженерии организаций как самых общих методах создания и развития успешных организаций. Эти методы аналогичны методам инженерного процесса системной инженерии, но носят другие названия, более привычные в менеджменте: бизнес, прикладная методология, орг-проектирование, лидерство, операционный менеджмент, орг-архитектура, администрирование.
Курс собирает в себе весь материал предыдущих курсов и даёт необходимые знания по проектам организационного развития. После этого курса и получается квалификация "мастер оргразвития".
Курс «Инженерия сообществ», 1 кредит (в разработке)
«Инженерия сообществ» будет раскрывать самые общие методы создания и развития успешных сообществ, где люди и организации занимаются каким-то видом деятельности, но нет организации (известных полномочий по распоряжению трудом и капиталом). Это важно для маркетинга, поиска инвестиций, просвещения, искусства и политики. Курс в разработке, ведутся исследования.
Все инженерные курсы предлагают какое-то немного варьирующееся от их предмета разделение труда. Эти курсы компактифицируют мышление: рассказывают о рациональной организации инженерии самых разных систем, даже тех, которые традиционно не считаются инженерными (предприятие, мастерство, клиентура). И, главное, они позволяют детально обсудить, как взаимодействуют в своей работе основатели предприятий, менеджеры, инженеры, продвиженцы.
После курсов инженерии (это 8 кредитов на три текущих курса и будет ещё 1 кредит на "Инженерию сообществ") студента считаем готовым к каким-то оргреформам. Но мало "быть готовым", надо ещё продемонстрировать умение их проводить. В зависимости от результатов обучения после набора инженерных курсов студенты могут получить три степени квалификации (мы учим студентов самих определять, какие у них результаты -- оценивать одногруппников и себя, так что любая эта квалификация оказывается по факту коллективным легко проверяемым решением):
-- специалист: если он "вызубрил материал" и способен внятно поддержать беседу, "знает материал курсов", но в жизнь это знание ещё не выходит, пользы от него ни себе, ни людям, знание методов работы не перешло в выполнение работ по этим методам.
-- практик: специалист, который не только может рассуждать, но и поменял в чём-то своё поведение, начал работать по предложенным в курсах методам, но это ещё не затрагивает работы коллег, он ещё не ведёт программ оргразвития, не организует людей -- а организует себя. Практик понимает теперь, как устроена и должна быть устроена инженерная жизнь, как улучшить своё мышление -- и ровно это и делает, улучшает своё мышление, у него растёт качество его работы. Ключевые слова, которые звучат от практиков -- это "я со всеми договорился" (даже с AI-агентами, а окружающими людьми -- и подавно). Работа спорится, жизнь практика драматически улучшается. Он смог изменить себя, это очень трудно.
-- мастер: это и есть магистр по оргреформам ("цифровой трансформации", ибо других оргреформ на предприятиях сейчас уже не бывает). Мастер в отличие от практика рассказывает не то, что "я сделал то, я сделал сё, я круто изменился". Он рассказывает про то, что "вон те люди, которых я организовал, сделали то, а вон те люди -- сделали сё". По факту речь идёт не столько уже о единицах, сколько о десятках людей, при этом неважно, занимает ли наш студент позицию топ-менеджера, он действует как топ менеджер -- "я договорил всех вокруг себя", а не "я договорился со всеми". Мы учим не дожидаться в своих действиях того, чтобы получить дополнительные полномочия -- но действовать инициативно, "власть никогда не дают, её берут".
И если у мастера пока ещё позиция не топ-менеджера, то довольно быстро наши мастера становятся топ-менеджерами. А ещё наши мастера получают право преподавать наши курсы для вузовских групп, их студенты получают наши курсы бесплатно, и даже провести бесплатно свою первую корпоративную группу:
https://systemsworld.club/t/predlozhenie-dlya-vuzov-i-nashih-masterov-do-1-sentyabrya-2025-goda/14769.
Курс "Системный фитнес", 2 кредита
Наши мастера все как один говорят, что жизнь их стала много проще: они меньше тревожатся, эффективней работают, у них идёт рост масштабов их работы, карьерный рост, рост бизнеса. Но тут есть подвох: "кто везёт, на того и наваливают" -- и где-то месяца через три после окончания инженерных курсов студент понимает, что организм его явно неспособен выдерживать огромную рабочую нагрузку. Конечно, мы учим распоряжаться расписанием и вставлять какую-то двигательную активность -- без физических нагрузок (футбол, танцы, карате -- тут неважно, важна регулярность) нельзя. Поэтому мы, как и обычные вузы, поставили курс нашей "физкультуры", но он тоже фундаментальный. Речь идёт о "Системном фитнесе", курсе телесного интеллекта -- подготовка тела к выполнению различных двигательных задач: от занятий спортом до восьмичасового сидения за компьютером без особых проблем в теле. Фитнес -- это ведь "готовность к действию". Системный фитнес отличает то, что он служит фундаментальной основой для самых разных культур движения -- наши студенты начинают получать отличные результаты и в плавании, и в картинге, и в танцах и даже в вокале (это тоже оказалось работой с мышцами). В итоге -- можно высидеть полный рабочий день в рабочем кресле и не жаловаться после этого на затёкшие ноги-руки, боли в шее и невозможность согнуться-разогнуться.
Курс "Интеллект-стек", 1 кредит
Курс "Интеллект-стек" даёт представление о SoTA (state-of-the-art) методов фундаментального мышления (мы называем это методами интеллект-стека): понятизации, собранности, семантики, математики, физики, теории понятий, онтологии, алгоритмики, логики, рациональности, познания/исследований, эстетики, этики, риторики, методологии, системной инженерии. Для каждой мыслительной практики интеллект-стека говорится о том, зачем она нужна, какое её место в мышлении, а также приводится краткая характеристика её современного (SoTA) состояния. Это даёт студентам возможность выхода на исследовательскую работу "на фронтире".
В итоге мы можем говорить ещё о двух степенях:
-- реформатор: по факту это мастер, который вышел в своём "я договорил всех" за пределы предприятия и вышел на уровень сообществ, то есть бизнес-экосистем и сообществ практики, занимается общественной деятельностью, иногда ещё и преподаёт в вузах или на каких-то курсах, ведёт публичный популярный блог. Пока ШСМ не готовит к реформаторству непосредственно (например, курс "Инженерия сообществ" ещё не готов, хотя и разрабатывается), но уже делается довольно много для поддержки перехода в деятельность масштабом больше предприятия. Среди выпускников ШСМ уже 9 реформаторов.
-- общественный деятель, он же "революционер": пока никто у нас даже не претендует на этот уровень. Но хотелось бы, чтобы наши выпускники добились успеха в науке, культуре, бизнесе и изменили жизнь миллионов людей. Нобелевские лауреаты, бизнесмены из top500 в мире -- неважно, важно что от изменений на уровне небольших сообществ эти люди перешли к действиям (а не только мышлению) на уровне обществ или даже планеты.
3. Как проходить наши курсы: особенности культуры обучения
Курсы лежат здесь:
https://aisystant.system-school.ru (бесплатно доступны после регистрации, можно посмотреть содержание материалов перед принятием решения об обучении).
Курсы эти проходятся в указанном порядке, начиная с "Рациональной работы". Одни курсы являются пререквизитами для прохождения других курсов, поэтому последовательность важна.
Мы более-менее уже умеем выпускать мастеров оргразвития, если речь идёт о курсах с преподавателями. Но перед этим вы можете попробовать поучиться "задёшево" самостоятельно, чтобы оценить ваши силы -- мы заранее знаем, чем это закончится: вы сочтёте материал крайне полезным и важным, но трудным для самостоятельного прохождения. Потом вам будет жалко денег, но и жалко времени тоже. Потом вы появитесь у нас на курсе с преподавателем.
Основная проблема для всех студентов -- это честное выделение 10 часов в неделю (хотя иногда бывает чуть больше, иногда чуть меньше, на входе у всех студентов очень разная подготовка). Тренировка подразумевает нагрузку и даже усталость после нагрузки, у нас не обучение-развлечение, у нас надо работать. 10 часов в неделю это не мало, хотя по сравнению с классическим вторым образованием -- это мало.
Если не хватает собранности, а также нет понимания, как вообще распределить свою жизнь между работой, хобби и отдыхом, обучением, необходимым количеством фитнеса и личной жизнью (в том числе у многих наших студентов есть дети), то тут могут помочь курсы нашей подготовительной программы, они в чём-то похожи на курсы foundation year в западных вузах, чтобы помочь иммигрантам адаптироваться к непривычным для них нагрузкам. Начинайте тогда с "Практик саморазвития", а там разберётесь.
Проходите курсы подряд, не застревая на каких-то не очень понятных частях: всё важное будет повторяться по нескольку раз -- и в какой-то момент (может, даже в следующем курсе, или даже через курс) вы обнаружите, что вам хватило объяснений и примеров, чтобы понять. Один из наших студентов недавно написал: "никак не мог понять, почему в пятый раз мне рассказывают про роли. И на пятый раз вдруг понял -- это же мои роли! Это же мои текущие проблемы!". Да, мы знаем, что трёх раз повторить объяснение и дать три примера бывает недостаточно. Поэтому у нас "повторение -- мать учения", мы учим не чтением материала курсов, и эти материалы устроены не как справочник с суперкомпактным изложением "самого сока" (который потом никогда не применяется). Нет, изложение каждой идеи подаётся в нескольких контекстах, так много выше вероятность того, что эта идея будет не просто "пройдена мимо", а потом использована -- уже после окончания курсов.
Программа лучшими нашими студентами (реформаторами) проходится обычно два раза, но только как все курсы, а не каждый курс дважды. Тут несколько соображений:
-- Запутанный граф знаний программы нельзя понять при последовательном изложении и последовательном изучении: неминуемы ссылки вперёд! При втором проходе эти "ссылки вперёд" будут понятнее.
-- Повторение -- мать учения. Пока вы доходите до конца курса, начало курса уже будет подзабыто. Основные мысли будут повторены в других курсах, но всё-таки полезно освежить в памяти весь материал. Часто в этот момент пишут: "второе прохождение даёт не меньше открытий, чем первое. Но теперь я знаю, зачем мне это всё надо!".
-- Содержание курсов непрерывно меняется, и речь идёт не только о том, что авторы переписывают курсы с целью улучшить изложение. Нет, меняется само содержание курсов. Так, начальные версии материала по моделированию не включали упоминаний нейросетей, а текущие -- включают. Ранние версии курсов системного мышления и методологии базировались на втором поколении системного мышления, а теперь -- на третьем. Системная инженерия включала раньше инженерию требований как отдельную дисциплину, теперь её нет, а ещё существенно поменялась культура разработки системной архитектуры.
-- люди приходят на курсы за разным, иногда не получается всё реализовать сразу. У нас эта программа была обкатана примерно на тридцати открытых и корпоративных потоках, при этом именно те, кто проходил программу дважды (часто с годичным интервалом) получили статус "реформатор", у них максимальный профессиональный и карьерный рост. Ещё среди проходящих нашу программу дважды максимальный процент тех, кто уже имеет MBA -- им поэтому есть, с чем сравнить, и они делают осознанный выбор.
Материалы курсов можно смело считать аннотированным списком литературы (в среднем по одной ссылке на первоисточники на страницу, меньше чем в научной литературе, но много больше, чем в популярной). Даём библиотечку, надо будет читать и дополнительную литературу. Входной тест: если чувствуете, что не в силах просто прочесть "Войну и мир" целиком (проходится целую четверть в девятом классе, все школьники это могли), то надо вернуть себе умение читать. Вам, возможно, надо начинать с подготовительной программы, а не с "Рациональной работы". Скажем, объём текста "Системного мышления" лишь немного недотягивает до объёма "Войны и мира".
Регулярно выходят новые издания как курсов, так и литературы. Ничего не поделаешь, «непрерывное всё». Прошивку надо обновлять даже у телефона, что уж говорить о «моральном старении» прошивки мозга! Сразу настраиваемся, что «выучить один раз и навсегда» не получится, курсы будут обновляться прямо в ходе вашего прохождения этих курсов.
Содержательный контроль у нас -- непрерывное обсуждение того, как пройденный материал связан с вашей квалификацией, а квалификация основана на умении изменять мир вокруг себя (мастер оргразвития: договорить всех в организации! Реформатор: договорить всех за пределами организации!). Поэтому: «прочтение курсов», «умение поддержать разговор» - не считаем, что обучение как-то прошло. Применение материала курсов к рабочим проектам (изменения в работе) - вот это и есть и ход обучения (рекомендуем учиться в рабочее время, работе это будет полезно), и результат обучения.
Ещё надо обязательно выполнять задания, а не просто читать («читал учебник езды на велосипеде» -- это бесполезно, если не ездить, хотя бы чуть-чуть). Отвечаем на вопросы с обоснованиями (контроль того, что вы помните слова, а не «имеете ощущение»), потом сравниваете свои письменные обоснования с авторскими ответами. Первое ощущение обычно -- ярость, ибо оказывается, что "в материалах курса всё есть, просто с первого прочтения не понял, это неожиданно!". Для студентов -- неожиданно, но Школа это ожидает, это каждый раз так. А ещё надо моделировать: заполнять таблички, тренироваться использовать типы нескольких уровней абстракции в моделировании. Надо писать посты (это удержание вашего мозга на предметах из курса, тренировка вашей нейронной сетки, это не "тексты для кого-то" - это «тексты для себя», на эту тему в курсах отдельные объяснения). То, что надо делать домашние задания -- это понимают все, но сама форма выполнения наших домашних заданий отличается от традиционной. Это не курсы программирования, где можно сказать "реши вот эти три задачи", мы не можем сказать "выполни вот эти три оргпроекта", поэтому и домашние задания строятся по-другому.
Никаких «обучений с телефона» - работать с полномасштабным компьютером, ибо таблички на телефоне или даже ноутбуке заполнять невозможно. Никаких «видео» или «прочтите голосом, послушаю, пока веду машину» - нет, это работа, её на ходу не делают, качества не будет, вы не сможете делать письменные заметки по ходу прохождения.