Когда-нибудь нужно зафиксировать план мероприятий в какой-то конкретной форме. Хотя планы и нужны только для того, чтобы их выбрасывать, но это хорошая форма для прояснения целей, средств их достижения, фиксации принятых решений и т.д. и т.п. Ну, зафиксируем в виде плана несколько принятых решений, не особенно объясняя причины их принятия (ежели что-то сильно удивляет -- спрашивайте). Ссылок на свои предыдущие постинги тут не даю, кому интересно, листайте мой ЖЖ за последние пару лет (или используйте поиск), там все разъясняется много более подробно. Сегодня только План.
Цель: Создать учебный курс для детей организации коллективной целенаправленной деятельности в аспекте операционного менеджмента (а не leadership). Если это удастся сделать для детей, то тогда есть надежда, что даже взрослые его смогут понять. Ибо взрослых можно научить умножать в римских цифрах, а с детьми это может получиться только после того, как изобрели арабские. Пока не получается простого курса, учить взрослых.
1. Для того, чтобы учить организовывать -- понимаем, какое именно мышление мы хотим поставить организаторам. Это значит, что нужно определить место операционного менеджмента в ряду других организационных дисциплин (типа того же leadership) и понять, какие операции должен хорошо выполнять организатор, в чем он должен досконально разбираться.
2. Чтобы размышлять об этих операциях и тем самым иметь возможность обсуждать и улучшать их, нужен набор понятий, в которых описывается наша предметная область. Чтобы разобраться с предметом, нужно построить его модель. То есть построить организационную онтологию верхнего уровня (затем с этой онтологией можно будет моделировать всевозможные организации, уточняя ее), а чтобы результат был формален и отчуждаем, это нужно выполнить в каком-то концептуальном мэппере (моделлере). Тем самым:
а) выбираем моделлер (необязательно ГосМастер, учитывая то, что будет происходить дальше).
б) разбираемся с собственно предметной областью (что такое организация, чем программы отличаются от проектов, а проекты от процессов; чем community отличается от network, функции от операций, роли от должностей, почему буфер -- это время, а не запас материала, и т.д. со всеми остановками).
3. Для проведения экспериментов при создании предметной области, а также для целей тренинга при образовании нужны организационные и операционные модели тех или иных организаций в совокупности со средствами их ведения.. Для этого нужно:
а) использовать тот же моделлер, которым доращивать оргмодель
б) использовать операционный моделлер -- в котором для типов из оргмодели создаются экземпляры (скажем, для типа "поручение" создается его экземпляр, на тип "роль x" назначается конкретный человек и т.д.).
в) вокруг этих моделей развернуть среду коллаборации (блоги, вики, RSS, чаты и т.д.).
Раньше я все это называл ПраксОС (праксеологическая операционная система) и предполагал сварить его, как суп из топора, интегрируя разные приложения (начиная с issue tracker).
Делать все это нужно абсолютно академически: использовать университетский софт, дружить с университетскими проектами (а не с фирмами-вендорами). Похоже, что всю эту интеграцию разнородного софта (объектная база данных, вики, веб-паблишинг, интернет-коммуникации, версионирование и т.д. -- вплоть до интеграции в 3D-миры) для неминуемо разных платформ можно наиболее быстро и осмысленно делать в среде Squeak (одна из множества современных реализаций Smalltalk). Перст судьбы, похоже, на него указывает:
-- ежели и интегрировать, так в Squeak, в котором много чего языкового предназначено именно для интеграции.
-- единственный issue tracker, который хоть как-то похож по своему описанию на то, что нам хочется, написан как раз на Squeak (а ведь чтобы сделать рагу из зайца, нужно иметь хотя бы кошку) --
http://ailev.livejournal.com/460584.html-- на Squeak выполняется огромное количество симуляционных проектов для детей и других учебных проектов. Проводятся огромные работы по улучшению человеко-машинных интерфейсов
-- Open Croquet оказался написан на Squeak (см.
http://community.livejournal.com/sl_ru/30651.html)
4. Для дальнейшей работы весь этот ПраксОС нужно использовать для организации своей собственной деятельности -- во всех проектах, куда окажемся вовлечены (включая проведение дистантных курсов, тьюторинг, консалтинг, собственные исследования и разработки, администрирования себя самих и т.д.). Сапожник должен быть в сапогах собственного производства.
Это вторая цель (кроме создания курса для детей), гарантирующая, что проект не будет развиваться "сам для себя" (т.е. в онтологии будет много понятий, а в софте будет много фич которые при демонстрации будут выглядеть очень круто, но в действительности нигде никому будут не нужны).
5. Разрабатывается дидактическая (как учить) часть учебного курса по операционному менеджменту.
6. Разрабатываются отдельные симуляторы (модели) для поддержки образовательного курса (модель для барабан-буфер-веревки, например). Идеально, если это будут просто сокращенные учебные версии нашей учебной ПраксОС -- ровно на покрутить-попробовать небольшой студенческой группой одну тематическую задачку.
7. Проводятся курсы по операционному менеджменту и получается обратная связь.
Итого, нужна команда:
-- кто-то, у кого хоть как-то помещается в голове весь этот винегрет (похоже, что это я)
-- эксперт по операционному менеджменту (знающий, чему учить)
-- когнитолог (тот, кто занимается концептуальным моделированием)
-- дидактик (знающий, как учить)
-- системный архитектор (тут завязано много софта)
-- программист (этот софт еще нужно написать)
-- системный администратор (на наших серверах все должно жить для нас самих)
-- тьюторы, которые будут учить на пробных курсах (учат не разработчики, а третьи лица!) и студенты, плюс еще организатор образования
-- арт-директор, ибо все материалы и программы должны быть презентационного качества.
На выходе программы работ ожидаются:
-- содержательная часть курса (учебник)
-- дидактическая часть курса (методические рекомендации и задачник)
-- набор симуляционных моделей, включая сам ПраксОС, как учебную среду операционного менеджера
-- команда людей, которая была способна все это разработать (т.е. небольшая "школа операционного менеджмента")
Теперь на этой программе мне нужно сфокусироваться, и попробовать ликвидировать личный мультитаскинг на ближайшее время (скажем, разборки с другими аспектами организации деятельности -- разницей между организацией деятельности в государстве = государственным управлением, организацией деятельности на частных предприятиях, в церкви и благотворительных организациях; leadership как способность быть катализатором сотрудничества, и т.д.).