Еще один заход на учебную программу для современного человека (специально не пишу "инженера" -- ибо кто сейчас не творец? или "управленца" -- ибо кто не организатор? или "айтишника" -- ибо кто без компьютера? Или "консультанта" -- кто не дает советов? Или "госслужащего" -- кто не живет в государстве? И вообще, идея специализации в эпоху сингулярности мне кажется чуток устаревшей. Это все надстройки, а мы тут о базисе).
Дисклеймер: абсолютно абстрагируюсь от формы образования (да, командное обучение. Да, обучение в деятельности -- а хоть и имитационной. Да, не лекции, а тьюторство. Да, много-много поддержки образовательного процесса со стороны IT). Я продолжаю считать, что содержание образования имеет бОльший приоритет, нежели форма (последний раз писал об этом ровно три недели назад, тоже в воскресенье вечером (
http://ailev.livejournal.com/618612.html).
Предыдущие заходы см., например, в
http://ailev.livejournal.com/456065.html (только "общие курсы", ибо пока про специализацию речь не ведем). Это не подробная проработка, а лишь учет накопившегося за почти пару лет в ходе работы над PraxOS. Вместо более-менее абстрактной линейки курсов вокруг деятельностных фокусов "я-мы-мир" сделан акцент на знания и коммуникацию. Деятельностный фокус и его обсуждение уходит в дидактику, в предметной части остаются именно знания. Как и в жизни, разные знания смешиваются в деятельности -- в том числе в деятельности учебной.
Список курсов и предметов ниже не столько исчерпывающ, сколько дан для ориентира: о чем вообще нужно вести речь. При попытках употребить этот список в дело он должен быть суровым образом доработан.
I. Общие курсы (не подразумевают профессионализации).
1. Работа с собой любимым (сознание)
1.1. Общая психотехническая подготовка (состояние высокой продуктивности, техники интеграции логических уровней, техники личного роста, быстрого обучения, целеполагания и т.д.)
1.2. Модели развития личности (спиральная динамика)
1.3. Организация духовного (включая религиозный) опыта.
1.4. Этика
1.5. Коммуникативный экселленс из позиции "я" (раппорт, актерское мастерство, ораторское искусство, слайдовые презентации)
1.6. Физический экселленс ("тело")
1.7. Рефлексия. "Принятие теорий всерьез".
2. Работа с другими (группой. Управление знаниями, понимаемыми как tacit knowledge).
2.1. tacit knowledge, community of practice
2.2. поток (Чиксентмихай) и его обеспечение
2.3. стандартизация
2.4. дидактика
2.5. "процессный подход" и технологии, уровни зрелости
2.6. знаниевые/мыслительные технологии: thinking process, ТРИЗ, СМД-методология
2.7. коммуникационный экселленс в группах (групповая динамика, конфликтология и принципиальные переговоры, коучинг, консалтинг, управление изменениями, team building, лидерство. Игровые техники).
2.8. человек и машины: user experience, usability, эргономика, интерфейсы (HCI)
2.9. IT-обеспечение управления знаниями (web 2.0, web 3.D).
2.10. английский язык
2.11. управление талантами
3. Работа с информацией (инфология, предметные знания, подразумевают понимание смысла информации)
3.1. логика (в изначальном философском смысле этого слова, не "математическая логика"). Знаки, символы, денотаты. Схематизация, нотации. Методология. Наука, теории, парадигмы, научный предмет.
3.2. метафизика (онтология и эпистемология, онтологические и эпистемологические выборы). Роли, 3D vs 4D и т.д.
3.3. концептуальное моделирование, его онтологические и эпистемологические выборы (в том числе модель BWW). UML, ORM, OWL, Express.
3.4. Информационные модели, словари, тезаурусы, онтологии. Примеры подробно (Gellish, ISO 15926, ISO 18876, протоколы STEP). Mapping данных на базе онтологии (интеграция данных). Semantic web.
3.5. Логический вывод (business rules). Common logic. Экспертные системы.
3.6. Assurance case и представление аргументации.
4. Работа с данными (даталогия, computer science -- оперирование байтами безотносительно их смысла)
4.1. императивное программирование (ассемблеры, форт, ООП). Алгоритмы (Кнут).
4.2. декларативное программирование (функциональное, логическое, маркапы).
4.3. аспектное программирование. DSL.
4.4. Параллельность.
4.5. Модели данных, базы данных, persistance.
4.6. Коммуникация (протоколы), интернет. Интернет-сервисы. Агентские архитектуры
4.7. IT-cервисы и инфраструктура (сисадминство -- по ITIL).
5. Работа с заведениями (enterprise)
5.1. Информационная архитектура и организационное моделирование (набор вьюпойнтов)
5.2. Организация: онтология и модели (DEMO). Теория коммуникативного действия. Назначения ролей: оргструктуры. Сервисный подход. Конфликт интересов.
5.3. учет, документы, датацентрика, data handover. Уровни зрелости работы с данными, оценки трудозатрат.
5.4. Бизнес: стейкхолдеры, цели, KPI, стратегирование (
http://ailev.livejournal.com/571136.html), финансы и маржинальный учет, бухгалтерский учет, оргпроцессы обеспечения проектов из системной инженерии (внутрифирменное предпринимательство, beyond budgeting, управление портфелем проектов)
6. Работа с системами (инженерия, методы создания и использования систем)
6.1. Понятие системы, жизненный цикл системы, эволюция систем (system family engineering), развитие систем (смена архитектуры, s-кривые развития, "дилемма инноватора" по Кристенсен). Управление версиями, управление вариантами, управление развитием.
6.2. Процессы и проекты: онтология. Цикл непрерывных улучшений.
6.3. Планирование материальных потоков: логистика и supply chains (factory physics, Голдратт и т.д.)
6.4. Планирование работ и контроль их выполнения: водопад, agile, issue tracking, LastPlanner, GTD.
6.5. Теория проектирования (порождающее проектирование, конструктивные описания, функциональные описания и потоки, архитектуры, работа с требованиями, DSM, учет требований сборки/строительства, учет требований эксплуатации и ремонта)
6.6. Выпуск. Сборка. Строительство.
6.7. Эксплуатация и ремонт "по состоянию" (оценка рисков, ведение истории, ремонтные процессы). OpenO&M.
6.8. Качество и его обеспечение. Статистика.
7. Работа с обществом
7.1. научные школы в гуманитарных дисциплинах
7.2. правовая философия и юридическое мышление
7.3. праксеология и экономическое мышление: австрийская экономическая школа, вирджинская школа общественного выбора, краткая характеристика других экономических школ (чикагской, социалистической, классической и институциональной)
7.4. социология и модели общества
7.5. пиарный экселленс (заочная коммуникация). Меметика. Tipping Point. Public deliberation (общественная дискуссия).
7.6. Техническое регулирование (включая рискориентированный подход).
II. Профессиональные курсы ("профессия" тут понимается очень широко).
1. Общество и государство (по плану из
http://ailev.livejournal.com/456065.html) -- подготовка чиновников и их консультантов.
2. Технологии непрерывного производства (process plant) -- подготовка ГИПов, главных инженеров
3. Программная инженерия -- архитекторы и программисты.