Подготовка курса системной инженерии включает следующие основные практики:
-- определение содержания курса (результат -- есть программа курса и литература, в которой заключаются знания, которыми должны будут овладеть студенты). Частью этой практики является получение содержания курса на русском языке (ибо не все предлагаемые к освоению студентами знания изначала изложены на русском языке).
-- дидактика, связанная с формой образования (результат -- определение того, будет ли обучение классно-урочным, лекционным, проектным, проблемным и т.д., а также необходимый набор артефактов: методическое пособие, задачник, кейсы, модели, задания, темы студенческих проектов и т.д.).
-- институализация (организационный план -- логистика преподавателей и студентов, маркетинг среди преподавателей и студентов, материальное обеспечение, формат экзаменов, формат, соответствующий общественным представлениям, поиск спонсоров и т.д.)
-- собственно учебный процесс
-- работы по "циклу непрерывных улучшений" (в том числе, изучение, как освоенные знания работают в жизни).
Настоящий материал касается только определения содержания курса, и не затрагивает дидактических и институализационных аспектов. Тем не менее, есть предположения, которые были сделаны в этом направлении:
-- речь идет о среднесрочных (год) курсах, которые явно позволяют дать твердые знания по ряду вопросов (в отличие от краткосрочных курсов или знаний в объеме сертификации INCOSE), но которые меньше ВУЗовского курса бакалавра (обычно два года). Эта программа примерно соответствует ВУЗовскому сертификационному курсу ("полбакалавра").
-- акцент на стандарты как учебную литературу делается исходя из практического характера: излагаемые в стандартах знания не менее глубоки, чем во многих учебниках, но производственники (которых и предполагается обучать) менее склонны читать учебники, и более склонны читать стандарты.
-- из возможных заинтересованных в образовании системных инженеров сторон (работодатели, студенты, профессиональные чиновники-пропагандисты, группа по академическим интересам INCOSE) содержание образование определялось "как должно быть" с позиции Русскоязычного отделения INCOSE (т.е. "какие знания по системной инженерии было бы правильно иметь практикующим менеджерам, инженерам, специалистам по интеграции данных жизненного цикла"). Есть, конечно, надежда, что продолжение подобного образования и производственная практика позволит лучшим студентам обсуждающихся курсов стать системными инженерами.
Итак, курс системной инженерии состоит из
0. общего для всех учебного модуля
и специализированных модулей для специализаций:
1. организационных менеджеров,
2. инженеров (оборудование) и
3. интеграторов данных (назовем их так, ибо они вряд ли уже после обучения вернутся назад в "просто айти").
Не делается предположения, что учим "системных инженеров", скорее дается тот объем знаний по системной инженерии, который позволит договариваться между собой по поводу инженерных задач собственно инженерам, менеджерам, а также специалистам по интеграции данных жизненного цикла.
0. Общий модуль -- это азы собственно системной инженерии плюс практики управления проектами:
а) азы системной инженерии
-- системный подход и системное мышление (система и виды систем, заинтересованные стороны и множественность групп описаний в версии ISO 42010, функция-конструкция-процессы-материал, эволюция, соотношение между системным мышлением и системной инженерией).
-- практики, стандарты и терминология системной инженерии. ISO 15288.
-- форма жизненного цикла и ее выбор: водопад, agile, ICM. Описание жизненного цикла. Инженерная группа описаний и организационная группа описаний.
-- инженерия требований. ISO 29148.
-- состав документов системной инженерии. ISO 15289
-- моделеориентированная системная инженерия: порождающие и имитационные модели, метамодели.
-- место системной инженерии в организации: между организационными и проектными менеджерами и инженерами -- основные роли и группы практик. Профессиональная практика системной инженерии. Сообщество системных инженеров (INCOSE).
-- проблемы системной инженерии на примере INCOSE Vision 2020
-- Моделирование жизненного цикла и SPEM 2.
-- варианты системного подхода в инженерии и менеджменте (ISO 15926, СМД-методология, теория ограничений, DEMO). Несоответствие ISO 15288 системному подходу
Литература:
-- ISO 15288:2008, 24748-1, 24748-2(19760), 24774, 42010 (у всех уже есть русские переводы), ISO 15289, ISO 29148.
-- Руководство по системной инженерии INCOSE (после адаптации к ISO 15288:2008).
-- материалы по ICM (
http://ailev.livejournal.com/691464.html).
-- INCOSE Vision 2020 (
http://www.incose.org/ProductsPubs/pdf/SEVision2020_20071003_v2_03.pdf)
-- документация EPF Composer (
http://www.eclipse.org/epf/, в особенности Практика описания практик --
http://epf.eclipse.org/wikis/mam/index.htm) и обзор не-UML части SPEM 2.0 (
http://www.omg.org/spec/SPEM/2.0/)
б) азы планирования, выполнения и контроля проектов
-- практики, проекты, процессы, жизненные циклы
-- методы планирования проектов (многоуровневые графики, баланс ресурсов, критический путь, критическая цепь, практики agile-методов).
-- модель проекта (project model в отличие от facility model)
-- особенности планирования проектной деятельности для "железа", разработки софта
-- особенности планирования монтажных и строительных работ на основе пространственных моделей объекта: использование САПР в управлении проектами
-- планирование в параллельной инженерии
-- теория ограничений: критическая цепь, управление буферами проекта
-- бережливое управление проектами: методы выполнения и контроля проектов в строительстве
Литература:
-- романы Э.Голдратта "Цель", "Критическая цепь" (
http://www.koob.ru/goldratt_e/)
-- обзор работ по бережливому строительству (Lean Construction) и методу последнего планировщика (LastPlanner) (
http://en.wikipedia.org/wiki/Lean_construction --
http://laurikoskela.com/papers.asp,
http://leanconstruction.org/readings.htm)
-- PMI PMBoK версия 4
1. Менеджеры -- учебный модуль для тех, кто управляет организацией и распоряжается ресурсами.
-- организация как система: особенности. Критика социальной инженерии, критика бихевиоризма. Организационная инженерия, организационный дизайн.
-- механизм организационных мод и поветрий как эволюционный механизм
-- архитектура организации и организационное моделирование (на примере стандартов OMG)
-- архитектура изменений: карта действий и результатов
-- маржинальные финансы (throughput accounting) и портфельное управление
-- за пределами бюджетирования
-- сотрудничество и альянсы в строительном инжиниринге
Литература:
-- Г.Минцберг "Структура в кулаке" --
http://www.koob.ru/mintzberg/.
-- статья
"Организационные моды и поветрия" (из PraxOS).
-- адаптированные для менеджеров обзоры стандартов OMG (SBVR, OSМ, BMM, BPMN) --
http://www.omg.org/technology/documents/br_pm_spec_catalog.htm-- статья
"Карта действий и результатов" (из PraxOS).
-- Корбетт. "Управленческий учет по TOC. Учет прохода" (
http://webfile.ru/3994425).
-- Фрейзер, Хоуп. "Бюджетирование, каким мы его не знаем. Управление за рамками бюджетов" (
http://www.classs.ru/library/node/2331).
-- сотрудничество организаций (
http://ailev.livejournal.com/652159.html).
-- партнерства в строительстве --
http://ailev.livejournal.com/650376.html 2. Инженеры получают дополнительный модуль по моделеориентированному архитектурному проектированию.
-- Теория проектирования. Конвергенция между конструированием и проектированием.
-- DSM как метод обеспечения модульности проекта (как design, так и project)
-- описание жизненного цикла системы, разрабатывающейся с использованием современных САПР.
-- перспективы: порождающее проектирование (generative design)
-- архитектурное проектирование и SysML
Литература
-- материалы предстоящей дискуссии по конвергенции конструирования и проектирования (
http://ailev.livejournal.com/734560.html)
-- ссылки на
http://en.wikipedia.org/wiki/Design_Structure_Matrix -- материалы поставщиков САПР
-- Фокс. "Порождающие производственные системы для устойчивого создания продуктов" (
http://www.vtt.fi/inf/pdf/workingpapers/2009/W129.pdf).
-- материалы на
http://sysml.org/ 3. Интеграторы данных получают дополнительно темы:
-- обзор промышленных онтологий (ISO 15926 для непрерывных производств, ISO 18269/PSL для процессов, ISO 16739/BIM для строительства, Gellish и т.д.)
-- онтологическая интеграция данных и ISO 15926
-- словари и организационные нормы (OMG SBVR). Манифест организационных норм.
-- датацентрические и документоцентрические архитектуры современных САПР
-- интеграция современных САПР и программ имитационного моделирования
-- мультифизическое имитационное моделирование и Modelica
Обязательная литература:
-- материалы проекта IDS-ADI PoscCAESAR-FIATECH (
https://www.posccaesar.org/wiki/IdsAdiAvalonCollab)
-- материалы по архитектурам DS V6, Intergraph SmartPlant, Bentley OpenPlant (по материалам поставщиков)
-- OMG SBVR (материалы по ссылкам на
http://en.wikipedia.org/wiki/Semantics_of_Business_Vocabulary_and_Business_Rules)
-- манифест организационных норм
http://ailev.livejournal.com/693597.html-- материалы по Modelica
http://www.modelica.org/ Конечно, это только первая прикидка. Это еще нужно как-то оценить по затратам времени, уточнить ссылки на материалы, подобрать кейсы, сравнить с 10 подходами системной инженерии из
http://ailev.livejournal.com/699665.html и т.д. А дальше с ужасом убедиться, что на современных российских предприятиях работы для подготовленных по этим программам людей нет, а образовательную планку нужно опускать до близкого к плинтусу уровня. Но мы попробуем не опускать планку.
UPDATED 16 октября 2010г.