vvagr провёл трёхдневный курс по ISO 15926, 21 астрономический час (
http://dot15926.livejournal.com/30913.html). Это, между прочим, 28 часов академических. Трех астрономических часов (тот самый недостающий 1 час до 8-часового рабочего дня) не хватает для сегодняшнего типового (32 часа) семестрового курса какой-то дисциплины.
Удивительно: на то, что студентам дают целый семестр, в производственных условиях уходит три дня. Всё-таки к классической классно-урочной системе много вопросов -- хотя я всё понимаю про "а когда же литературу читать и задачи решать" (по обычным западным нормам на это требуется примерно вдвое больше, чем на очные занятия -- то есть на наши трехдневные курсы ISO 15926 нужно еще шесть дней самостоятельной работы, что уже займет две пятидневки без одного дня. Желающие могут занять этот один день экзаменом и пьянкой после оного, чтоб уж число было круглым).
Это я пытаюсь сообразить затраты времени на семестровый курс введения в системную инженерию (
http://ailev.livejournal.com/975339.html). Тамошние 36 часов ведь в отечественных условиях легко становятся 32 часами, причём академическими. То есть это не "пятидневные курсы", а три дня курсов. И домашних часов там ожидается не вдвое больше (как на Западе --
http://www.ohiohighered.org/calendar-conversion/definition), а столько же. То есть это шесть дней, если бы дело было на производстве.
Всё-таки студенческое обучение и производственное обучение устроены радикально по-разному.
Когда студенты попадают на какие-нибудь "выездные школы" и им вливают за несколько дней примерный аналог семестрового курса (а с учётом отнюдь не 7-часового рабочего дня, то и парочки таковых), вполне понятно, почему у них идёт снос головы и искажение картины мира. Просто они из замороченной ситуации неудавленного мультитаскинга (когда в середине семестра десяток "надкушенных", но неоконченных курсов, а в конце семестра аврал по сдаче их всех) попадают в более осмысленную ситуацию с много меньшим мультитаскингом -- отсюда и эйфория от успешности дела, и ощущение крайней насыщенности мероприятия, и удовольствие от быстро сделанного дела, и прочие радости жизни. А потом студенты возвращаются в свой унылый мультитаскинг, где они обучаются чему-то одному без отрыва от обучения всему другому -- и трехдневные курсы в их тесном переплетении успешно растягиваются на целый семестр...
Если дорога внештатного преподавателя туда-сюда занимает при этом три часа (что в Москве легко), и он работает на лекции-семинаре три часа (четыре академических) раз в неделю, то КПД получается 50% -- односеместровый курс на выходе плюс эквивалент односеместрового курса в поездках.
Я вот только что вернулся с одного из наших отечественных "форсайтов", где ничего нового мне почерпнуть не удалось. Но многие присутствующие согласились: новые технологии наступают стремительнейше, и абсолютно неизвестно, как учить этим новым технологиям людей -- хоть студентов, хоть уже работающих. Прорывов в образовании пока не наблюдается, а одно и то же содержание просто перепаковывается по-разному -- с примерно одинаковым результатом, не слишком зависящим от семестровой, трехдневной или "выездной интенсивной" упаковки...