Один корректный и шесть ошибочных тезисов МИДа Украины

Dec 20, 2022 13:45

Вчера, 19 декабря, представитель МИДа Украины Олег Николенко дал информационному ресурсу hromadske развернутый комментарий о поставках военной помощи Украине ее зарубежными партнерами, в том числе по каналу ленд-лиза. В силу как исключительной значимости этой темы, так и официального статуса автора комментария указанный материал был широко распространен в Украине и за ее пределами. Как выяснилось, комментарий представителя МИДа содержал один корректный тезис и шесть ошибочных.

Корректный тезис
О.Николенко: «Вашингтон пока передает военную помощь Украине по другим программам и не использует ленд-лиз».

Этот тезис соответствует действительности.
Как известно, именно об этом в последние семь с лишним месяцев неоднократно говорили, в частности, Г.Табах, М.Максакова, А.Азаркин, Б.Боровец, С.Любарский, автор этих строк.
Надеюсь, что это заявление официального представителя МИДа Украины также положит конец малопродуктивным попыткам защиты дезинформации С.Алексашенко о якобы « работающем ленд-лизе».

Шесть ошибочных тезисов
Первый: «Как отмечает Николенко, в рамках соответствующего закона США о дополнительных ассигнованиях в поддержку Украины, сейчас мы получаем безопасность и оборонную помощь по... программ[е] ...пополнени[я] запасов оружия США (Replenishment of US weapons stocks)».

Это утверждение не соответствует действительности.
Такой программы предоставления военной помощи Украине со стороны США нет.

Второй: «Как отмечает Николенко, в рамках соответствующего закона США о дополнительных ассигнованиях в поддержку Украины, сейчас мы получаем безопасность и оборонную помощь по трем программам: Инициатива содействия безопасности Украины (Ukraine Security Assistance Initiative, USAI), внешнее военное финансирование (Foreign Military Financing, FMF) и пополнение запасов оружия США (Replenishment of US weapons stocks)».

Это утверждение не соответствует действительности.
В настоящее время Украина получает оборонные материалы от США по пяти программам бесплатной помощи и двум программам их приобретения за деньги.

Пять каналов бесплатной военной помощи:
1. Президентские полномочия по передаче оборонных материалов (Presidential Drawdown Authority, PDA).
2. Инициатива содействия безопасности Украины (Ukraine Security Assistance Initiative, USAI).
3. Внешнее военное финансирование (Foreign Military Financing, FMF).
4. Излишки оборонных материалов (Excess Defense Articles, EDA).
5. Передача оборонных материалов от третьей стороны (Third Party Transfers, TPT).

Два канала приобретения оборонных материалов за деньги:
1. Иностранные военные продажи (Foreign Military Sales, FMS).
2. Прямые коммерческие продажи (Direct Commercial Sales, DCS).

Кроме того, военная помощь со стороны США Украине в виде предоставления услуг оборонного характера оказывается еще по пяти другим программам.

Третий: «Нынешние программы, в отличие от ленд-лиза, не предусматривают возмещения со стороны Украины стоимости предоставленного вооружения, военной техники и боеприпасов».

Это утверждение не соответствует действительности.
Поставки оборонных материалов Украине путем их приобретения (иностранные военные продажи) как осуществлялись до 24 февраля 2022 г., так и происходят после 24 февраля 2022 г. за счет бюджетных средств Украины. Так, например, 25 апреля 2022 г., то есть через два месяца после начала широкомасштабной агрессии 24 февраля 2022 г., США продали, а Украина - купила «нестандартных артиллерийских боеприпасов и других материалов» на сумму в 165 млн.дол.

Четвертый: «Из этих 40 миллиардов [военной помощи] более 19,3 миллиарда долларов поступило именно от США».

Это утверждение не соответствует действительности.

19,3 млрд.дол. - это не стоимостная оценка оборонных материалов, поступивших на территорию Украины, а сумма средств, выделенных из бюджета США, на оказание военной помощи Украине. Эта сумма разделяется на две части - стоимостную оценку оборонных материалов, уже доставленных (delivered) на территорию Украины, и стоимостную оценку оборонных материалов, которые только еще должны быть произведены и лишь затем направлены (authorized, not yet delivered) в Украину.

На 20 декабря 2022 г. стоимостная оценка оборонных материалов США, доставленных на территорию Украины, составляет 12,7 млрд.дол.

Кроме того, правительство США разместило заказы на производство оборонных материалов для Украины на сумму, выделенную из бюджета США, в размере 6,6 млрд.дол. Когда эти оборонные материалы будут произведены - в соответствии со сделанными правительством США заказами (растянувшимися на три предстоящих года, то есть на 2023, 2024, 2025 годы), это оружие должно быть направлено в Украину. Именно тогда его можно будет учесть в качестве военной помощи, полученной Украиной.

Пятый: «удалось мобилизовать предоставление Украине со стороны членов НАТО и других партнеров оружия стоимостью 40 миллиардов долларов», - напоминает Николенко.

Это утверждение не соответствует действительности.

Чтобы быть точным, 41 млрд.дол. по состоянию на 20 ноября 2022 г., - это не стоимостная оценка оборонных материалов, поступивших на территорию Украины, а сумма средств, выделенных из бюджетов стран-партнеров (committed), на оказание военной помощи Украине. Эта сумма также, как и в случае с США, затронутом выше, разделяется на две части - стоимостную оценку оборонных материалов, уже доставленных (delivered) на территорию Украины, и стоимостную оценку оборонных материалов, которые только еще должны быть произведены и затем направлены (authorized, not yet delivered) в Украину.

Стоимостную оценку всех оборонных материалов, доставленных на территорию Украины, можно получить двумя способами.

Первый способ опирается на данные Кильского института мировой экономики, который оценивает всю военную помощь, физически доставленную на территорию Украины по состоянию на 3 октября 2022 г., в 15,3 млрд.дол.

Учитывая, что в первые семь с лишним месяцев военных действий с 24 февраля 2022 г. такие поставки осуществлялись на уровне примерно 2,1 млрд.дол. в месяц, то в прошедшие с 3 октября по сегодняшний день, 20 декабря, два с половиной месяца расчетные поставки военной помощи могли бы составить примерно 5,2 млрд.дол. Следовательно, стоимостной объем всей военной помощи, физически доставленной на территорию Украины, по состоянию на 20 декабря 2022 г. можно оценить примерно в 20,5 млрд.дол.

Другой способ оценки объема военной помощи, доставленной на территорию Украины, - это сложение сумм военной помощи, доставленной в Украину как от США, так и от других стран-партнеров. Помощь США, доставленная на территорию Украины, на 20 декабря 2022 г. составила, как отмечалось выше, 12,7 млрд.дол, а европейских стран, по данным Й.Бореля, - 8 млрд. евро. Таким образом, суммарная стоимостная оценка военной помощи, физически доставленной (delivered) на территорию Украины, оказывается равной (с учетом курса валют) примерно 21 млрд.дол.

Как видим, оба способа расчетов дают близкие друг к другу оценки стоимости всех оборонных материалов, физически доставленных (delivered) на территорию Украины к 20 декабря 2022 г., - примерно 20,5-21,0 млрд.дол.

Шестой: «Вашингтон... не использует ленд-лиз, чтобы сэкономить украинский бюджет в будущем. Об этом нам в комментарии рассказал представитель Министерства иностранных дел Олег Николенко... Минус - объемы поставок американского оружия в рамках ленд-лиза напрямую зависят от финансовых возможностей Украины», - говорит Николенко».

Эти утверждения воспроизводят более ранние заявления посла Украины в США О.Маркаровой и не только не соответствуют действительности, но и являются кощунственными.

Во-первых, как это было показано выше, правительство Украины получает оборонные материалы от США не только в качестве бесплатной помощи, оно также закупает их и за бюджетные средства. Приобретение оборонных материалов за бюджетные средства обходится безусловно дороже, чем получение оружия в долг или в аренду (на условиях ленд-лиза).

Во-вторых, правительство Украины в настоящее время получает крупные средства на гражданские цели в кредит. Например, 12 декабря Евросоюз согласовал выделение Украине кредита на 18 млрд. евро со сроком погашения в 35 лет и льготным периодом в 10 лет. Получается, что действуют двойные стандарты - в отличие от получения кредитов на гражданские цели получение оборонных материалов оказывается блокированным из-за якобы внезапно возникшей «необходимости экономии бюджетных средств».

В-третьих, программа поставок оборонных материалов на условиях ленд-лиза как раз и была вначале задумана, а затем и осуществлена (в своей оригинальной версии 1941-1945 гг.) как программа экономии бюджетных средств. У.Черчилль аргументировал перед Ф.Рузвельтом необходимость ленд-лиза именно неспособностью Британии оплачивать закупки вооружения наличной валютой и иными располагаемыми активами.

В-четвертых, закон о ленд-лизе для Украины от 9 мая 2022 г. на самом деле полностью отменяет:
- как 5-летний срок, в течение которого кредит должен быть возвращен США, при этом не устанавливая никаких иных сроков погашения кредита,
- так и саму необходимость оплаты таких оборонных материалов.

Положения Статьи 503(b)(3) Закона об иностранной помощи, не применяемые в соответствии с Законом о ленд-лизе Украине:
3) период займа имеет фиксированный срок, не превышающий пять лет, в течение которого такая статья может быть отменена Соединенными Штатами по любой причине;
(5) соглашение о займе предусматривает, что (A) если оборонный материал поврежден во время займа, то страна или международная организация, какой он был предоставлен, возместит Соединенным Штатам стоимость восстановления или замены оборонного материала, и (B) если оборонный материал утрачен или уничтожен во время сдачи в аренду, страна или международная организация, какой он был предоставлен, выплатит Соединенным Штатам сумму, равную восстановительной стоимости (за вычетом любой амортизации в стоимости) оборонного материала...

Положения Статьи 61 Закона о контроле за экспортом оружия, не применяемые в соответствии с Законом о ленд-лизе Украине:
(4) страна или международная организация согласилась оплатить в долларах США все расходы, понесенные Правительством Соединенных Штатов при аренде таких оборонных материалов, включая возмещение амортизации таких предметов во время аренды, расходы на их восстановление или замену, если предметы повреждены в процессе нахождения в аренде, и если предметы утрачены или уничтожены во время нахождения в аренде-
(1) Каждое соглашение об аренде в соответствии с настоящим разделом заключается на фиксированный срок, который не может превышать (А) пять лет и (В) определенный период времени, необходимый для завершения работ по капитальному ремонту арендованных оборонных материалов, какие должны быть выполнены до возврата этих предметов...

В-пятых, как американские законодатели, принявшие Закон о ленд-лизе для Украины, так и Министерство обороны США, являющееся его главным исполнителем, интерпретируют этот документ как канал бесплатного (грантового) предоставления оборонных материалов Украине.

Бюджетный департамент Конгресса США, 26 апреля 2022 г.:
Закон освобождает администрацию от некоторых положений законодательства, регулирующих предоставление в долг или аренду военной техники иностранным государствам, таких как:
- пятилетний срок кредита или
- требование того, чтобы страны-реципиенты оплачивали бы все расходы, понесенные Соединенными Штатами в ходе лизинга военной техники. Предоставление в долг или аренду военной техники Украине по-прежнему будет регулироваться всеми положениями законодательства, касающимися возврата такой техники.

Министерство обороны США, 9 мая 2022 г.:
Закон освобождает администрацию от определенных положений законодательства, какие регулируют предоставление военной техники в долг или ее аренду зарубежными странами, таких, как:
- пятилетний срок ссуды или
- требование, чтобы принимающие страны оплачивали все расходы, понесенные Соединенными Штатами в ходе лизинга военной техники.

Таким образом, Закон о ленд-лизе Украине от 9 мая 2022 г. предоставляет возможность Украине получать от США оружие, боевую технику, боеприпасы бесплатно, без необходимости оплачивать получаемую военную помощь в какой-либо обозримой перспективе, за исключением возврата оставшихся неиспользованных оборонных материалов по окончании военных действий.

Но даже в том случае, если в отношении Украины и сохранялись бы условия оригинальной версии ленд-лиза (образца 1941-45 гг.), предполагавшие оплату той части оружия, какая сохранилась бы у реципиента после завершения войны, то отказ от получения военной помощи по этому каналу означал бы, что власти Украины разменивают платежи в отдаленном будущем (какими бы они по своим размерам ни были, на практике, очевидно, - весьма ограниченные) на жизни тысяч военнослужащих ВСУ и гражданских лиц, погибающих в ходе военных действий и жестоких обстрелов из-за катастрофической нехватки оружия.

Особенно кричащим такой отказ выглядит на фоне тотального оружейного голода на линии фронта и беспрецедентно публичных запросов на военную помощь со стороны главкома ВСУ генерала В.Залужного.

Однако поскольку в отношении Украины условия оригинальной версии ленд-лиза 1941-45 гг. были отменены, и поскольку согласно Закону от 9 мая 2022 г. оборонные материалы Украине должны поставляться бесплатно и на неограниченный срок, то выдвигаемая официальными представителями МИДа Украины (О.Маркарова, О.Николенко) версия отказа от получения вооружения от США по каналу ленд-лиза лишается даже такого цинично-кощунственного обоснования.

Британия, история, дезинформация, 2МВ, Украина, мифы, военная помощь Украине, информвойна, США, Путинская война против Украины

Previous post Next post
Up