предыдущий пост День второй (09.08.2016) - "Немецкая" дорога.
Губа Печенга (Петсамо-фьорд) в этом месте очень четко разделяет окружающее пространство на "цивилизованный" и "первозданный" миры. Если на западном берегу находится поселок, многочисленные военные базы и международное шоссе, то на восточном - только брошенная в 1944 году "немецкая дорога", и на многие десятки километров там не будет ни жилья, ни людей. Кроме, разумеется, "путешественников".
Именно они окончательно и разбудили меня примерно в половине восьмого утра. Я услышал урчание мотора, громкий плеск воды и - не менее громкие матерные ругательства. Какой-то неопытный "джипер" с семьей попытался "с ходу" форсировать брод, но капот его машины ушел под воду, и он едва успел дать "заднюю" и выбраться на берег. Прилив был в разгаре, но вообще-то уровень воды был еще небольшой - на максимуме она доходит до линии кустов. Кстати, видите вон там, чуть правее центра - флагшток и трубу от печки, установленной в землянке? Вот так я
сидел при максимальной воде и ждал чуда год назад...
Ну а джипер, очевидно, там ехал первый раз в жизни и поэтому сперва направился немного не туда. Я показал ему мелкое место, где можно еще было как-то переправиться (что и было с блеском проделано), сам же стал сворачиваться и собираться в путь. Дорога предстояла непростая и не близкая.
В прошлом году ландшафты в окрестностях немецкой дороги поразили меня совершенно, но тогда я подумал, что это, возможно, вследствие стресса, бессонной ночи, приема алкоголя, шторма и т.п., в этот раз предстояло пройти ее на свежую голову и при хорошей (пока еще...) погоде. Примерный план маршрута я неплохо себе представлял - сначала надо было проехать по довольно-таки заболоченному берегу залива, потом по лиственному леску, до горной речки Ора-йоки, а потом дорога пойдет по ущелью вверх и выйдет, наконец, в тундру.
Я сразу снял кроссовки, чтобы не мочить их на заболоченной дороге, и надел босоножки, которые прекрасно заменяют мне резиновые сапоги в подобных ситуациях. Совсем скоро берег кончился, дорога немного поднялась вверх, и тут появилось первое препятствие. Дорогу, которая казалась мне вечной, размыло дождем и она прерывалась на высоком и крутом склоне. Правда, военные, которые на этом участке иногда пользуются дорогой, сделали объезд по косогору, но долго все это без капремонта может и не простоять. Конечно, с велосипедом-то в любом случае проползешь, но вот для машин этот участок может стать недоступным.
Совсем скоро я подкатил к Ора-йоки, решил сделать небольшой привал и попить чаю, тем более что дальше предстояло переобуваться и начинать довольно тяжелый подъем по не самой хорошей дороге.
Ну а дальше дорога пойдет довольно круто вверх по ущелью, в котором течет эта речка.
Там несколько километров растет плотный лесок, ветром дорога совсем не продувается и тащить вверх груженый велосипед очень жарко. Да и довольно высоко. Как-то, остановившись отдышаться, я взглянул назад. А ведь тут, на Кольском - совсем уже осень, в начале августа. Что-то рановато...
Дорога поднялась по ущелью до самого озера Ора-ярви, немного прошла по его берегу и снова начала спускаться вниз. Я заметил, что густые заросли на окружающих холмах очень быстро сменились совершенно "прозрачной" лесотундрой.
на плоских вершинах появились огромные многотонные глыбы-сейды, которые туда, как убеждены некоторые наши glamorous bastards, затащили не кто иные, как гиперборейцы. Или, как вариант - славяне-арии... Видимо, в качестве тяговых животных они использовали ручных динозавров, которыми управляли с помощью телепатических команд.. Хотя, может - тогда еще и не было динозавров? Пусть специалисты по "альтернативной истории" как-то "прояснят вопрос" ...
А совсем скоро там уже - тундра. Я сразу почувствовал это - ветер запел свою песню в велосипедных спицах, и вокруг началась потрясающая симфония камня, воды и арктической растительности. Увы - этого не передать на фотографиях, хоть я и пытаюсь сделать уже второй раз (а если быть точным - в третий). Тундра, как я сумел понять, по-настоящему открывается человеку только "в динамике", в непосредственном, протекающем в режиме реального времени "трехмерном" восприятии, и с соответствующим "гиперквадрафоническим" звуковым сопровождением. Надо вам просто самим туда добраться!
И вот тут, взглянув на дорогу, проходившую по в одном месте по песчаному участку, я совершенно неожиданно увидел свежие, совсем свежие следы велосипедных шин!
Это было очень странно. Не то, что кто-то еще ехал по "немецкой дороге", а то, что я этих людей не увидел. По всем параметрам они должны были бы меня обогнать - я был перегружен, ехал медленно, а еще больше пешком шел, к тому же частенько ползал по скалам, лакомился ягодами, а иногда еще и немного облегчал содержимое своего рюкзака, принимая понемножку бодрящего напитка. Торопиться мне было некуда. Но - ведь меня никто не обгонял! Я решил не ломать голову, и продолжил путь, заодно дегустирую воду из каждого придорожного озера - везде был разный вкус.
А в одном из озер я решил даже искупаться - очень уж оно удачно было расположено. "Зеркало" озерка - практически на уровне дороги, и от ветра это место прекрасно закрывала высокая, метров 10-12, совершенно вертикальная скала. Курортное местечко!
Вода там, кстати, ощутимо теплее, чем вчера была в Петсамо-фьорде. После купания поехалось намного веселее, и скоро уже я был на красивейшем перевале над сказочной долиной, которой так восхитился еще в прошлом году. Только тогда склон горы за красной скалой был закрыт низкими облаками.
Это было примерно, как я помнил, на середине пути. Я вполне успевал и мог не торопиться. На всех господствующих возвышенностях располагались остатки немецких укрепрайонов с огневыми позициями, сложенными из камней, и все вокруг было завалено военным хламом, стреляными гильзами и даже целыми патронами в большом количестве - стоило просто лишь раздвинуть листья над камнями.
Удивительны образом сохранились остатки немецкой телефонной линии. Дерево там почти не гниет, то ли по причине особого климатического режима, то ли из-за отсутствия гнилостных бактерий в окружающей среде. Трудно поверить, что этому "артефакту" более 70 лет!
Местами там появлялись природные объекты из правильных каменных блоков, которые наши glamorous bastards принимают за "артефакты" - рукотворные стены, возведенные то ди гиперборейцами, то ли марсианами.
В вот это - по настоящему "рукотворный объект", руины моста. Собственно, сами опоры - как новые, а вот деревянное перекрытие то ли разрушили, то ли сожгли. Погода начинала портиться, я стал внимательно смотреть по сторона в поисках какого-нибудь укрытия, и неожиданно заметил на склоне за мостом фигурку человека, склонившегося над лежащим на земле велосипедом. Я хотел было его догнать, но тут дунул ветер и ливанул дождь, и я предпочел спрятаться за мостовой опорой. Тем более что дождь был очень косой, почти горизонтальный, и рукотворная каменная стена неплохо от него закрывала.
Я там посидел минут 40, подкрепился коньяком и шоколадом, потом перешел вброд речку, через которую и был построен (по первоначальному замыслу) этот мост, попытался подняться из ее русла но, на мокрой голой скале, идущей вверх под углом градусов в 45, затащить груженый велосипед было никак невозможно, пришлось отстегивать рюкзак и нести все вверх "по частям". После этого я решил немного посидеть, отдохнуть и погреться на солнышке, которое выглянуло после ливня.
Ехать оставалось немного, нужно лишь подняться на довольно высокий перевал, и после оставалось совсем недалеко до долины озера Суормус-ярви, где я и ночевал в прошлом году. На часах было около трех дня. На перевале я заметил, как одинокая фигурка на велосипеде огибает холм возле очень красивого озера, решил ее сфотографировать, но - это слишком далеко, а крутить "зум" и терять ради некоего велосипедиста окружающий пейзаж совсем даже не хотелось, потому на картинке его просто не видно, что и неудивительно на фоне этих бесконечных просторов.
Я быстро спустился вниз и как раз возле Суормус-ярви нагнал сразу трех велосипедистов. Оказалось, что это трое мужчин из Москвы, а "группенфюрер" у них - девушка из Мурманска, но они все время от нее отстают, и она сейчас где-то впереди. Я обогнал мужчин, поднялся на последнюю горку перед хребтом Муста-Тунтури и, в самом деле, встретил там девушку, с которой, как я совершенно уже позабыл, даже разговаривал вчера утром в Мурманске! Зовут ее Катя, и пока я с ней беседовал, подтянулись москвичи и пожелали испить чаю. Я же, зачерпнув кружкой воды из ручейка, бегущего прямо по дороге, утолил жажду и направился вперед - еще было километров семь до перевала, да потом еще перевал, да еще доехать до нужного места на Среднем, да еще палатку поставить и ужин сварить - куча дел!
Погода же меж тем снова начинала портиться....
Упершись в южный склон хребта, отделяющего Средний и Рыбачий от материка, дорога круто повернула на Восток и пошла по южному склону над красивой тундрой, которую прорезало множество речек, а с самого хребта сбегали многочисленные горные ручьи, образующие приятно журчащие водопады. Вода была, разумеется - чистейшей и свежайшей!
Мне расхотелось торопиться, я сошел с дороги на склон и начал поедать ягоды - морошку, чернику и голубику. И еще я хотел подождать Катю и москвичей - я ведь вроде как обещал показать им удобное место и для ночлега, и для купания в море. Но время шло, солнце опускалось, от невысоких холмов стали отбрасываться тени, и я, никого не дождавшись, двинулся вперед.
Я решил - их много, не пропадут, а я же один, и мне надо быть внимательным и аккуратным. Дорога быстро катила практически по горизонтали на высоте метров 180-200 над уровнем моря, и скоро я уже проезжал над знакомым заболоченным ручейком с березовой рощицей, около которого я обедал в прошлом году.
Около 6 вечера я уже стоял на дороге, ведущей из Титовки на Средний, на самом перевале, выше, чем на середине его подъема. Отсюда всего-то надо было одолеть три или четыре небольших уступа, и все - перевал покорен! Перед последним уступом открывался красивый пейзаж, который в прошлом году был золотым - светило яркое солнце, в этот же раз в нем преобладали изумрудно-зеленые краски - солнце закрыло облаком и накрапывал небольшой дождик. А еще в этот раз в кадр попал-таки разбитый автобус, который давно уже там валяется.
Вообще-то на перевале ничего не изменилось, разве что коллекция разбитых машин пополнилась, по крайней мере, еще одним экземпляром. Если честно - я как-то их в этот раз не считал. И главное - для меня спуск неожиданно оказался даже более трудным делом, чем подъем. Я, увы, слишком мало употребил продуктов из багажника, велосипед был все еще перегружен, и на каменистом склоне его "водило" столь сильно, что я уж подумал, что если так и дальше пойдет, то к битым машинам, лежащим в ущелье, добавится еще и битый велик, а к памятникам с "баранкой" - памятник с велосипедным рулем. Во избежание этого не стал торопиться и самые ответственные места прошел пешком, зажимая велосипедные тормоза. Собственно, потерял я на этом не более 15 минут, зато спустился в целости и сохранности.
Покатив по Среднему, я сразу отправился к знакомому с прошлого раза ручью, где можно и ночевать, и пищу готовить, и, главное - в море купаться! Правда, после семи вечера как-то захолодало, к тому же сегодня я уже купался в тундровом озере. А купаться на арктическим побережье дважды в день - мажорство!
Я просто прогулялся при отливе по широкой галечной литорали и полюбовался красиво подсвеченным низким солнцем материковым берегом.
А купаться тут лучше в прилив - камни, которые по полдня лежат сухие, не столь скользкие, как те, которые все время находятся в воде!
следующий пост