На велосипеде по Кольскому Полуострову, август 2016

Mar 31, 2017 01:29

предыдущий пост

Про одиночество и уединение

Это совершенно разные вещи. Конечно, за 8 дней своего последнего (по времени, не по сути...) путешествия по арктическому побережью я встретил множество интересных людей, но один из тех дней прошел почти весь в полном уединении - когда ехал по заброшенной немецкой дороге из Петсамо в Муста-Тунтури. Где-то посередине пути остановился перекусить в тихой долинке, где не так сильно дул ветер, и попробовал просто повернуться вокруг, включив фотик на запись видео.

image Click to view



Но никакого одиночества я ни на один миг не испытал. Трудно объяснить это тем, кто там не был. Но я все же попробую.



В это поездку, если честно, то никаких таких great explorations я не планировал совершать. Хотелось, для начала, "расставить точки над Ё" - дойти-таки до Кольской Сверхглубокой (а не просто сфоткать на зуме, как в прошлый раз), и посетить самую северную точку европейской части России - мыс Немецкий на Рыбачьем. Потом где-то там, в тундрах, нужно было встретиться с коллегой bokomarus, который должен был двигаться "встречным курсом", договориться с ним о дальнейших планах, и, если позволит погода и техническое состояние велосипеда, доехать до Ловозерских Тундр, а потом снова встретиться с bokomarus уже возле Монче-Тундры, заехать к моему брату в Мончегорск, взять у него напрокат пару трековых рюкзаков (ибо пешком таскать на себе велосипедные - не слишком большое удовольствие), и отправиться (нелегально!) в Лапландский Заповедник, на Вайкис.

Но, сразу скажу, "часть вторая" выглядела и сразу несколько фантастически. Потому и осталась неисполненной - на недалекое будущее.

Но точки над ё я все-же расставил!

День первый (08.08.2016) - Кольская Сверхглубокая скважина СГ-3

Поезд прибыл в Мурманск вполне по расписанию - в 05-50, 8 августа 2016. Выгрузив велик (запакованный) и рюкзак, я поволок все это по высоким лестницам наверх, на привокзальную площадь. И хоть рюкзак еще не был наполнен необходимыми напитками и продуктами (я планировал купить напитки в Заполярном, а продукты - в Печенге, уже на краю цивилизованного мира), но тащить все это на себе было довольно муторно, и, когда я наконец вырулил на привокзальную площадь, настроение было не самое веселое. Маршрутка от мурманской фирмы "Круиз" (где я еще за неделю забронировал место до Заполярного) отходила только в 08-11, и надо было тупо ждать на улице аж два часа. Хорошо хоть - не было дождя. Как уверяли местные жители - первое утро без дождя за последние две недели.

Впрочем, сидеть на лавочке - не педали крутить. Скоро подошел микроавтобус с нужным номером, я туда все без труда закинул и покатил на северо-запад по знакомой с прошлого года дороге, а к одиннадцати уже собирал велик в рабочее состояние на автостанции в Заполярном. Я тогда зашел к девушкам в кассе, и спросил, можно ли оставить рюкзак часа на 3-4 - какой смысл было таскать его на себе по не самым хорошим дорогам? Девушки неохотно согласились - у них на сей счет есть строгая инструкция - но взяли с меня слово, что не позднее 15-00 я его заберу.

Для начала я посетил уже известное мне кафе "Встреча" и довольно неплохо там пообедал - первое+второе+салат+100 грамм+компот обошлось мне в 250 с чем-то рублей, и затем снова спустился из города на трассу, ведущую в Киркенес, Норвегия. В прошлом году я уже разузнал про дорогу - "надо вернуться на трассу, проехать несколько километров в сторону Норвегии, там будет развилка" ну и так далее, мне же очень не хотелось спускаться с горки в долину на трассу, а потом опять подниматься на 300 метров вверх, ведь раньше туда, "на скважину", ездили как-то через старые брошенные рудники.

Кроме того, мне сообщили, что возле "большой металлической конструкции" (которую, как меня уверяли, "невозможно не заметить"!..) надо будет свернуть с асфальта и дальше двигаться исключительно по спутниковому снимку, если таковой имеется, касательно же "конструкции" мне ничего толком не сказали, но обещали, что я ее непременно увижу, еще издалека. И я на сей раз решил сделать крюк километров в 15, лишь бы избежать, как случилось в прошлом году, нудных словопрений с охранниками относительно духа и буквы пропускного режима на комбинате "Печенганикель", или как он там сейчас называется?

Так оно и оказалось. Проехав километров 8, я увидел на горизонте нечто циклопическое, свернул в ту сторону, и, проехав еще несколько километров, оказался над поросшей леском (ну, точнее уж - лесотундрой), долиной, по которой бежала на Запад железная дорога. Как-то сразу вспомнилась старая (и подлинная!) "лагерная" песня, которую все слышали в фильме "Небеса Обетованные" покойного Эльдара Рязанова, ее там пел герой Валентина Гафта - "По тундре, по железной дороге, где мчится скорый Воркута-Ленинград, мы бежали с тобою, от жестокой погони..." и т.д. Впрочем, Воркута - намного южнее, а по дороге этой раньше не слишком-то и быстро мчался пассажирский номер 651 "Мурманск - Никель", но вот уже лет пять как его "оптимизировали", и теперь там осталось только грузовое сообщение.



Потом шоссе круто пошло вверх, но, напевая "по тундре, по железной дороге...", я быстро поднялся и увидел вблизи ту самую "большую металлическую конструкцию", около которой мне и надлежало свернуть с асфальта на грунт. "Конструкция" представляла собой, очевидно, остатки какой-то древней антенны, когда-то направленной в сторону Норвегии. Странно, но рядом не было никаких зданий и сооружений - только этот циклопический стальной каркас в голой тундре.



Место это хоть и расположено довольно далеко, километрах в 10 от комбината, но именно сюда ложится основной лепесток "розы ветров", и тундра тут совершенно выжжена "кислотными дождями". Произошло это не год, и не два, и даже не десять лет назад - давно уже сернистый выхлоп, образующийся при обжиге руды, фильтруется и не выбрасывается полностью в атмосферу, но когда только все начиналось, об экологии мало заботились, и тундра теперь будет восстанавливаться еще лет сто, наверное. А дорога, накатанная тяжелыми карьерными самосвалами, уходила в дремучие и непроходимые (с непривычки) лабиринты шахтных отвалов.



С одной из горок неожиданно хорошо был виден не только город Заполярный, но и РЛС возле далекого поселка Луостари (слева по центру), в котором начинал свою службу лейтенант Юрий Гагарин.



Я не сразу сориентировался в "лабиринте", хотя уже был там не в первый раз, и у меня была с собой не только спутниковая карта, но и GPS на смартфоне. Правда, аккумулятор смартфона "протянет" GPS часов 5-6, поэтому включать его я собирался только в критической ситуации.



Впрочем, поскольку я там был, как уже сказал, не первый раз, то я, хоть и не без труда, но все же в конце концов нашел верный путь. Однако возле одного из важнейших ориентиров в этом мертвом мире - заброшенной трансформаторной подстанции - несколько смутили меня совсем свежие медвежьи следы, причем - групповые!



Медведица с медвежатами, очевидно, направлялась на расположенную невдалеке городскую свалку - подхарчиться. Следы были совсем свежие, и я на всякий случай достал из велосипедной сумки финку и повесил ее на ремень. Разумеется, это оружие вряд ли поможет одолеть медведя, но, по крайней мере, даст шанс умереть не как овца, но - как мужчина. Вообще, конечно, странно видеть там медведей - любителей такого вот "индустриального хард-кора".



Вскоре я выехал из доминантного лепестка "розы ветров", и передо мной вновь расстилалась живая первозданная тундра.



Дорога была довольно тяжелой, и ветер постоянно бил в лицо, к тому же направление пути все время менялось, в соответствии с рельефом местности, и я уже засомневался - а не получится ли все опять так же как в прошлый раз, и снова я лишь посмотрю издалека на СГ-3?

За этими сомнениями я и сам не заметил, как за очередным холмом появился целый городок, затерянный в тундре - комплекс зданий Кольской Сверхглубокой. Я даже так растерялся, что позабыл сфотографировать "общий план", решив сделать это при возвращении.

Кольская Сверхглубокая была заложена в 1970 году, и за 20 лет работы достигла рекордной и до сих пор глубины - 12300 метров. На этом возможности существующих технологий были исчерпаны, бурение практически прекращено, а лет 10 назад программа была окончательно свернута и объект - просто брошен на разграбление.









Я прошелся по нескольким зданиям. Где-то, как я догадывался, находилась дизельная электростанция, где-то - гараж, где-то что-то еще, а в длинном двухэтажном здании внизу размещались, очевидно, лаборатории, кое-где валялись разные приблуды от древних компьютеров, например, магнитные ленты для хранение данных.



Остались рабочие места и кое-какие книги. Остались даже личные фотографии сотрудников и членов их семей. Кое-что я прихватил на память, но не стану тут публиковать из соображений этики.



Я даже нашел "Журнал учета и контроля выдачи и исполнения сменных заданий помощникам буровых мастеров" за 1981 год.



А вот в этом помещении находилось, очевидно, что-то вроде "центрального поста". Правда, рука у меня дрогнула и фото получилось размытым.



А вот это, не пугайтесь - всего лишь старые противогазы. Видимо, они полагались по технике безопасности.



С удивлением нашел чистую, почти - жилую - комнату.



Вообще там довольно жутко, в этих таких больших, как будто недавно брошенных зданиях, в выбитых окнах которых завывает ветер, несущийся из тундры. Я не осмотрел и пятой части всех помещений - надо было торопиться, надо было ехать дальше. Когда я вышел наконец-то на солнечный свет, так стало грустно видеть все это запустение, и это ведь - на столь уникальном, единственном во всем нашем мире объекте!

А вот, кстати, то место, которое многие и считают "скважиной" (это точно - не она, но я что-то так и не сумел разобраться, где же на самом деле располагалась собственно буровая вышка), однако знаменитая "крышка в ад о шестнадцати болтах" оказалась отвинченной и, прошу прощения, "скоммунизженной"...



Выйдя с территории, я вдруг увидел старые мятые "жигули". А ведь их не было там, когда я приехал. И я не слышал ни шума мотора, ни голосов людей. Мне захотелось поскорее покинуть это действительно не самое веселое место, по сравнению с которым даже огромные шахтные отвалы комбината выглядели вполне даже дружелюбно. И я направился прямо к ним.



А вот сфотографировать общий вид комплекса СГ-3 я, конечно же, позабыл...

Собственно, я с самого начала планировал возвращаться с СГ-3 напрямую через комбинат - ведь на этот раз ничего "запрещенного" у меня в сумке не было, а какой смысл охранникам меня останавливать? Ну, если захотят - пусть обыщут, если им не лень. Правда, дорога там шла прямо мимо свалки - медвежьей столовой, и была в паре мест перегорожена высокими двухметровыми дамбами, но без рюкзака на багажнике перетащить через них велик не представляло никакого труда. Впрочем, все это, включая и "лабиринт", я уже подробно описал год назад.

Однако сейчас что-то изменилось. Во-первых, "дамбы" на дороге разгребли бульдозерами, а возле свалки поставили забор, шлагбаум и смотровую вышку возле сторожевого вагончика, куда я и поспешил, ожидая встретить там пенсионера - "божьего одуванчинка", оформляющего талончики на прием мусора. Я поспешил туда потому, что очень хотелось пить, я забыл напиться из ручьев в "чистой" тундре а тут, на отвалах, брать воду было как-то стремно. И какого же было мое удивление, когда из вагончика, вместо "божьего одуванчика", вынырнуло двое дюжих мужчин с оружием, в униформе с шевронами - "Служба безопасности Кольской ГМК". Вот так номер! Оказывается, теперь здесь вместо "дамб" - блок-пост!

Начался "гнилой базар" - "...а на каком основании?", "...а пропускной режим?", "...а ваши документы?", и тд, и тп. Я придал своей физиономии максимально глупый и горестный вид, и плачущим голосом произнес - "Дяденька, я заблудился! А там - медведи!!!". Охранник заценил мой юмор, заржал и сказал - "Ой да не свисти ты - заблудился! На буровую ведь ездил?"

Ну, я, разумеется, согласился, и так и сказал, что нету уже времени объезжать, и как же мне быть? Ответ меня порадовал - "Да так и поезжай, проскочишь проходную, только ни с кем там не разговаривай, нам велено машины досматривать со всей тщательностью, а про велосипеды в нашей служебной инструкции ничего не сказано." Уже вслед охранник крикнул - "Дорогу-то хоть знаешь?". Да уж знаю, знаю, не впервой...

Часа в 4 прикатил на автостанцию, девчонки негодовали, но я развеселил их своей шуткой - "Как - не взорвалась???", забрал рюкзак и начал кататься по городу, который совсем не маленький, 20 тысяч населения, но очень компактный, с домами в 14 этажей, торговыми центрами, спортивным комплексом, плавательным бассейном и прочими атрибутами цивилизации, и среди них - целых три сети магазинов разливного пива, это - "лит.ра", как у нас, а еще "beer-shop" и "белорусское пенное". Разумеется, продукция всех трех была честно отдегустирована, потом я посетил гипермаркет сети "Евророс" и закупил там мясные продукты и литр потребного в походе выдержанного в дубовых бочках виноградного дистиллята. Все прочее - каши, макароны, супы и сухари - я решил купить в Печенге, чтобы не тащить 30 километров по горной дороге лишний вес. И так уже рюкзак заметно потяжелел, и, выезжая из города (то есть спускаясь с горы, на который он расположен), я заметил, что велосипед не очень-то хорошо управляется, когда разгонится.

Времени уже был шестой час вечера, и я понял, что не успеваю на брод через южную оконечность Печенгской губы до начала прилива. Я особо не расстроился - ведь в прошлом году я там так славно завис в землянке у брода! Кто не знает, о чем я - смотрите сюда.

В Печенгу я приехал в восьмом часу и сразу покатил в магазин. Там, о чудо - меня узнали!!! Но почему-то совсем даже и не удивились, просто поприветствовали как старого приятеля (или - покупателя...). Я накупил полный пакет продуктов, и, не снимая рюкзак с багажника, запихал все в него. Потом полностью распустил вертикальные утяжки рюкзака на все его "паспортные" 95 литров, подумал, что еще "место есть", купил еще всякой всячины, забил внутрь и покатил к землянке на "огневом городке". Я сразу понял, что явно перегрузился - велосипед категорически не желал ехать в горку, а при переключении на пониженную передачу переднее колесо начинало отрываться от земли. Но я все же добрался до землянки, в которой и собирался с комфортом переночевать, но - о ужас! - землянка оказалась вся внутри разгромлена какими-то проезжими ублюдками. Очевидно, что "интерьер" был пущен на дрова, и все было мерзко загажено.

Я с надеждой посмотрел на брод - прилив был в разгаре, но еще была как раз "средняя вода", то есть метра полтора. Я разделся, сбегал туда-сюда - почти по грудь, но вполне проходимо. Первым делом я решил перенести рюкзак, как самый тяжелый предмет, но, сняв его с багажника, с ужасом понял, что мне не поставить его на плечо без посторонней помощи, а нести на руках - значило гарантированно замочить. А мокрый спальник в тех краях - катастрофа. Немного пошевелив мозгами, догадался закатить рюкзак на крышу землянки, а потом уж - на плечо. Остальное - дело техники!

Вот как выглядел брод за минуту до того, как я начал его форсировать.



Около 10 вечера у меня уже и палатка была поставлена, и каша варилась, и первая порция дистиллята приятно согревала изнутри. Я сидел на южной оконечности Петсамо-фьорда, в том же самом месте, в котором помирал от переохлаждения ровно год назад, но было такое ощущение, что время остановилось - не было никакого года, как будто просто я откормился и высушился на следующий день, и теперь вот любовался красивым закатом.



В первую ночь, как всегда, не слишком-то спокойно спится. Правда, северяне меня уверили, что медведи сейчас сытые и добрые. Однако "в тренде" этого года на Кольском были разговоры о каком-то чрезвычайно агрессивном поведении местных росомах, какового ранее тут за ними как-то не замечали. Но это, думаю, просто "страшилки для приезжих", я на такое уже и не реагирую..

следующий пост

кольский полуостров, сверхглубокая, печенга, заполярный

Previous post Next post
Up