предыдущий пост Даже не помню - спал или грезил? Ну по крайней мере никто посторонний к моей палатке вроде как не подходил. Я долго напрягал память, пытаясь "вспомнить всё", что я читал об этой моей дороге. Или - что о ней слышал. Ну, первым делом, конечно, слова того деда в Хибинах про то, что с севера довольно сложно сориентироваться на развилках. Потом не помню уж чьи слова, что "от Умбы до Муны хорошая дорога", но это мне наверное просто приснилось. Точно помню слова какой-то женщины (какой, где???) о том что "в Вельмежке у нас теперь такие дачи люди построили!" Значит, Вельмежка... Но до нее отсюда больше 70 километров, вряд ли осилю по такой дороге за день. Включил навигатор и увидел, что сегодня-то пройдено всего 64, из них по таежной дороге километров 30 - ну так надо было пораньше из города выезжать и поменьше чаи распивать на аэродроме. А так-то на картах дорога пока что указана как шоссе! Еще очень уж заманчиво выглядела колея на левый берег Инга-реки, но на карте там ничего не указано. Вот, кстати, место моего ночлега, как раз почти на мосту через Инга-реку возле ее истока. Сверху нарисованы какие-то "избы", которых нет...
Русская Дорога
Встал я пораньше, в седьмом часу, позавтракал и в половине восьмого уже вернулся на свое "шоссе". Дальше оно шло по долине Инга-реки, довольно заболоченной, и день начался с водных процедур.
Первая лужа оказалась не очень глубокой, но несколько напрягали мокрые бревна на дне. Дальше вроде как вполне сухая гать, но ехать на педалях проблемно, а время-то тикает!
Потом опять лужа, и гать совсем нецензурная - утонувшие бревна проложены вдоль, ноги проваливаются между ними, и никто тут вроде как давно не ездил, хотя следы от шин имеются. Но как-то постепенно начал привыкать - все же на карте это шоссе, значит в правильном направлении продвигаюсь.
Нельзя сказать, что все так уж фатально - на сухих местах получалось довольно быстро ехать, да и день только начался, и до деревни Инга, которая обозначена как заброшенная, но самом деле вполне обитаема в летнее время, оставалось километров десять всего. А там - люди, дороги...
Впрочем, вскоре опять начались болота и сгнившие гати, но колея вполне накатанная - значит куда-то ведет!
Но оказалось, что ведет она к озерному кластеру, куда катаются с севера рыбаки. Озера там похожи на наши псковские - вместо берегов качающаяся трясина, но есть и тропинки, и подходы, и даже стоянки рыбаков, где они оставляли свои машины и надували резиновые лодки.
Возле озерного кластера колеи опять расходились веером, я пару раз заезжал в какие-то тупики, пока не вырулил обратно на "шоссе", на карте так однозначно нарисованное, которое как-то тут и заканчивалось, превращаясь в полузаросшую тропинку. Рыбаки по ней уже не ездили, зато с успехом этот путь использовали наши лохматые друзья. Вот недавно совсем мама выгуливала малышей.
Что тут поделаешь - придется ориентироваться на медвежьи следы! Наши лохматые друзья прекрасно знают местность и точно уж в дебри не пойдут, шкура своя - не казенная! Да вот только "шоссе" все больше превращалось в руины, со следами старых гатей, размытых ручьями. Но направление - правильное!
До Инги оставалось километра два, когда шоссе, сделав с полдюжины зигзагов, выпрямилось и направилось в какое-то болото до самого горизонта. И медведи туда почему-то не пошли.
Скоро кусты закончились и я вышел на болото как таковое. Поначалу было сухо, но чем дальше - тем глубже лужи. Однако там имелась весьма своебразная гать - в болото опущены квадратные срубы в несколько венцов, цепочкой, на них было положены поперечные бревна. Разумеется, бревна сгнили и в живописном беспорядке валялись на дне, иногда торча концами вверх. Жаль, не сфоткал столь удивительную конструкцию - приходилось иди выше колен в воде, стараясь не напороться на бревна, а груженый велосипед катить по боковым бревнам срубов, которые, будучи погруженными в торф, пока еще не сгнили. И вообще мне повезло - лето было сухое! А то эти полтора километра по "шоссе" не дались бы мне столь легко.
Обретение и Крушение Надежд...
Но вообще любые трудности в конце концов заканчиваются! За болотом - песчаная горка, я стал подниматься и увидел характерную приметы человеческой деятельности - свалку! Никогда еще я так не радовался обыкновенной помойке - значит люди тут вполне неплохо живут, и ездят сюда на машинах. А на машинах - ну явно не по этому вот "шоссе", а значит - из Умбы. И, рассуждая логически - самое трудное позади и предстоит теперь чисто увеселительная поездка!
Поднимаясь на горку, я с чувством, как говорил Леонид Ильич Брежнев, "глубокого удовлетворения" оглянулся на пройденный мною столь тяжелый путь.
Ну и в самом прекрасном расположении духа уже через пять минут вкатился в деревню Инга!
Возле одного из домов сидели две женщины, я поздоровался и спросил - уважаемые дамы, а покажите мне дорогу с сторону города! Дамы тоже поздоровались и сообщили - а вот через мостик перейдете, только не свалитесь, и сразу налево. И - махнули мне рукой в северном направлении! Да как так-то, изумился - я ж только что оттуда? Все правильно - сказали женщины, туда - в Кировск!
Я испытал сильные эмоции. Простите - так мне в Умбу! А, тебе в Умбу - тогда не знаем, спроси там у мужчин. Так, спокойно! Я поинтересовался - так вон у вас машина во дворе, как вы сюда-то проехали на ней? Да просто - ответили женщины - по летнику! По чему??? По летнику, по левому берегу Инга-реки!
Так вот куда вела колея за мостом, где я ночевал! И как там дороге - спросил я, на картах вроде ее нет? Ну дорога так себе, но через болото же не проехать на машине! А ты что - через болото???
Ну ладно, будем знать. Да и слово новое - "летник". Я расспросил, где тут мост, с которого главное - не свалиться, и направился туда.
Мост через Инга-реку и правда достойный! Как они по нему ездят на машинах, как правило тяжелых внедорожниках - не очень понятно. Часть прорех между бревнами была залатана чем-то похожим на сиденья от старых стульев. Ну и разумеется, имелись таблички - "мост аварийный, проезд запрещен". Мне нравится такой подход!
Деревня показалась мне довольно большой, дворов тридцать. Электричества там нет, но жители пользуются бензогенераторами, и некоторые дома скорее уж похожи на "виллы", нежели на избушки. Я начал расспрашивать у обитателя одной из вилл, как мне проехать в Умбу. Обитатель уточнил - а ты знаешь дорогу ну хоть в общих чертах? Я честно признался, что нет. Обитатель тоже был честен - да я и сам не знаю, мы ездим только до речки Малый Эпеш, там очень тяжелый брод, мы называем и то место "комсомолка", там крупные камни на дне и не проехать, но обойти с велосипедом, конечно, получится. А дальше - сказал он - просто следуй по накатанной колее, тут экстремалы иногда, случается, проезжают с юга, от Белого Моря.
Я показал ему карты, уточнив некоторые локации. И если "шоссе", где я только что шел, оказалось сгнившей болотной гатью, то дальше, южнее Инги, нарисована ниточка - "грунтовая дорога", постепенно переходящая в пунктир - "тропу"
Я поблагодарил за помощь и рассказал, что видел много медвежьих следов. Мужчина разъяснил - тут много медведей, и в деревню иногда выходят, но встреч с людьми стараются избегать. И если встретишь медведя в лесу, то не надо страдать фигней - орать, руками махать и прочее. Надо делать так, чтоб медведь понял, что ты - человек. А человеков они уважают! Если же будешь вести себя как обезьяна - то могут и съесть... Я так понял - с медведем нужно прежде всего разговаривать на хорошем русском языке с использованием некоторых характерных идиоматических выражений.
Прощальный взгляд на деревню с южной окраины
Увеселительная Прогулка
Я довольно быстро покатил по вполне приличной дороге, за несколько километров только один раз слез с велосипеда на броде через какой-то ручей.
Я уж подумал, что это и есть "комсомолка", но реальность оказалась несколько суровее. Брод через Малый Эпеш оказался не просто глубокий и каменистый (и с руинами деревянной переправы), но еще за ним оказался весьма крутой подъем, тоже вымощенный бревнами. Причем бревна оказались не такими уж и ветхими. Но это - плохой признак. Значит тут просто мало кто ездит.
Когда до Муны оставалось километра три, мне ждала действительно тяжелая переправа. На карте там мост, но самом деле - гать через болотную протоку уже знакомой конструкции, на срубах. Причем центральная часть оказалась разрушена полностью, часть бревен стояли вертикально, но не показываясь на поверхности воды. Пришлось снимать шорты и идти на разведку. Глубина там "по это самое", а главное - вода соврешенно черная и не видны бревна. Пришлось первый раз идти с палкой, налегке, а обратно уже с целой кучей палок и втыкать их в дно как вешки на опасных местах. После чего уже по отдельности переносить велосипед и рюкзак.
Что-то я начал уставать и очень хотелось пить. У меня был запланирован обед на Муна-реке - там свежая вода!- но, подумав, понял, что вода там та же самая из такого же болота, потому пить можно прямо здесь!
Деревня Муна оказалась несуществующей вообще. Все дома разобраны, а фундаменты заросли бурьяном. Одно радует - на Кольском роль бурьяна выполняет не крапива, как в "средней полосе", и иван-чай. Я же говорил - там все по другому!
Вообще-то согласно Яндексу шоссе должно идти через Муну с небольшим зигзагом к северу, но колеи, смотрите предыдущую фотку, как-то не впечатляли. Гораздо более внушительные колеи шли к Муна-реке чуть ниже деревни, и там даже имелись признаки брода, а на картах с того берега шли внушительные "зимники" в сторону Кан-озера.
Я положил велосипед, взял с собой фотик и отправился изучать брод, который оказался вполне проходимым, несмотря на бурное течение и каменистое дно. Вот - сделал фотку с того берега. там виден рюкзак, и где-то рядом в кустах - велосипед.
Разумеется, я благополучно переправился, и, прежде чем приступить к запланированому обеду, сделал фотографию Муна-реки "с фарватера"
Terra Incognita
И вот что интересно - я вообще перестал беспокоиться о будущем! Пока обедал - так и вообще поймал такое ощущение, что на самом деле я не где-то далеко, а совсем рядом - просто перешел вброд нашу реку Пскову и сейчас отдыхаю на ее берегу,
где-то в хорошо знакомом месте.
После брода колея предсказуемо пошла вверх по реке в сторону деревни, главная часть которой расположена на противоположном берегу. Но если в главной части нет практически ничего, то здесь в лесу я обнаружил вполне еще целый сруб.
А вот очень странный артефакт, напоминающий какое-то древнее устройство для осадного артиллерийского орудия. Кто подскажет - что это такое?
Вскоре дорога, а точнее - колея, подошла к разрушенному мосту через Муна-реку. На той стороне - заросшие иван-чаем останки некогда цветущей деревни. впрочем, и сейчас она по своему - цветущая.
Но самое интересное - колея практически тут и заканчивалась. Дальше - что-то заросшее и малоразличимое. Но ведь меня же уверяли - от Муны до Умбы хорошая дорога! Ну - все относительно, конечно...
Уверенность в правоте способна придавать силы, однако все же до определенного момента. Дорога (если это дорога) повернула точно на юг, и началось нечто странное - подъем по довольно крутому склону вымощен бревнами! Если бы пару часов назад я не увидел нечто подобное на "комсомолке", то точно повернул бы обратно. Но если возле "комсомолки" бревна были целые, то здесь совсем сгнившие, и лежали через одно, образуя некое подобие лестницы. Тащит по ним груженый велосипед непонятно куда не хотелось, я решил подняться налегке - на разведку. Лестница вскоре кончилась и опять началась уже мало-мальски вменяемая дорога. Это, конечно, в совокупности с "лестницей" мало походило на "хорошую дорогу", и я, возвращаясь, решил поискать обход-объезд, но слева и справа от "лестницы", идущей по относительно сухому гребню - сплошь болота!
Не возвращаться же! Я не без труда закатил велосипед по "лестнице", но, проехав с полкилометра, увидел, что дорога разделяется на две, и они обе ведут явно не туда куда мне надо.
Это уже было похоже на серьезную проблему, особенно учитывая, что времени-то четвертый час! Я открыл навигатор и стал думать... Забегая вперед, покажу трек, по которому я все же прошел от Муны в нужную сторону.
Что же мне теперь делать? До Вельмежки километров 40 еще, и непонятно куда, обратно идти - тоже не вариант. Во-первых - это бесчестие, а во-вторых - какой смысл? Других дорог все равно нет. Я попробовал напрячь память, подкрепившись изрядным глотком, и вспомнить - не было ли после Муна-реки каких "отвороток" - но память уверяла, что не их было. Не было никаких признаков даже указанных на картах "зимников". А тут хоть дорога есть, правда, давно уже не езженая. По моему так не один год. К тому же - две дороги, о чем меня предупреждали! Кинуть монетку?
И тут я увидел очень старый, наверное, судя по тому что он уже зарос мхом - прошлогодний след от кроссового мотоцикла. Кто был тот неведомый мне байкер, a hell's angel, который ехал здесь один? И куда? Впрочем, куда-откуда не важно, главное что след был только один, а значит, он здесь не возвращался, следовательно - куда-то выехал.
Разумеется, это было весьма шаткое логическое построение, но другого обоснования для дальнейшего выбора пути у меня просто не имелось совсем. Прикинув по рисунку протектора направление, я поехал туда же, куда мотоциклист год назад. Навигатор, ввиду бесполезности, был убран в сумку, а на всех отворотках я старательно искал этот вот путеводный след.
А там очень тяжелый рельеф. Перепады высот - под сотню, дорога каким-то чудом идет по гребням между болот и озер, и создавалось такое впечатление , что дорога эта - рукотворная. Конечно, это не так! Да и вообще непонятно - куда она ведет. Хотя вроде в целом направление верное. Главное - не потерять мотоциклетный след на очередной развилке!
Подъемы - пешком, спуски - тоже. Как-то попробовал спускаться в седле, очень аккуратно, отодвигаясь назад на седле и очень аккуратно тормозя передним колесом, вроде стало получаться, но на одном из спусков ветка хлестнула меня по лицу, я инстинктивно сгруппировался да еще и рефлекторно на максимум зажал ручку тормоза, и полетел через руль на каменистый спуск. Господь милостив - велосипед не сломался, да и я сам лишь поцарапался, но вскоре оказалось - падение имело свои последствия...
Биологическая Опасность
Самые страшные животные заполярной тайги - комары. Я читал рассказы первых исследователей, как они ходили с окровавленными полотенцами на шеях. Не вполне понимая - почему и отчего. Но тогда же не было Рефтамида! Первый баллончик у меня уже закончился, после Муна-реки я откупорил второй баллончик, его должно хватить, обработку приходилось повторять каждый час, и я не испытывал никаких проблем.
Вскоре дорога начала улучшаться, и на ней появились уже следы автомобилей. Я решил по этому поводу немного отдохнуть, перекусить и прыснуться рефтамидом.
И тут произошла катастрофа. Видимо, я не донца застегнул кармашек на велорюкзаке, и, когда я летел через руль, единственный почти полный баллончик вывалился и куда-то улетел! А это была беда. Стоило остановится - в ту же секунду на руки и на ноги село по полсотни комаров сразу и мгновенно начали пить кровь. Я тупо размазывал но ногам и рукам кровавую кашу, поняв наконец о чем писали первопроходцы.
И тут произошло чудо. Я присел покурить на какое-то бревно, вознес молитвы к Господу, ну и закурил трубку. Вы не поверите - комары перестали меня кусать! Их даже как-будто меньше стало. А я призадумался о том, что пора бы и остановиться на этом безумном пути, уже седьмой час, почти 12 часов на ногах, пора отдыхать, но вот - где?
По карте впереди мне ждал целый кластер проточных озер, в которых начиналась река Лямукса, я даже несколько беспокоился о переправе. Тем более что река там уже изрядная, а тут даже безымянные ручьи становились все глубже и глубже - дорога спускалась в заболоченную долину.
Вот какой мост я увидел на одном из переходимых вброд ручьев!
Хотя это скорее уж не мост, а руины сливного шлюза водохранилища. Их использовали для сплава добытого леса - шлюз закрывали, бревна укладывали в русла, копили воду до нужного уровня, потом открывали - и все это самотеком транспортировалось по течению!
Но в целом дороге улучшалась, а через одну из проток Лямуксы и озера Рваного настоящий мост оказался даже, судя по заделанной ветками прорехе - свежеотремонтированным!
А главное - сразу за этим мостом нашлась вполне обжитая площадка с кострищем! Это - мне подарок оттуда, сверху... Я развел хороший долгоиграющий костер, уже не от медведей, а от комаров, и начал наслаждаться вполне заслуженным отдыхом.
ПРОДОЛЖЕНИЕ