На велосипеде по Кольскому Полуострову, август 2024 - День Шестой, "Асфальт и Уличные Фонари" ©

Oct 19, 2024 19:26

предыдущий пост

Вечером перед сном, лежа на верхней койке, я еще раз внимательно посмотрел в навигатор. Дело в том, что перед поездкой мой друг и напарник по поездкам Валера Дмитриев набросал примерный маршрут, основываясь на Яндекс-Картах, где обозначена старая "сталинская" дорога от Кировска, а точнее - от Октябрьского - в Умбу, но вот на картах Генштаба, чуть более современных, была какая-то непонятка - на участке, довольно изрядном и, если верить карте, заболоченном, вдоль правого берега Муна-реки от нежилой деревни Муна до Мун-озера была обозначена буквально "тропа", штриховой линией, тогда как дорога от Муны напрямую, по левому берегу в обход Мун-озера с юга, была обозначена именно что "грунтовая дорога". Впрочем, это была весьма далекая перспектива, до "нежилой деревни Муны" от моей теперешней "локации" в хостеле больше сотни километров непонятного пути - так что на месте разберусь! Опять же - я знал доподлинно, что дорога проходима! Несколько лет назад выдающийся полярный путешественник aadjo вдвоем с женой прошли ее пешком за пять или шесть дней, и я с восторгом в свое время читал их рассказ. Теперь то я понимаю, что читать надо было не только с восторгом, но и - со вниманием! Все приходит с опытом...

Я не торопясь начал собираться, а узбеки на прощание подарили мне свежеиспеченный в электрической духовке лаваш. Спешить мне особо и некуда, напитки в Мурманской области начинают продавать с 11 утра, а без них я, разумеется, в такую дальнюю дорогу бы не поехал. В итоге только около полудня я наконец выкатился из города и свернул на шоссе в сторону поселка Титан. С горки сделал прощальную фотографию и, пока еще ловился интернет, оправил сообщения родственникам, коллегам по "Брутальным Поездкам" и моему приятелю Сергею из Мурманска, который еще в 2017 году возле Дальних Зеленцов сказал мне при расставании - нужна будет помощь, обращайся в любой момент.

Я рассчитал маршрут так, что у меня будет две ночевки, плюс запланировал ночевку резервную, и назвал моим адресатам контрольную дату возвращения, после чего можно, так сказать, начинать "поиски тела"... Вот и Кировск скоро скроется за горизонтом!






Демократия с Большой Дороги

Для начала мне предстояло проехать километров 35 по знакомой, проеханной еще десять лет назад (но в противоположном направлении) до поселка Октябрьский. Погода, поначалу вроде налаживающая, стала угрожающе портиться, так что даже пришлось пережидать дождь в случайной автобусной остановке. Конечно, можно еще вернуться - точка невозврата не пройдена, но - когда еще я сюда выберусь! Да и не люблю я возвращаться.

Асфальтовая дорога до отворотки на Титан и АНОФ-3 вполне приличная, дальше начнется "бетонка" по подножию Хибин на рудник Коашва, там раньше ходили самосвалы с рудой, но в этот раз она оказалась практически пустой. Оказалось - от Титана до Коашвы за эти годы построили совершенно новую железную дорогу для вывоза руды, и бетонка оказалась востребованной только для немногочисленный легковушек. После отворотки на Зашеек начнется вполне приличная гравийка, до самой реки Умба.

Лет пять назад я что-то слышал, что на реке этой "украли железнодорожный мост", интересно посмотреть - как это. Подкатив к реке, увидел - и правда украли! Центральный пролет был металлическим, очень красивая ажурная конструкция, а тут - ничего!





Эх жаль я не сфотографировал тогда еще целый мост! Но вот тут можно его рассмотреть, на заднем плане.





Я спросил у рыбаков возле моста - как это получилось? Оказалось, что весной пролет весом в десятки тонн просто исчез! Люди написали заявление в полицию, но злоумышленников так и не нашли. Но есть подозрение, что его украли строители той самой железной дороги в Коашву. Или же, возможно, и не просто украли, а применили для строительства - темная история. Ветка, на которой стоит мост, от станции Айкувен, возле поселка Титан, до Ревды, протяженностью более 80 километров, была закрыта еще в безумные 90-е, а рельсы разобраны в 2007. Однако ветка эта была частью глобального советского проекта "транс-кольской" дороги от Кировска до устья Поноя с отворотками на Йоканьгу и, кстати - на Умбу, куда я и направлялся, и вроде как даже изыскания были проведены, но после смерти товарища Сталина и прихода к власти врагов народа строительство было свернуто, и остался только готовый участок до Ревды, для снабжения материалами Ловозерского ГОКа и вывоза концентрированной лопаритовой руды - важного источника стратегических редкоземельных элементов и стронция. Но враги народа в 90-е годы заявили, что все редкоземельные элементы (и стронций тоже...) мы теперь купим на Западе, и - обанкротили Ловозерский ГОК! С тех пор уцелел только один, ныне действующий, старый рудник возле Ильм-озера, через который все мы и ходим в походы в Ловозерские тундры. Ну а новый рудник, Умбозерский, был закрыт, персонал уволен почти весь оставлено было несколько человек - обеспечивать откачку воду их шахт. Однако этого врагам народа показалось недостаточно, и они отключили электроснабжение, якобы "за неоплату", в итоге все подземные выработки были затоплены вместе с новейшим на тот момент и весьма недешевым оборудованием. У меня вопрос - когда начнем врагов народа расстреливать, как при товарище Сталине??? А то вот при нынешней "демократии" даже похитителей моста не смогли найти!

При этом река Умба, независимо от изменений политической ситуации, все так же как всегда весело бежала на Юг, в сторону Белого Моря. На третий день я планировал стоять возле ее устья... Если двигаться по руслу реки - то это 120 с чем-то километров. Мне же предстоял более длинный путь.





Заблудился в Трех Соснах

Там буквально два-три километра оставалось до "точки невозврата" - поселка Октябрьский, он же "45-й Километр". В 2014 я проехал через него в каком-то маловменяемом состоянии - а ведь тогда уже собирался махнуть в Умбу через тайгу! Но Октябрьский в то момент показался мне поселком-призраком, и, несмотря на всё мое тогдашнее легкомыслие, я предпочел побыстрее его проскочить чтобы не поддаться соблазну. И это было правильно - тогда я вряд ли смог бы одолеть этот маршрут, без спутникового навигатора и, главное, без запаса продуктов. Ну и, конечно, без нынешнего своего опыта.

Вскоре даже появился дорожный указатель - "Октябрьский", к югу от дороги простиралось нечто заболоченное, а к северу, в сторону железнодорожной линии, стояло в живописном беспорядке, среди зарослей иван-чая, несколько домиков, и над одном из них даже развевался наш флаг.





Я положил велосипед возле дороги, взял фотоаппарат и пошел прогуляться. Я направился сразу к бывшей станции, проскочив небольшой жилой массив. Но там все оказалось в состоянии руинированном, как я и ожидал.





Ну - теперь погуляю по поселку. Странно, ведь мне говорили что-то про двухэтажные дома, а тут только избушки, причем возле одной из них копошился хозяин, а рядом стояло несколько старых "жигулей" от "копейки" до не знаю уж какой модели, явно не на ходу, и пара снегоходов, заботливо укрытых брезентом.





Хозяин мне объяснил, что настоящий поселок чуть дальше, а это - типа "выселки", и объяснил, как пройти "напрямик". Я, правда, ничего не понял, но пошел куда он сказал между какими-до домиками, выстроенным безо всякой планировки - кому как вздумается. Причем возле каждого домика стояли заросшие неисправные автомобили - почему их не сдают в металлолом? Или "утилизация" стального пролета железнодорожного моста позволила всем заинтересованным лицам выполнить план по металлолому на десятилетия вперед?













Пока рассматривал - сбился с направления, пришлось снова консультироваться с другим уже жителем. Мне уже расхотелось идти в поселок, лишь бы к велосипеду вернуться! Очередной житель махнул рукой куда-то в сторону - типа там по тропинке проскочишь и выйдешь на дорогу. Тропинок оказалось несколько, и забрел я куда-то далеко, но все же вышел на дорогу.





Дело в том, что навигатор я оставил в велосумке, солнца не видно из-за туч и я оказался дезориентирован. Я побрел куда-то наугад по дороге, но на мое счастье там ехала женщина на велосипеде, и объяснила, что я иду не в ту сторону, и взялась проводить меня до поселка. Когда показались те самые двухэтажные дома, она сказала - ну теперь не заблудишься - и укатила куда-то к себе, а я же вышел на центральную улицу. И, представьте себе, увидел асфальт и уличные фонари!!!

Помните, как пару лет назад сошедшие с ума "мышебратья" рассказывали из каждого утюга, что русские солдаты изумляются, увидев "асфальт и уличные фонари"? Я тоже изумился, причем в такой степени, что даже не сфотографировал сие чудо цивилизации.

Двухэтажные деревянные дома на главной улице все вполне обитаемы и довольно ухожены, насколько это позволяет климат





Жители рассказали, что у них тут есть электричество, а вот раньше, когда действовала железнодорожная станция и два исправительно-трудовых лагеря - так и вообще очень красивый был поселок. Ну и, наконец, показали мне выход на дорогу, которую я уже почти отчаялся отыскать.

Так что велосипед вскоре был благополучно найден! Только вот нехорошая мысль шевелилась в голове - если ты тут, в поселке, столь фатально заблудился - так какого же хрена тебе лезть в глухую тайгу? Но это так - минутная слабость...

Взлет и Падение Высокотехнологичной Цивилизации

Наконец-то я повернул на юг! Дорога оказалась вполне приличной, проезжаемой на педалях, а вместо старых деревянных мостов построены современные.





Дорожного покрытия как такового, пожалуй что, и нет, но грунт пока довольно твердый и укатанный. Пару раз попадались встречные машины, и не только внедорожники и буханки, как на картинке, но и обычные легковушки. Так что я оценил свои шансы как высокие, только вот время уже перевалило за три часа.





Вскоре появилась развилка, одна колея уходила в сторону нежилой деревни Березовка, другая в обход ее, а после они соединялись. Я решил поехать через деревню, но оказалось, что там даже намека на нее нет - очевидно, все постройки были разобраны и перевезены куда-то в другое место.

Километров через 10 попалась такая вот "инсталляция", можно встать за щитом с играющим на контрабасе медведем, вставить свое лицо в отверстие на месте медвежьей морды и сделать смешное фото на память. Жаль - никто мне не мог в этом деле "ассистировать".





В общем - веселье! Одно напрягало - это обилие комаров и мошки, характерное для северной тайги, но у меня имелось аж целых два баллончика с "Рефтамидом", весьма эффективным отечественным средством от комаров, главное, употребляя рефтамид - самому не травануться, очень уж ядрёный состав. Полагаю, что рефтамид даже медведя если уж не отпугнет, то по крайней мере заставит закашляться.

Кстати про медведей. Тайга между Хибинами и Белым Морем - самое медвежье место на всем Кольском полуострове. Их тут, пожалуй что, больше чем людей. Коллега bokomarus десять лет назад, как я и, собирался свернуть к Белому Морю при возвращении из Ловозерских тундр, но тоже, как и я, весьма благоразумно передумал и направился в Кировск, читайте - https://bokomarus.livejournal.com/95754.html, а если кому лень читать - то вот фотография, которую он сделал возле мостов через Умба-реку. Видимо, данный "биллборд" был адресован туристам-водникам, сплавляющимся по реке. Ибо пешеходы и велосипедисты здесь явление настолько редкое, что вряд ли кто будет тратить ресурсы на заботу об их безопасности.





Поглядев в карты, я понял, что приближаюсь именно что к объекту высокотехнологичной цивилизации прошлого века - аэродрому "Хариусный". Первый артефакт прямо на отворотке - древние руины...





Думаю, что этот резервный полевой аэродром 987 Морского Ракетоносного Авиационного Полка заброшен очень давно, и сохранилась только ВПП шириной 100 метров и длиной более трех километров, все остальное заросло лесом, а значит прощло более 30 лет, это точно. Да и упомянутый полк, базировавшийся довольно далеко от этого запасного аэродрома, был расформирован в 1993 году, вместе с ним пошли на металлолом и устаревшие к тому времени стратегические бомбардировщики Ту-16.





А сейчас там, откуда сделана та фотка, стояла легковушка, возле нее стол, четыре стула, и семья распивала чай из кипевшего на горелке чайника! Я, поздоровавшись, попросил воды - мне выдали целую бутылку, а еще налили чая и дали пирожное. Потом - еще одно пирожное... Там у них пирожных было две крупных коробки... Очень кстати пришлось! Я уж даже хотел попросить еще парочку пирожных на ужин, но - постеснялся как-то. А напрасно!

После чаепития в столь приятной компании я двинулся дальше точно на юг по ВПП. Она, кстати, имеет изрядный наклон с севера на юг. Но это еще ерунда - на аэродроме Высокий под Оленегорском, где базируются современные "стратеги", ВПП вообще имеет вогнутость посередине, и - ничего!





Три километра совсем незаметно проскочили, и снова я опять трясся по грунтовке, но - очень широкой, продолжению ВПП. Настал момент оглянуться назад...





Я опасался, что дорога после аэродрома существенно ухудшится, но пока что этого не произошло, и вывернув на нее с ВПП довольно бодро покатил дальше. Дорогой явно пользуются, а еще вдоль нее идет ЛЭП 6/10 кВ, со стороны Октябрьского непонятно куда. Впрочем, скоро ЛЭП кончилась на такой вот КТП. Подстанция, судя по гудению, работала! Ну а дальше кабели из рапределительного устройства уходили под землю куда-то в сторону озера Капустного.





Очевидно, на Капустном до сих существует какой-то объект, потому и дорога пока поддерживается в относительно проезжем состоянии. А дальше дорога пошла вверх и начала ощутимо портиться.





Скорость упала до пешеходной, а ведь проехано всего ничего, километров 15. Оглянулся назад - еще Хибины видны...





Море Тайги...

Перспективы как-то не радовали. Хотя чего я хотел - дорога постепенно приобретала вполне привычный мне вид!





И постепенно то ли я адаптировался, то ли дорога слегка улучшилась, да и пейзажи пошли красивые - ведь мало кто видел такой чудесный ягельный бор, это редкость даже для Севера!





До поездки меня напугали разговорами, что там "лужи - до горизонта", и глубиной - "по это самое" (ну, девушкам по пояс...), но луж пока вовсе не наблюдалось как таковых. И вот - первая лужа!





Обошел по обочине не замочив ног. Мелочь - а приятно. И тут бац - вторая лужа, третья!





Разумеется, никакого сравнения с эпическими лужами на Рыбачьем или на Дороге Тысячи Ручьев их даже и сравнивать нельзя - так, лужицы! Но, однако время двигалось к вечеру, а я всё еще полз непонятно где. Запланирована была ночевка на Инг-озере, я открыл навигатор, увидел надпись "ингозеро", поставил там метку и в десятом часу навигатор просигналил мне, что я "прибыл". Странно - а где озеро-то???

Это вот, как я понимаю, руины колодца. На Севере колодцы снабжают специальными домиками, чтоб и снегом не заносило зимой, и чтоб вода не замерзала. Но домик рухнул...





Я покрутил головой - не видать озера! Вроде мелькала какая-то вода, пока ехал, надо поискать, а ночевать, видимо, придется возле бывшего колодца. Я полез за котелком, и чтоб его достать, пришлось сначала вытряхнуть все что было в велорюкзаке. Звякая крышкой, я пошел за водой, но нашел только какую-то заболоченную лужу. Что за черт? Надо бы в навигатор глянуть - но он остался с велосипедом. А я довольно далеко от дороги ушел и не помню как на нее вернуться!

Так, шуганулся изрядно, конечно, но потом вышел на дорогу, вернулся, открыл навигатор - fuckin shit, это не озеро Инг-озеро, а "ингозеро бывшая", то есть бывшая деревня Ингозеро. Потому и колодец, и руины фундаментов.





Конечно, можно бы и здесь ночевать, но больно уж темный лес, а главное - комары совершенно озверевшие. До собственно Инг-озера оставалось километров восемь, я быстро покидал обратно в рюкзак все вещи и поехал дальше, шатаясь от усталости.

Незадолго до меня по моей дороге прошла группа товарищей. Так-то вроде все больше травоядные товарищи, но вот следы справа несколько настораживали. Может - они всей компанией тоже на озеро? Я предпочел бы ночевать один!





Дорога от "бывшей ингозеро" до настоящего Инг-озера проходит крутыми зигзагами по каким-то, прости Господи, каньонам, на дороге рыхлый песок, ехать почти и не получается, в основном пешком. В итоге только в двенадцатом часу наконец увидел водную гладь, а дорога веером разлетелась по нескольким направлениям. Мне завтра надо будет дальше направо, но сейчас к воде - налево, как раз к истоку Инга-реки, вниз по которой я и поеду завтра.





Через речку был перекинут вполне себе годный автомобильный мост, и даже следы шин имелись. Интересно, а куда ведет дорога за мостом???





Тут я присел отдохнуть и - завис почти на час. Водичка журчит, комаров практически нет, счастье! Одна беда - надо палатку ставить, ужин готовить, а совсем даже не хочется. Уже после полуночи как-то пересилил себя, развел костер ("от медведей"), поставил палатку и приготовил ужин.

Очень хорошо поставил палатку - в закуток на мыске, а на подходе к мыску установил в неустойчивом равновесии велосипед - медведь пойдет, зацепит, уронит и испугается...





ПРОДОЛЖЕНИЕ

тайга, кольский полуостров, хибины, ингозеро, хариусный

Previous post Next post
Up