На велосипеде по Кольскому Полуострову, август 2017, день Восьмой (вечер)

Aug 28, 2017 16:37

предыдущий пост

Куэльпорр, водопад, "атомная штольня" и - обратно

Часа в два я уже стоял на верхней точке дороги, откуда предстоял спуск в долину реки Кунийок. Там, как и на многих других перевалах Кольского полуострова, установлен православный поклонный крест, а возле него туристы наделали множество пирамидок из камней. Вообще народу там ходит немало, а расположенная в конце дороги, в бывшем шахтерском поселке Куэльпорр, спасательная станция и турбаза - это точки пересечения многочисленных горных туристических маршрутов. За день мне попалось навстречу две или три группы туристов, и еще одну - я обогнал, проехало с десяток внедорожников и квадрациклов, так что маршрут мой был вовсе не "экстремальный", а чисто прогулочный. Хотя, конечно, когда туристы видели, что я еду "налегке" и собираюсь сегодня же и вернуться, немного удивлялись. Впрочем, у меня же - велосипед, а у них - только ноги. Да еще к тому же и рюкзаки.





Дорога постепенно пошла вниз по зеленой тундре у подножия высоких гор, ущелье как таковое уже закончилось, а дорога - заметно улучшилась. Несколько напрягал затяжной спуск - ведь скоро предстояло ехать обратно, и будет изрядный подъем, и ветер будет встречный. Но - дождь временно прекратился, и даже просветы появились в высоко поднявшихся облаках.




А скоро появились и небольшие деревья в ложбине возле реки. Я оглянулся назад, и с высокого берега реки Кунийок посмотрел на пройденное мною ущелье.




А скоро появился и неглубокий брод через Кунийок, по которому мне удалось проскакать по камням, не замочив ног. Впрочем, ноги все равно давно уже были мокрые, да и дождь снова собирался.




Еще чуть ниже начали проявляться признаки близкой тайги, дорога стала заболачиваться, лужи на ней были совершенно эпохальные, поэтому "скоростного спуска" совсем не получилось. Однако уши от перепада давления все же закладывало!




Вскоре я доехал до перекрестка - одна дорога шла на КСС, до которой оставалось метров 300-400, другая поднималась куда-то вверх по ущелью между горами Куэльпорр (900) и Рисчорр (1100).




На этой дороге наверху стояло несколько машин, а люди по горной тропке шли еще выше, согласно указателю, к водопаду на речке Рисйок ("река, заросшая кустарником" - саамск.).




Ну, "кустарник" проблемы не составлял, а вот для того, чтобы сфотографировать водопад, приходилось карабкаться по узенькой тропке над обрывом в несколько десятков метров, и камни, и лесная подстилка были совсем мокрыми от дождя и очень скользкими, так что до точки с оптимальным ракурсом я идти без напарника и веревки как-то не рискнул.




Я собирался немного отдохнуть и перекусить над водопадом, а потом опуститься, по другой тропинке, к его "чаше" - время еще позволяло. А пока что я сидел наверху и разогревал в банке "перловую кашу с говядиной", любуясь красивыми пейзажами. На другой стороне долины возвышался огромный, больше километра в высоту, хребет Путеличорр ("Гора Пришельца") с черными, засыпанными снегом цирками.




Пока обедал, меня опять накрыли облака и пошел довольно холодный дождь. Я заторопился, стал осматривать окрестности, используя "зум" на фотике и через туман увидел то, что искал - приметы технологической штольни рудника "Новый", той самой, где 35 лет назад был реализован "Проект "Днепр" - дробление подземного рудного массива с помощью ядерных взрывов. Я достал карту и компас - все совпадало, метрах в 400 от меня располагалась технологическая штольня, где в шахту опускали ядерный заряд, "подвешивая" его сбоку от "рудного тела".




Насколько я помнил описание "Проекта "Днепр", откаточная штольня для добычи руды находится метрах в 50 ниже и чуть южнее технологической штольни, которая должна была при взрыве обрушиться и навеки "запечатать" радиоактивные остатки. И я поспешил туда, позабыв пройти к чаше водопада. На КСС я тоже решил не ходить - там наверняка куча народу, туристы, джиперы, что мне там делать? Спасать же меня пока еще не требовалось.

По пути к штольне я наткнулся на остатки железной дороги - насыпь со следами от шпал. Очевидно, это была узкоколейка для вывоза руды из подземной выработки, потому что насыпь метрах в 200 от штольни упиралась в склон.




Напортив штольни сохранилась искусственно выровненная площадка, на которой, очевидно, располагались какие-то постройки с оборудованием. Но, как я уже читал, по завершении эксперимента вся техника была вывезена, и после на всякий случай проведенной дезактивации вновь использована на действующих рудниках.




Единственный артефакт из атомного рудника, который там мне попался - это ржавый шахтный светильник.




Вообще "Проект "Днепр" был, очевидно, проведен с расчетом на перспективу истощения более близких месторождений, не требующих дополнительных расходов на транспортировку, либо же - с целью проверки актуальности использования ядерных зарядов для добычи апатитовой руды. Всего на Куэльпорре с 1977 по 1984 год были проведены три ядерных взрыва, взрывные устройства имели мощность около 2 килотонн и были специально разработаны как "особо чистые", с целью предотвратить радиоактивное заражение как местности, так и самого добываемого сырья. Это, вообще говоря, вполне удалось - все радионуклиды остались "запечатанными" в технологических штольнях. С тех пор регулярно проводится радиационный контроль, а местные жители уверяют, что воду из откаточной штольни вполне можно пить.

И в самом деле, метрах в 20 от штольни я увидел штрек, из которого бил фонтан, рядом - место для стоянки с кострищем. Разумеется, я попил оттуда чистейшей горной воды - мало кто в этом мире утолял жажду из "атомной штольни", так что удовольствие это весьма эксклюзивное, согласитесь!




А вот и сама откаточная штольня. По окончании эксперимента ее все же замуровали - и правильно сделали. До эпицентра взрыва отсюда - метров 50, а "экстремалы", желающие до него "докопаться" - всегда найдутся...




А между тем дождь все шел и шел, и я торопился обратно - еще 20 с чем-то ехать по горной колее! Странно, что подъем показался мне весьма легким - видимо, водичка из атомной шахты так действует :)) - и уже через час я вновь стоял возле знакомого ущелья. Кстати, и весь подъем из долины был проделан на педалях!




А очень скоро показалась и речка Вудъявррйок. Вот уж не думал я три года назад, что так запросто буду пить воду из самого ее истока!




Да и участок дороги, где она идет по руслу речки, несколько смутивший меня в первой половине дня, сейчас, когда выглянуло солнце, показался не таким уж страшным.




Я не стал мудрить и ползать по обочинам - смело пошел по воде. Навстречу мне бибикали и приветственно махали руками через лобовое стекло какие-то джиперы.




Обратный путь, несмотря на встречный ветер, совсем меня не утомил, и в восьмом часу вечера я уже катил по поселку в магазин "Магнит", заехал в хостел за рюкзаком ("...ну как там экстремальный велотуризм?" - спросили меня его обитатели) и направился в сторону города Апатиты. И тут произошла первая серьезная неприятность - на подъеме возле центра Кировска цепь запрыгала на третьей и четвертой звездах!

Я знал, что еду на изношенной трансмиссии, и потому взял с собой запасную цепь с прогоном около 1500 (я их гоняю "по круга", велосипедисты поймут). Разумеется, я сразу ее заменил, но ситуация стала еще хуже - запрыгала и вторая звездочка. Я поставил на место старую цепь, и решил, что это путешествие пора завершать - хотя был еще план поездки на Муста-тунтури и встречи там с коллегой bokomarus, который завтра выезжал из Пскова.

Пока копался с цепями - солнце село! Когда выезжал из Кировска, в городе уже были сумерки (тень от гор), но солнце пока еще освещало поселок Титан в долине к юго-востоку.




До города Апатиты там ехать меньше часа ("скоростной спуск" по хорошему асфальту), но - стало темнеть, тучи набежали, и я решил не ехать в свое любимое место на озере Имандра, а перекантоваться на вокзале - как раз утром, в 6 часов, шла электричка на Мурманск (она ходит всего два раза в неделю).

следующий пост

кольский полуостров, проект днепр, куэльпорр, хибины

Previous post Next post
Up