На велосипеде по Кольскому Полуострову, август 2019, пятый день - Родной город и его окрестности

Sep 26, 2019 21:32

предыдущий пост

Как я давно заметил, настоящая "адаптация" к походным условиям наступает обычно на четвертую ночь - когда начинают сниться приятные сны и утром уже не приходится мучительно соображать - "...где я???". К тому же ночь на берегу Имандры выдалась довольно спокойной, да и ночевал я там уже второй, что ли, раз? Утро оказалось весьма теплым, я неспешно собрался и с удовольствием полюбовался на оставленное после себя место - ну каких следов! Там, на берегу Имандры, довольно чисто - то ли люди не гадят, то ли специально нанятые работники регулярно убирают территорию. Там, кстати, расположена городская водокачка, и воду, как я понимаю, не хлорируют… Вообще Апатиты - очень чистый город. Несмотря на огромную апатито-нефелиновую обогатительную фабрику, уровень загрязнения атмосферы там низкий. Комплексный индекс загрязнения воздуха города, по данным санитарного мониторинга, существенно ниже среднего по стране. Это к вопросу о том, как тут псковичей пугают «химическим комбинатом»…




На этом месте у меня заканчивался первый, «горный» этап похода и начинался второй (но не последний), «шоссейный» - где-то 200 км до Мурманска, потом еще 100 - до Титовки. На самом деле до Мурманска оказалось, со всеми «крюками», и поболее двухсот. Я был к этому готов и решил разбить второй этап на три дня, чтобы не торопиться и насладиться, в очередной раз, посещением родного города - Мончегорска. Поскольку я уже рассказывал про Мончегорск год назад, то тут не стану давать подробностей, просто упомяну, что нового увидел в этот визит.

Ну и для тех, кто там ни разу не был - вот так выглядит мой город с вершины "одноименной" горы Мончуайвенч. С небольшой высоты, где-то метров 300-400. Фотография сделана в конце августа 2013 года.



Но до Мончегорска еще надо добраться! Там не очень далеко ехать, километров 70, но рельеф весьма «горный», местами чуть ли не серпантин. Однако первые 30 километров дорога не особенно и жестокая, пока она идет по озерным берегам. Вот - красавец мост через Экостровский пролив, соединяющий две части этого озера - Большую Имандру и Экостровскую Имандру.



С моста я оглянулся назад - а Хибины-то совсем далеко, совсем уже синие! Но даже издалека горы эти выглядят весьма внушительно!



Примерно на полпути дорога должна выйти на федеральную трассу Р-12 «Кола» Санкт-Петербург - Мурманск, она же европейская трасса Е-105 Ялта - Киркенес. Движение там, вообще говоря, весьма серьезное, множество фур гонят в обе стороны, а рельеф отнюдь не самый простой. Раньше на «Т»-образном перекрестке («отворотке», как говорят на Кольском) в сторону Апатитов располагался стационарный пост ГАИ, а тут вдруг на его месте я увидел там еще одну буддистскую Ступу Просветления! То ли на Кольском настало торжество Махаяны, то ли, как говорил Остап Бендер - работает «конкурирующая фирма»…



Выйдя на федеральную трассу, дорога резко пошла верх. Самое смешное, что этот вот подъем я запросто проехал весь «на педалях» - и рюкзак был легкий, и ветер в спину дул…



После этого первого перевала дорога спустится в долину реки Курка, где можно попить воды и отдохнуть перед подъемом на второй перевал - водораздел Курки и Вите. Тоже, кстати, вполне преодолимый «на педалях». А за ним, наконец, покажутся и родные горы! Слева, в ледниковых пятнах - Эбручорр в Чуна-тундре, а рядом расположены (не на местности, а в «проекции») два хребта в Монче-тундре, справа - Хиппикнюнчорр, а в центре - Коттичорр, через который я напролом карабкался в прошлом году.



А вот и река Вите, уже не тот чахлый ручеек, возле которого стояла моя палатка, а вполне полноценная северная горная река на фоне скальных хребтов Чуна-тундры.



Тут я устроил еще один небольшой привал, чтобы несколько собраться с силами - подъем на перевал по седловине между Монче-тундрой и горой Сопчуайвенч не просто очень тяжелый, но и весьма опасный, и не только для велосипедистов.

И вот там на самом верху я вдруг встретил велосипедиста, ковыляющего мне навстречу! От неожиданности я громко воскликнул: «два дурака - пара»! О чем я ему и повторил еще раз. Но оказалось, что это - немец, зовут Штефан! Едет он по трассе Е-105 из Киркенеса (Норвегия) в Ялту (Россия) через Украину. Впрочем, до Украины ему еще далеко. Мы с ним немного поболтали на английском, я предупредил его об особенностях дороги и перевел ему на английский эту нашу поговорку про двух дураков - «two fools are a nice pair», немец заценил, повторил ее по-русски и на прощанье сделал сэлфи со мной, после чего мы быстро покатили вниз - каждый в свою сторону.

Впрочем, спуск там показался мне даже еще тяжелее. Груженый велосипед очень уж резво разгонялся, при этом его раскачивало сильным боковым ветром, а попытки тормозить как-то изрядно наклоняли вперед всю конструкцию. Страшно! И голова кружится…



К счастью, на середине спуска можно свернуть с дороги и посидеть возле так называемого «Габррского источника», про историю названия которого я так пока ничего и не выяснил.



И вот тут произошло чудо! К роднику подъехал черный «мерс», из которого неожиданно вышел мой племянник Димка Константинов! Оказывается, они с женой и дочкой ехали куда-то в южные районы из Мурманска, и еще на подъеме встретили меня. Разумеется, глазам своим они не поверили, потом все же развернулись и попытались меня догнать, и, докатив чуть ли не до окраины города, догадались, что я направился к роднику! Где, собственно, и произошла эта историческая встреча. Тесен Мир!

А Мончегорск - уже рядом! Очень скоро я катился вниз по "наклонной плоскости" над мертвым Сопче-озером, где теперь даже лягушки не живут, а за озером притаился огромный монстр - Комбинат. Сейчас, конечно, выхлопы у него отнюдь не те, что были поначалу, но все же такое крупное металлургическое производство изрядно загаживает природу. До сих пор.



Я решил сократить путь и прибыть в город не с «парадного входа», а через «промзону». Вот, кстати, примечательная автобусная остановка, заброшенная не меньше чем четверть века назад - именно в ней я в прошлом году пережидал дождь, и там же и сделал первый глоток «за сбычу мечт» перед тем, как забуриться на четыре дня в Монче-тундру.



В город я въезжал по улице Комсомольской, намереваясь первым делом посетить особо отмеченное мною в прошлом году кафе "Таверна на Сопче", в котором подавали вкусный суп и отменные домашние блинчики с сыром и ветчиной. В совокупности с недорогой качественной водкой. Кафешка была полна мужчин, которые что-то там обсуждали и весьма активно выпивали (и уже, видимо, довольно давно). Разумеется, я привлек внимание земляков, и мне учинили форменный допрос - кто я, откуда и зачем. Я кратенько описал свою «мотивацию» и предыдущие путешествия, но земляки, вместо того, чтобы меня похвалить, покрутили пальцем у виска. Один из них попросил - «повернись спиной». Я удивился - «а зачем?». Оказалось, чтобы посмотреть, есть ли у меня там надпись «убью себя сам». Мне сообщили, что там, наверху, в Монче-тундре, в этом году температура за несколько часов опустилась ниже нуля и пошел снег. И если бы я там оказался, в своих шортах и кроссовках, то наверняка бы погиб! Я согласился, но ведь погибнуть можно и проще - например, в аварии на дороге! В результате земляки мне накапали дополнительных грамм 150 «для согрева» и с самыми теплыми пожеланиями отправили дальше.

Вот - центральная улица, проспект Жданова. Пардон - Металлургов…



Вот такие в Мончегорске автобусные остановки.



А вот это - учреждение, за 60 лет ни разу не сменившее вывеску - Мончегорский Дом Техники. Раньше там ежедневно показывали познавательные документальные фильмы, бесплатно! Именно там я и посмотрел знаменитый сенсационный фильм Эриха фон Деникена «Колесница Богов». Правда, у нас картина эта шла под названием «Воспоминание о будущем». Мы, мальчишки, были в полнейшем экстазе… Сейчас смешно вспоминать! Но тот факт, что при «кровавом режЫме» народу бесплатно показывали «Колесницу Богов» - одно из настоящих чудес. Может, тогда это только там показывали, вот в этом вот Доме Техники?



Я же направился в городской парк фотографировать белок. Мончегорская белка - один из символов города, наряду с «памятником лосю», который я уже несколько раз тут показывал. Там даже такие вот есть «беличьи переходы»!



Сам по себе Городской Парк совершенно уникален - это обширный участок почти заповедного леса на берегу озера Лумболка. Там, конечно, есть всякая «парковая инфраструктура», но она очень ненавязчива и прекрасно вписана в ландшафт.



Да вот только белок-то я и не нашел! Гуляющие в парке люди объяснили мне, что все белки уже накормлены и отправились спать, надо их теперь или утром приходить смотреть, или где-то в обед. Ну - попробую завтра!

Я же направился на знакомое место для ночлега, которое я нашел в 2017, что ли, году. Это - немного за городом, на берегу озера Лумболка, неподалеку от авиабазы истребителей-перехватчиков.

Чтобы попасть туда (не на авиабазу, а на место для ночлега) надо сначала проехать по мосту через реку Мончу, а именно через вторую ее «аватару» (первая - между Монче-озером и озером Лумболка), которая есть не что иное, как протока от Лумболки в Монче-губу озера Имандра. С моста открывается вид на Хибины - со стороны, противоположной той, с которой я видел их в начале своего этого путешествия. Но контуры ущелья, того, которое с «дорогой», можно, при внимательном рассмотрении, легко узнать!



После моста следует отыскать тропинку, идущую по дамбе вдоль берега озера. Назначение этой дамбы я выясню завтра, а сейчас мне нужно будет пройти по ней километра два, сориентироваться по знакомым приметам, свернуть в лесок и поставить палатку в хорошем чистом и тихом месте.



следующий пост

кольский полуостров, мончегорск, имандра

Previous post Next post
Up