На велосипеде по Кольскому Полуострову, авг 2019, шестой день - Мончегорск - Оленья - Лапландия

Sep 29, 2019 10:43

предыдущий пост

Проснулся я часов в пять утра без будильника, от такого рева, что земля тряслась, а через пару секунд раздался грохот, похожий на взрыв - это перехватчик с авиабазы, очевидно, МиГ-31, пролетел надо мной и вскоре преодолел звуковой барьер. Там, в Мончегорске, легко отличить местных от приезжих, которые непроизвольно вздрагивают от таких звуков, тогда как местные давно уже к ним привыкли… Я выглянул из палатки - ветер очень сильный и облака что-то совсем низко бегут! Если начнется дождь - никуда сегодня не поеду, останусь на дневку.

Однако часов в восемь утра дождя не наблюдалось. Оценить перспективы было сложно - горизонт не виден из-за деревьев, но надо собираться, пока сухо. Около десяти утра, проезжая центральную площадь, я с тревогой взглянул на гору Нюдуайвенч - она оказалась на треть закрыта облаками. Следовательно, относительная высота облачности - метров 250. Будет дождь!




Тут уже не до фотографирования белок! Надо срочно выехать на трассу, чтоб потом не соблазняться возвращением. Ехать, собственно - недалеко, до следующего города, в котором я, можно сказать, ни разу и не был еще! Зато много раз был на станции. Как сейчас помню, на автобусах и электричках (а при «кровавом режЫме» сюда ходили электрички…) указывали маршрут «Мончегорск - Оленья». Именно так называлась эта крупная станция Мурманской Железной дороги, по названию возвышенности Оленья Тундра, в окрестностях станции. Сначала там числился «рабочий поселок» при станции, потом, чуть в стороне от железной дороги, в 1959 году, построили город Оленегорск. Город этот на моей памяти даже не был райцентром, а входил в состав Мончегорского района. Там всего около 30 километров, но уже практически на выезде Мончегорска меня накрыло дождем. Пришлось довольно долго сидеть в автобусной остановке, наивно ожидая, что дождь прекратится…



Часа через полтора я стал замерзать, а количество волшебного напитка во фляжке - ощутимо сокращаться. Надо ехать. Тут главное - первые несколько километров перетерпеть, а потом как-то привыкаешь к дождю. Да и ехать, если честно - совсем даже недалеко.



Через час с небольшим наизусть знакомая (третий раз на велосипеде…) дистанция была преодолена, я проехал виадук над железной дорогой и свернул налево - в сторону города. Сначала там весьма обширная «промзона», а потом начали появляться указатели с направлениями на городские улицы.



Где-то там, в «промзоне», я догнал пожилую женщину на велосипеде, которая ехала с дачи и любезно согласилась показать мне правильную дорогу в центр города. Там даже есть такой вот знак, правда, довольно ветхий и заросший кустарником, что несколько настораживало - что же там будет за город?



Но город оказался очень хорошим и красивым, очень зеленым и спокойным! Вот - дома на восточной окраине.



Мы с моей попутчицей по имени Мария вскоре оказались на центральной площади, где и расстались с наилучшими друг другу пожеланиями. Я взглянул на погодный монитор, установленный на крыше административного здания АО «Северсталь», оказалось, что сейчас плюс 12, тепло!



Из всех актуальных дел в Оленегорске мне нужно было лишь посетить магазин спортивных товаров и купить баллончик газа, магазин там же, на центральной площади, но у них газ закончился, и продавцы меня отправили к «конкурентам», сказали - «на горке найдешь еще один спортивный магазин». Оказалось, что «горка» - это «спальный район» с девятиэтажками, и правда - расположенными на горке. Это и есть основной жилой массив в Оленегорске.



Город очень даже компактный, живет там всего 20 тысяч человек, «частного сектора» вообще нет, потому все размещается на площади в несколько гектаров. Но там даже есть городской автобусный маршрут - целых четыре остановки! А около торгового центра «Полярная Звезда» дорогу перебегала белка, и все водители ее пропускали. Жаль, не успел фотик достать - белка спряталась… И кстати, обратите внимание на одежду горожан!



Мне понравился Оленегорск - современный, чистый и красивый город. Без «пробок», выхлопных газов и прочих прелестей «мегаполисов». Надо сказать, что в советские времена северные города строились именно как «города будущего», с развитой социальной инфраструктурой, со спортивными комплексами и культурными центрами. И люди ехали на Север не просто «за рублем», но и за новой, счастливой и красивой жизнью.





Я объехал город, посетил нужные магазины и закупил потребные продукты за час-полтора, пора было обедать и ехать дальше. Место обеда, однозначно - «столовая номер 5» недалеко от станции, только вот как туда попасть? В 2013 году я и коллега bokomarus, проехавшись по промзоне от развязки на трассе, как-то выкатились на западную окраину для посещения магазина, а после, поленившись объезжать железнодорожные пути (а там километров 10 наберется, наверное…), поперлись напролом через товарную станцию с полутора десятками маневровых колей. Помню, опасались мы и под поезд загреметь, с велосипедами и рюкзаками, и на охрану нарваться, так как домой ехали и билеты от станции Оленьей (теперь называется - станция Оленегорск) до Пскова были уже куплены.

Кое-что про мое посещение станцию Оленьей (в новейшие времена) можно прочитать здесь.

Однако жизнь меняется в лучшую сторону. На месте «стихийного» перехода, прямо по траектории тех кривых тропок, недавно оборудовали качественный наземный переход, с ограждениями и светофорами! Мелочь - а приятно…



Столовую номер 5 я рекомендую всем, там где-то у меня уже указаны ее координаты. Это заведение обслуживает железнодорожников, потому открыто круглосуточно. Но посетить ее может каждый, единственное преимущество железнодорожников - обслуживание вне очереди. Обед из трёх блюд с компотом и булочкой стоит рублей 250.

Ну а потом требовалось подумать - как дальше ехать. Возвращаться обратно на забитую фурами трассу «Кола» не хотелось, и я решил направиться по «старой» трассе, через станцию Лапландия - я мог проехать там километров 30 из оставшихся 100 до Мурманска. Правда, местные предупредили о медведях в тех краях, и даже рассказали, как в центр Оленегорска в этом году пришла медведица с медвежатами, но я решил - на месте разберусь! Надо решать проблемы по мере их поступления... Я вернулся опять по переходу в сторону города и покатил на север по довольно неплохому асфальту. Километров через 20 оглянулся назад - а ведь высоко поднялся, метров на 150, а даже как-то и не заметил затяжного подъема…



Станция Лапландия как таковая пережила расцвет на заре индустриализации Кольского полуострова, когда в ее окрестностях добывали торф. С тех пор торф был заменен на более эффективные энергоносители, и станция превратилась в обычный разъезд. К тому же местность сырая и заболоченная. Потому я решил поехать дальше, уже - по грунтовке, которая километров через 10 должна будет пересечь речку Валму, где на картах были обозначены аж целых два моста, и потом выйти на трассу «Кола».

Через полчаса с небольшим я уткнулся в руины моста через Валму. Можно, конечно, и вброд, но что-то на другой стороне не видно проезжей дороги, какие-то кучи грунта…



Но там же два моста на карте! И правда, чуть ниже по течению виднелся еще один мост.



Он тоже оказался разрушенным, но все же на нем имелись какие-то вполне проходимые пешеходные мостки, да и дальше вроде как дорога вполне проходима.



Я решил тут и остановиться, тем более что имелась ровная площадка с кострищем. Я оставил велосипед, вернулся немного назад и прикатил от «первого» моста большую покрышку от грузовика - для мебели. Потом развел костер, чтобы отпугивать комаров и медведей, и начал готовить ужин.



следующий пост

кольский полуостров, мончегорск, оленегорск

Previous post Next post
Up