Предыдущая часть:
https://akostra.livejournal.com/1702612.html 10 ноября был квест.
Ещё длится второй брак Булгакова, и они живут в "подвале Мастера".
Курсивом выделен текст с сайта Бегущего города и буклета к игре
Мы бывали у Вересаевых не раз, - вспоминала Людмила Белозерская, вторая супруга Булгакова. - Было что-то добротное во всем его облике старого врача и революционера. Общность переживаний, связанная с первоначальной профессией врача, не могла не роднить их».
Особенно часто Булгаков гостил у Вересаева, когда два писателя задумали совместную пьесу "Александр Пушкин" ("Последние дни"). "Вересаев мечтал о сугубо исторической пьесе, требовал, чтобы все даты, факты, события были точно соблюдены, - писала Е. Булгакова, третья жена писателя. - Булгаков был с этим, конечно, согласен. Но, по его мнению, этого было мало". Викентий Викентьевич выступал в роли биографа поэта, Булгакову предоставлялась драматургическая часть пьесы.
В июле 1927 года Булгакову впервые удалось снять отдельную москвоскую квартиру на Большой Пироговской у застройщика-архитектора Стуя. Здесь. на первом этаже, в трехкомнатной квартире с отдельными кухней и ванной, Булгаков жил до февраля 1934 года сначала с Любовью Белозёрской, а с 1932 года - с Еленой Сергеевной Шиловской.
По иронии судьбы со второй супругой Михаил Булгаков будет жить буквально в пяти минутах от самого первого своего столичного "угла". Общежития мединститута
Этот период можно назвать самым плодотворным в его творчестве. Именно здесь Михаил Афанасьевич работал над пьесами "Бег" и "Кабала святош", а также над романами "Мастер и Маргарита" и "Записки покойника". В гостях у Михаила Афанасьевича в этой квартире перебывало множество именитых гостей, среди которых писатели Ильф и Петров, Юрий Олеша, артисты МХАТа и многие другие.
Вот как вспоминает эту квартиру Любовь белозёрская:
"Если выйти из нашего дома и оглянуться налево, увидишь стройную шестиярусную колокольню и очертания монастыря. Необыкновенно красивое место. Пожалуй, одно из лучших в Москве. В верхнем этаже - покои бывших хозяев. Там была молельня Распутина, а сейчас живёт застройщик-архитектор с женой. В наш первый этаж надо спуститься на две ступеньки. Из столовой, наоборот, надо подняться на две ступеньки, чтобы попасть через дубовую дверь в кабинет Михаила Афанасьевича. Дверь эта очень красива, тёмного дуба. резная. Ручка - бронзовая птичья лапа, в когтях держащая шар... Перед входом в кабинет образовалась площадочка. Мы любим это своеобразное возвышение. Иногда в шарадах оно служит просцениумом, иногда мы просто сидим на ступеньках как на завалинке. Когда мы въезжали, кабинет был ещё маленький. Позже сосед взял отступного и уехал, а мы сломали стену и расширили комнату М.А. метров на восемь плюс тёмная клетушка для сундуков, чемоданов, лыж."
Кажется, быт семьи Булгаковых наладился. Но тут в дело вмешался разлад иного толка. У Белозёрской была крайне активная жизнь, отдельная от супругою она часами могла проводить у телефонного аппарата, болтая с подружками и поклонниками. Телефон же висел над письменным столом писателя, за которым он в это же время работал
Как-то раз Булгаков не выдержал и прикрикнул на жену:
- Люба, так невозможно, я работаю"
На что та ответила:
- Ничего, ты не Достоевский.
Сейчас в этой квартире музей.
А задание на КП было в окнах квартиры найти нужную цитату. Вот она:
"Я живу очень далеко от центра"
Около этого дома памятник Булгакову
О! Тут котик ходил?
Очень интересное место - Моссельпром. И кафе в нём "Нигде кроме"
Моссельпром и его (точнее, авторства Маяковского) "нигде кроме" Булгаков иронично обыграл в повести "Собачье сердце": нигде кроме Моссельпрома вы такой гадости не купите. Интересны и взаимоотношения с Маяковским. Они были идеологические противники и, казалось бы, не должны были общаться. Но в воспоминаниях мы читаем, что они регулярно играли вместе в биллиард.
Вот как вспоминает об этом друг Михаила драматург Сергей Ермолинский:
-- Если в бильярдной находился в это время Маяковский и Булгаков направлялся туда, за ними устремлялись любопытные. Ещё бы - Булгаков и Маяковский! Того гляди разразится скандал.
Играли сосредоточенно и деловито, каждый старался блеснуть ударом. Маяковский, насколько помню, играл лучше.
- От двух бортов в середину, - говорил М. А.Булгаков. Промах.
- Бывает, - сочувствовал Маяковский, похаживая вокруг стола и выбираю удобную позицию. - Разбогатеете окончательно на своих тётях манях и дядях ванях, выстроите загородный дом, и огромный собственный бильярд. Непременно навещу и потренирую.
- Благодарствую. Какой уж там дом!
- А почему бы?
- О, Владимир Владимирович, но и вам клопомор не поможет, смею уверить. Загородный дом с собственным бильярдом выстроит на наших с вами костях ваш Присыпкин.
Маяковский выкатил лошадиный глаз и, зажав папиросу в углу рта, мотнул головой:
- Абсолютно согласен.
Независимо от результата игры прощались дружески. И все расходились разочарованные.
Место очень классное.
О!!! Родченко!! Про него я в первой части рассказа вспоминала - в общежитии при Художественной академии Глазунова (а тогда ВХУТЕМАС) он жил, и я приводила его фотографию того двора. Но он был соавтором Маяковского во многих проектах, и вот видим его в полный рост!
Жена Родченко - Степанова.
Тут они втроем - Степанова, Маяковский и Родченко.
Очень мне это место понравилось!!!
Потолок!
Не удержалась - фото на память
Тут даже витрина авангардная
Куча старых вещей
То ли к Родченко, то ли к выходу летит некая фигура...
А тут Таня обнаружила, что на пластинке на патефоне песня-то "Танечка"!!!
Танечки фотографируются с песней "Танечка"
Танино ещё фото:
Питаю какую-то странную тягу к дирижаблям (цепеллинам)
Ну, и фото на память с Родченко
Ну, очень понравилось это место
Идём дальше и по странному стечению обстоятельство проходим мимо Центральной тяговой подстанции Т-3 Московского метрополитена.
Там забавный барельеф.
С определённого ракурса он несколько пошловат. И в народе эта троица проходит как "Лиля и Ося Брик и Маяковский. И что делает левая рука центральной фигуры каждый додумывает в меру своей испорченности....
А здание мне очень нравится.
Никитский бульвар 15/16
Первая московская комедия Михаила Булгакова - «Зойкина квартира» была завершена в конце 1925 года. Булгаков определил ее жанр как трагический фарс; называли её и трагической буффонадой, и трагикомедией, и сатирической мелодрамой, и коми-трагедией. Несколько раз переработанный первый вариант «Зойкиной квартиры»в трех действиях и семи картинах был принят к постановке Московским театром имени Евгения Вахтангова. Премьера состоялась 28 октября 1926 года вскоре после «Дней Турбиных» во МХАТе. Действие пьесы относится ко времени НЭПа. Тридцатипятилетняя Зоя открывает на своей квартире швейную мастерскую, а под её прикрытием устраивает дом свиданий.
Была в Москве содержательница притона по имени Зоя Петровна Шатова (III), арестованная в столице весной 1921 года; ее поймали с поличным, разоблачили, судили. По иронии судьбы к ней домой во время её ареста зашли за контрабандным вином (а она занималась и подпольной его торговлей) известные поэты-имажинисты Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф. Они оба были арестованы и посажены в тюрьму вместе с другими «зойкиными» гостями-клиентами.
Этот случай был рассказан в книге мемуаров А. Мариенгофа «Роман без вранья» в трагикомическом эпизоде, связанным с Сергеем Есениным весной 1921 года: «На Никитском бульваре в красном каменном доме на седьмом этаже у Зои Петровны Шатовой найдешь не только что николаевскую белую головку, «Перцовку» и «Зубровку» Петра Смирнова, но и старое бургундское и черный английский ром. Легко взбегаем на нескончаемую лестницу. Звоним условленные три звонка. Открывается дверь. Смотрю: Есенин пятится… В коридоре сидят с винтовками красноармейцы. Агенты проводят обыск...».
Следующее место не имеет отношения к квесте, но мимо Пушкина я тоже спокойно пройти не могу.
Дом Обера . Глинищевский, 6
Яркая история
В XVIII веке территорией владел Александр Черкасский.
В 1778 году дом продали Матвею Васильевичу Дмитрию-Мамонову, президент Воотчинной коллегии. При нём здание построено.
После этого владением стала владеть Д. А. Олсуфьева. От неё здание перешло к Людвику де Жилли, граф полковник, по национальности француз.
В 1793 году Жилли попал в список людей, которые отреклись от Французской революции. Кроме него туда попала Мари Шальме. Она, в свою очередь, жена поверенного Жилли, Николая Обера. Обер затем выкупил дом у графа.
В 1803 году владелец дом был известен: Николай Обер взлетел на воздушном шаре.
Мари Обер-Шальме руководила на первом этаже в здании магазин «ценных вещей». Согласно мемуарам современников, магазин пользовался популярностью.
В декабре 1804 года при обыске магазина обнаружили 200000 запрещённых вещей, однако постоянные клиенты заступились за жену Обера.
В 1812 году Обера выслали из Москвы. В это время французская армия вошла в Москву. Несмотря на это Мари осталась.
Это здание не пострадало от пожара, но при отступлении она ушла вместе с детьми и умерла.
В том же году канцелярия московского обер-полицмейстера взяла дом. Все вещи из магазина проданы или украдены чиновниками.
В октябре 1816 года сыновья Обера вернули дом после чего сдали его в гостиницу.
В 1920 году левая часть здания сгорела, потом её разобрали.
Во время СССР домом владел Комитет советских женщин.
В XXI веке принадлежит Союзу Женщин России
Ну и та мемориальная таюличка с Пшкиным
Дом Нирнзее.
"На самую высшую точку в центре Москвы я поднялся в серый апрельский день. Это была высшая точка - верхняя платформа на плоской крыше дома бывшего Нирнзее, а ныне Дома Советов в Гнездниковском переулке. Москва лежала, до самых краев видная, внизу. Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков".
В знаменитом доме Нирнзее Булгаков бывал часто. В 1921 году он часто приходил в гости к "старику" - А.С.Готфриду, начальнику Лито, а в 1922-1924 годах посещал московскую редакцию берлинской газеты "Накануне", в которой часто публиковался.
В газете печатались Николай Асеев, Анна Ахматова, Всеволод Иванов, Валентин Катаев, Осип Мандельштам, Евгений Петров, Борис Пильняк. Московским бюро заведовал Алексей Толстой, триумфально вернувшийся из эмиграции в Москву летом 1923 года.
Он с удовольствием публиковал очерки и рассказы Булгакова почти в каждом выпуске "Литературного приложения" к газете. Кроме газеты "Накануне" в "первом московском небоскрёбе" после революции размещались самые разные бюро и конторы - в том числе редакция журнала "Экран", для которого Булгаков в 1921 году написал фельетон "Евгений Онегин", и редакция журнала "Россия", в котором частично были опубликованы "Белая гвардия" и вторая часть "Записок на манжетах"
Финальная сцена написанной в 1924 году повести Булгакова "Дьяволиада", разворачивается на крыше этого здания.
В период НЭПа в помещении дома на десятом этаже начал работу частный ресторанчик с увесилительными программами.
До́м Нирнзе́е (Тучере́з, Дом холостяко́в, Четвёртый дом Моссове́та) - многоквартирный жилой дом в Большом Гнездниковском переулке в Москве. Построен в 1912-1913 годах по проекту архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее. Автор венчающего дом керамического панно с лебедями - художник Александр Головин.
Здание было построено в 1913 году и получило название «тучереза». В его фасаде встречаются черты разных архитектурных стилей - модерна, конструктивизма и неоклассицизма. Дом установлен буквой «П» с коридорной системой и четырьмя шахтами лифта. Ряды оконных проёмов поделены вертикальными красными линиями, верхний этаж украшен декоративным орнаментом: вазонами, гирляндами цветов. На фасаде расположены пять выступов - эркеров - для разнообразия плоскости строения. Его венчает фронтон с мозаичным панно, выполненным художником Александром Головиным. Большинство окон сохранили ажурные цветочные ящики из металла, спроектированные Нирнзее. По замыслу архитектора, в тёплое время года фасад должен был оживляться цветущими растениями.
В связи с тем, что дом находился в узком искривлённом переулке, в случае пожара к нему было бы трудно проехать спасательным машинам. Архитектор предпринял дополнительные меры противопожарной безопасности, расширив лестничные пролёты на всех этажах. Нирнзее возвёл не только превосходящее размерами все предыдущие постройки Москвы, но и качественно иное в функциональном отношении здание. В доме находились малогабаритные дешёвые квартиры без кухонь с высокими потолками. По его задумке, арендаторами должны были стать служащие, офисные работники или небольшие семьи. На каждом этаже дежурил половой, которому заказывали доставку блюд из ближайшего трактира или ресторана. До революции в доме проживало около 700 человек.
Вот почему он был тучерезом:
На крыше дети играли. В том числе и в футбол! В здании был и лифт, покататься на котором для не жильцов было аттракционом. За умеренную плату!
Там снимали сцены "Служебного романа"
Продолжаем разговор о Булгакове.
Согласно одной из версий, именно в этом доме, в квартире № 527, 28 февраля 1929 года у приятелей-художников братьев Моисеенко Михаил Афанасьевич Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской (урожденная Нюрнберг), которая стала его третьей женой и главным прототипом Маргариты из знаменитого романа.
"Это было в 29-м году в феврале, на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти туда, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь."
Из воспоминаний Елены Булгаковой
"В 29-30 гг. мы с М.А. поехали как-то в гости к его старым знакомым, мужу и жене Моисеенко (жили они в доме Нирензее в Гнездниковском переулке). За столом сидела хорошо причесанная интересная дама - Елена Сергеевна Нюренберг, по мужу Шиловская. Она вскоре стала моей приятельницей и начала запросто и часто бывать у нас в доме. Так на нашей семейной орбите появилась эта женщина, ставшая впоследствии третьей женой М.А. Булгакова".
Любовь Белозерская
Ещё фото из инета. Крыша дома Нирнзее:
Кстати, тут рядом обнаружила памятную доску Горину
С ним сейчас ассоциируется больше сценарий Мюнхгаузена и прекрасная сцена
"Улыбайтсь, господа"
Тайный друг
Одна из главных московских красавиц Елена СЕргеевна Булгакова считается основным прототипом персонажа Маргариты. Она была женой и матерью двоих сыновей высокопоставленного военного Евгения Шиловского - начальника штаба Военно-Воздушной академии имени Жуковского, а затем Академии генштаба. В семейной жизни Елена Сергеевна, несмотря на внешнее благополучие, богатство, домашнюю прислугу и дорогие вещи, скучала и томилась, считая, что создана для чего-то большего, чем роль домашней жены при обеспеченном муже.
В феврале 1929 года Елена СЕргеевна познакомилась с Михаилом Булгаковым.
"Я была просто женой генерал-лейтинанта Шиловского, прекрасного, благороднейшего человека. Это была, что называется, счастливая семья: муж, занимающий высокое положение, двое прекрасных сыновей. Вообще всё было хорошо. Но когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на всё, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва. Я пошла на всё это, потому что без Булгакова для меня не было смысла жизни, ни оправдания её... Это было в 29-м году в феврале, на масляную. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти туда, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая. необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь"
Их тайная связь длилась больше года, Елена не решалась оставить мужа и дружную семью. Но в 1931 году муж сам узнал об их связи, прибегал к Булгакову с пистолетом запретил жене искать с ним встреч и даже подходить к телефону.
Они не виделись 20 месяцев, но когда она первый раз вышла на улицу, то встретила Булгакова, и первой фразой, которую он сказал, было: "Я не могу без тебя жить". Они решили соединиться, несмотря ни на что. Муж отпустил Елену, но до последнего не переставал ей помогать.
Всю оставшуюся жизнь Елена Булгакова посвятила заботе о делах Михаила. Она вела дневник, по которому можно восстановить подробности их жизни, занималась архивом, а после его смерти ей удалось добиться публикации "театрального романа" и "Мастера и Маргариты", переиздания в полном виде "Белой гвардии", "Записок юного врача", издания большинства пьес. Умерла Елена Сергеевна 18 июля 1970 года на 77 году жизни. пережив троих мужей и старшего сына Евгения. Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с мужем под камнем-голгофой, предназначенной для памятника Гоголю и которую сама же для Булгакова и нашла.
Мы подвигаемся к последнему адресу Булгакова.
Недалеко от него вот такая красота
Но если оленя и горгулью я помню, то вот птиц не разглядывала раньше
Последние годы жизни Булгакова прошли в собственной квартире №44 в доме 3/5, который был построен для советских писателей на улице Фурманова (до 1933 год и после 1993 - НАщокинский переулок). Дом в Нащокинском назывался №писательской надстройкой" - жилищно-строительное кооперативное товарищество "Советский писатель" реконструировало два старинных каменных особняка (Нарышкинские палаты), объединив и надстроив их до высоты пятого этажа. Первый писательский кооперативный дом в МОскве, к сожалению, до наших дней не сохранился.
В собственную квартиру Михаил Булгаков переехал с женой Еленой Сергеевной и её младшим сыном Сергеем 18 февраля 1934 года. Помимо Булгаковых в этом доме жили писатели Всеволод Иванов, Илья Ильф, Юрий Нагибин, Николай Панов, Владимир Буковский и многие другие, в 1933-1934 годах здесь жил Осип Мандельштам, он был арестован в этом доме, сюда же вернулся в 1937 году из ссылки.
Осталась стена от того дома.. Маленький кусочек.
Но и память вот такая.
Осип Мандельштам тоже тут жил.
Борис Рыжий:
Это было над Камой крылатою,
сине-черною, именно там,
где беззубую песню бесплатную
пушкинистам кричал Мандельштам.
Вот тут отрывки из спектакля Мастерской Фоменко, эту песню исполняет Юрий Буторин. Обожаю этот момент
Click to view
Кстати, Борис Рыжий не зря в рассказе об этом квесте. 10 ноября последний день работала выставка, посвященная БОрису Рыжему, и я вынашивала планы, как бы успеть прыгнуть в последний вагон. Но игра вышла долгой, финишировать пришлось на Спортивной... В общем не дошла...
"Замечательный дом, клянусь! Писатели живут и сверху, и снизу, и сзади, и спереди, и сбоку. Молю Бога о том, чтобы дом стоял нерушимо. Я счастлив, что убрался из сырой Пироговской ямы. А какое блаженство не ездить в трамвае! Викентий Викентьевич! Правда, у нас прохладно, в уборной что-то не ладится и течет на пол из бака, и, наверное, будут еще какие-нибудь неполадки, но все же я счастлив. Лишь бы только стоял дом!"
В доме у Булгаковх постоянно бывали гости. Елена Сергеевна уговаривала мужа ложиться не позже трёх ночи, но гости редко покидали их гостеприимный дом раньше пяти или шести утра. Между тем за его стенами обстановка становилась всё страшнее и опасней. Надежда Мандельштам вспоминала, как просила у знакомых денег для арестованного мужа, и упоминает, что Булгакова заплакала и сунула ей в руку всё содержимое своей сумочки.
В этой квартире Булгаков, зная, что серьёзно болен, делает всё, чтобы закончить роман "Мастер и Маргарита", работа над которым заняла у него больше 12 лет.
В 1928 году действие романа начиналось в середине июня, "в то самое время, когда продаются плетёные корзинки, наполненные доверху мятой, гнилой клубникой, и тучи мух вьются над нею.. В час заката на крайней скамейке на Патриарших прудах" появлялись (как в последней редакции романа) двое - Владимир Миронович Берлиоз и Антоша (поправленный потом на Иванушку) Безродный. Ни Мастера, ни Маргариты на этом этапе развития замысла в романе не было, а назывался он "Копыто инженера". Слово "инженер" звучало в тот год многозначно. Оно продолжало связываться со словом "спец" - то есть "буржуазный специалист", которым обозначали в первые послереволюционные годы инженеров-путейцев, промышленников и других квалифицированных специалистов, согласившихся сотрудничать с советской властью. Инженерами были и иностранные специалисты, приезжавшие из разных стран по контрактам. Так что "буржуй" и "иностранец" - эти слова вполне в духе времени попадают в разговоре Иванушки и Берлиоза в один ряд со словом "инженер". А кроме того, летом 1928 года в прессе гремело так называемое "шахтинское дело", где ряду инженеров было предъявлено обвинение во вредительстве и шпионаже; без учёта этих обстоятельств нельзя понять до конца ни атмосферу сцены на Патриарших - несомненно, спроецированной на недавние события, ни объяснений Иванушки в психической клинике:
- Слушай... - обратился он к врач, - звони и скажи: появился инженер и убивает людей на Патриарших.
Позже роман дополняется и дорабатывается, на первый план выходит любовь Мастера и его музы, изменяются персонажи. НА рукописях охраняется булгаковская пометка: "Дописать раньше, чем умереть. 30 октября 1934 г." Писатель был уже неизлечимо болен и, как профессиональный врач, прекрасно это понимал. Елена Сергеевна у постели умирающего Булгакова обещала отредактировать текст "Мастера и Маргариты" и сделать всё от неё зависящее, чтобы роман пошёл в печать.
Михаил Булгаков умрет в 1940 году, а у его вдовы впереди эвакуация в Ташкент, возвращение, случайные заработки переводами с французского, смерть старшего сына, переезд на Никитинский бульвар. Рукописи Булгакова терпеливо дожидались вместе с ней периода оттепели, и в ноябре 1966 года первая часть "Мастера и Маргариты" выходит в журнале "Москва", редактор которого был болен и поэтому не боялся никаких последствий для себя.
Так Елена Сергеевна выполнила все обещания, данные Михаилу в момент начала их отношений: он умер у неё на руках, а дело с романом она довела до конца.