Предыдущая часть:
https://akostra.livejournal.com/1702157.html На дворе 1924 год. Булгаков развёлся с Татьяной Николаевной, у него новый роман.
Оставив первой жене комнату в том же доме на Садовой, он переехал в Чистый переулок.
Курсивом выделен текст, взятый с сайта Бегущего города или из буклетика к игре.
"Наряду с кружком поэтов... я сделал попытку организовать небольшой кружок писателей-фантазеров, «фантастических» писателей. М.А. Булгаков, С.С. Заяицкий, М.Я. Козырев, Л.М. Леонов и Виктор Мозалевский должны были войти в основную группу, с расчетом на расширение в дальнейшем кружка. Но затея моя не удалась. Организуя кружок, я хорошенько не продумал цели его назначения, не ограничил его людьми, которые были бы близки по творчеству..."
***
В доме по адресу Староконюшенный переулок, дом 5 (доходный дом Ивана Михайловича Коровина) в полуподвальном помещении в цокольном этаже в 1924 году М.А. Булгаков выступал с чтением своих произведений. В то время он посещал несколько литературных кружков, и два из них собирались у Петра Никаноровича Зайцева, жившего в этом доме. С Зайцевым (секретарем издательства «Недра») Булгаков познакомился в 1923 году на литературном вечере у Коморских, на котором Юрий Слезкин читал собравшимся свою новую повесть. В 1924 году Булгаков довольно часто виделся с Зайцевым в издательстве «Недра» на Кузнецком Мосту и на литературных собраниях в его квартире. Дома у Зайцева собирались поэты, образовавшие позднее объединение (и кооперативное издательство) «Узел», куда входили Юлиан Анисимов, Владимир Луговской, София Парнок, Софья Федорченко и другие. Поэт Алексей Чичерин, участник кружка, вспоминал позднее, что на заседаниях от случая к случаю появлялись Андрей Белый, Борис Пастернак и Михаил Булгаков - он читал собравшимся свои повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце».
Вывеска "Булочная" укарсила дом в начале 1920-х годов, аббревиатура "ОТД.М.Г.К.И.О." означает принадлежность к Московскому Губернскому Кооперативному Инвалидному Объединению - системе артелей и кооперативов инвалидов, имевших в годы НЭПа налоговые льготы и занимавшихся самыми разными видами мелкого частного бизнеса.
В правом верхнем углу вывески едва заметные голубоватые буквы АЯ, под ними - чёрные буквы подписи художника - это остатки дореволюционной вывески булочной Титовых, находившейся в доме до 1917 года.
Разные номера булочной на вывеске наслаиваются друг на друга: она несколько раз меняла номер, и новые цифры переписывали поверх старых.
В 2018 году вывески была обнаружена и восстановлена командой городских активистов "Вспомнить всё" на средства москвичей силами профессиональных реставраторов.
Красивые здание в округе
Годы с 1925 по 1929 можно назвать "театральным пятилетием" в жизни Булгакова.
Во МХАТе 5 октября 1926 года состоялась премьера "Дней Турбиных". Специально для этого театра Булгаков написал пьесы "Бег", "Кабала святош", "Батум" и многие другие. В 1930году Булгаков был зачислен в штат театра ассистентом режиссёра. Но с этим театром связана не только самая громкая премьера Булгакова, но и самый большой провал.
История с постановкой пьесы Булгакова "Кабала святош" (поставлена под названием "Мольер") тянулась несколько лет. разрешение было получено в октябре 1931 года, но репетиции шли очень медленно, дело затягивалось. Булгаков в раздражении писал Павлу Попову в марте 1934 года: "Ну, что ж, репетируем. Но редко, медленно. И, скажу по секрету, смотрю на это мрачно". Ещё через год, в марте 1935-го, почти готовую пьесу показали Станиславскому, к ужасу Булгакова, фактически начал создавать спектакль заново, изменяя трактовку персонажей.
Актёр Виктор Станицын писал: "За два года построили метро. За четыре года у нас построили тяжёлую индустрию, всю страну поставили на ноги, а спектакль выпустить не можем".
Наконец, 15 февраля 1936 года с огромным успехом состоялась премьера спектакля, но уже 9 марта в "Правде" появилась разгромная редакционная статья "Внешний блеск и фальшивое содержание". В театре верно прочитали сигнал и, несмотря на большую любовь Сталина к пьесе "Дни Турбиных", новое произведение тут же сняли со сцены. Булгаков так и не смог простить этого театру - в сентябре 1936 года он уволился ("довольно фокусничали со мной") и написал сатирический роман "Записки покойника" о своей работе во МХАТе.
После этого он устроился в Большой театр на должность консультанта-либреттиста и до 1939 года написал для театра четыре оперных либретто "Минин и Подарский", "Чёрное море", 2Пётр Великий", "Рашель"). В Большом театре Булгаков был обязан не только редактировать чужие либретто, но и писать собственные - по одному в год. Несмотря на то, что его в театре любили, сам он переживал бесперспективность новой деятельности:
"Пишу либретто для двух опер - историческое и из времени гражданской войны. Если опера выйдет хороша - её запретят негласно, если выйдет плохая - её запретят открыто".
В 1930-1931 году Михаил Булгаков подрабатывал также консультантом Театра рабочей молодёжи (ТРАМ), в его обязанности входило рецензирование пьес. ТРАМ тогда находился в здании бывшего Купеческого клуба на Малой Дмитровке. Получалась работа в две смены: днём он был во МХАТе, вечером отправлялся в ТРАМ, заработок в котором нужен был ему для того, чтобы выплачивать долги.
Дом, весь обвешанный мемориальными табличками артистов МХАТа.
Глинищевский переулок, 5/7
Во-первых, сам дом интересный, ну, и КП - попробуй найди ту равковину..
Для забора питьевой воды. Ну, не очень она питьевая на вкус. Но возможно, безвредная
1926 год!
И да - это в арке дома, не в подъезде.
Ну, и мемориальные таблички. Вера Марецкая
Алла Тарасова
Ольга Книппер-Чехова
Но самая важная табличка вот. Немирович-Данченко
В этом доме с 1938 по 1943 год жил режиссер Владимир Иванович Немирович-Данченко. Здесь 9 августа 1939 года Булгаков обсуждал с режиссером пьесу о Сталине «Батум». После беседы Булгаков вместе с Еленой Сергеевной и артистами МХАТа 14 августа отправился в Батуми за сбором дополнительного материала, но уже в Туле сошел с поезда и вернулся обратно.
По свидетельству Елены Булгаковой, идея написать пьесу о Сталине появилась у драматурга еще в 1936 году. В. Виленкин вспоминал, что, когда в первый раз шел разговор о пьесе, Булгаков сказал: «Нет, это рискованно для меня. Это плохо кончится». И все же он согласился - в конце 1938 года был заключен договор с МХАТом на создание будущей пьесы «Батум». К концу июля была готова пьеса о молодом Сталине, изгнанном из духовной семинарии и возглавившем батумскую стачку начала 1900-х годов.
Пьеса получила одобрительные отзывы родственников и друзей писателя, театральных критиков и артистов МХАТа. Премьера планировалась к декабрю 1939 года, к 60-летию Сталина. Разговор в квартире Немировича-Данченко (там же присутствовал и режиссер В. Сахновский) оставил у Булгакова смешанные чувства.
Елена Сергеевна записала в дневнике:
- У меня осталось впечатление, что ничего они не поняли в пьесе, что ставить, конечно, может по-настоящему только М. А., но что - самое главное - они вообще не режиссеры.
14 августа 1939 года по поручению Немировича-Данченко группа артистов МХАТа во главе с Булгаковым отправилась в Батуми и Тбилиси для сбора материала (фольклор, пейзажные зарисовки). Однако спустя несколько часов в Серпухове группа получила телеграмму-молнию: «Надобность поездки отпала, возвращайтесь Москву».
Впоследствии выяснилось, что от главного героя пьесы пришел резко отрицательный отзыв. После запрета пьесы «Батум» у Булгакова наступило резкое ухудшение здоровья - его поразил нефросклероз, от которого писатель скончался в марте 1940 года.
И Образцов тут жил?!
Люблю его театр.
например, прекрасный спектакль "Я - Сергей Образцов" с Цыгановым в главной роли. Да, часто они совмещают игру кукол и настоящих артистов. Кстати, Цыганов дальний родственник Образцова.
https://akostra.livejournal.com/1571452.html Сергей Юткевич
К июлю 1926 года Михаил Булгаков с женой Любовью Белозёрской перебрались в небольшой особнячок по адресу Малый Левшинский переулок, 4. Этот дом до 1918 года принадлежал семье Беэров, потомственным дворянинам Тульской губернии, купившим его в конце XIX века у отца князя-анархиста Кропоткина. В распоряжении семьи Булгаковых были две маленькие команты с отдельным входом.
Друзья Михаила Булгакова - братья Сергей и Владимир Топлениновы - жили в доме № 9 в Мансуровском переулке в Москве. Этот небольшой особнячок принадлежал их отцу до революции. Владимир, старший, был актером, долгое время выступал на разных сценах, в конце жизни работал в Театре транспорта и даже дружил с самим Луначарским, который поспособствовал тому, чтобы братьям вернули реквизированный в 1918 году дом. Сергей был художником-декоратором, макетчиком-исполнителем Малого театра, МХАТа, других театров. Старший брат жил с семьей наверху, а младший - в нижнем полуподвальном этаже.
В этой небольшой квартире Булгакова прожили чуть больше года, до августа 1927го. В то время Булгаков работал над пьесами "Багровый остров" и "Бег".
Неподалеку жили близкие друзья семьи - Николай Лямин с женой Наталией Ушаковой, Сергей Топленинов, Владимир Долгорукий (Владимиров) и многие друзья и знакомые. Домой к Булгаковым бесконечно прихдили гости, устраивалисб розыгрыши, вечера проводили, играя в шарады.
В квартире Булгаковых тогда жила кошка Мука, у которой иногда появлялись котята, от их лица Булгаков оставлял жене шутливые записки: "Наш милый папа произвъ пъръстоновку в нашей уютной кварти. Мы очень довольны и я Аншлаг помогал, чуть меня папа не раздавил, кагда я ехал на ковре кверху ногами", а Н.Ушакова и В.Долгорукий даже сделали рукописную книжку с рисунками и стихами "Муки-Маки" (Мака - домашнее прозвище Булгакова) о быте Булгаковых в Малом Левшинском переулке.
Вот тут сканы книжки есть:
http://bulgakov.literature-archive.ru/ru/content/dolgorukov-vd-muka-maki Любовь Юелозёрская вспоминает, что главная прелесть жилья состояла в том, что все друзья жили в этом районе.
«Ах, это был золотой век, - блестя глазами, шептал рассказчик, - совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, - почему-то особенно горделиво подчеркнул он, - маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырёх шагах, под забором, сирень, липа и клён... И в печке у меня вечно пылал огонь!»
По словам жены Владимира Топленинова, Булгаков часто ночевал в специально отведённой ему комнате с печкой в правой части дома, если смотреть на фасад со стороны переулка.
Тут же, сидя в полуподвальчике, Булгаков работал над своим романом "Мастер и Маргарита". И, судя по всему, Мастера он "прописал" именно здесь.
Вторая жена Булгакова Любовь Евгеньевна Белозерская вспоминала, что братья Топлениновы в полуподвале принадлежащего им дома отвели для Мишиного творчества в постоянное пользование две небольших меблированных комнаты с бесчисленным количеством книг, чугунной дровяной печью и красивым, фарфоровым умывальником, расписанным в русском стиле, изготовленным на фабрике Матвея Кузнецова. От этого умывальника Миша пребывал в особом восторге.
Вид на домик, но что за дверь во дворике рядом?... Какая дверка..
Таня и Катязаподозрили, что где-то её уже видели. Они порылись в интернете и та-дам!!!
Это вход в "Двор дома Карандашева".. Да, именно тут в том числе снимали "Жетокий романс"
Вот тут статья:
https://dzen.ru/a/YqdnrT9ogh0ZJrYT Эта дверка в фильме:
И вот лепнина с дома Карандашева
Вообще это Городская усадьба Кузнецова. 1-я половина XIX века
Дворик с другой стороны этой усадьбы
Напротив на стене дома вот такое фото..
Ясно, что пароход какой-то, Вова определил, что дендроут, но с чего он тут?...
Корабельная архитектура Бориса Бельского.
Зачатьевский монастырь
Где-то здесь недалеко пробегал некто Бездомный
Поэт Бездомный преследует Воланда от Патриарших прудов, теряет его в районе перекрестка Остоженки со 2-м Обыденским или Пожарским переулками и, сбежав по одному из этих переулков к реке, устраивает себе купание и лишается одежды. Нужные вам окна выходят на Остоженку. Мимо этого фасада, правда, Бездомный точно не пробегал: он пробежал сквозь здание и вышел с черного хода. Подробней об этом мы написали в исторической справке к КП18
Справка к КП18
"Иван Николаевич смутился, но ненадолго, потому что вдруг сообразил, что профессор непременно должен оказаться в доме N 13 и обязательно в квартире 47.
Ворвавшись в подъезд, Иван Николаевич взлетел на второй этаж, немедленно нашел эту квартиру и позвонил нетерпеливо. Ждать пришлось недолго: открыла Ивану дверь какая-то девочка лет пяти и, ни о чем не справляясь у пришедшего, немедленно ушла куда-то.
В громадной, до крайности запущенной передней, слабо освещенной малюсенькой угольной лампочкой под высоким, черным от грязи потолком, на стене висел велосипед без шин, стоял громадный ларь, обитый железом, а на полке над вешалкой лежала зимняя шапка, и длинные ее уши свешивались вниз. За одной из дверей гулкий мужской голос в радиоаппарате сердито кричал что-то стихами.
Иван Николаевич ничуть не растерялся в незнакомой обстановке и прямо устремился в коридор, рассуждая так: "Он, конечно, спрятался в ванной". В коридоре было темно. Потыкавшись в стены, Иван увидел слабенькую полоску света внизу под дверью, нашарил ручку и несильно рванул ее. Крючок отскочил, и Иван оказался именно в ванной и подумал о том, что ему повезло.
Однако повезло не так уж, как бы нужно было! На Ивана пахнуло влажным, теплом и, при свете углей, тлеющих в колонке, он разглядел большие корыта, висящие на стене, и ванну, всю в черных страшных пятнах от сбитой эмали. Так вот, в этой ванне стояла голая гражданка, вся в мыле и с мочалкой в руках. Она близоруко прищурилась на ворвавшегося Ивана и, очевидно, обознавшись в адском освещении, сказала тихо и весело:
-- Кирюшка! Бросьте трепаться! Что вы, с ума сошли?.. Федор Иваныч сейчас вернется. Вон отсюда сейчас же! -- и махнула на Ивана мочалкой.
Недоразумение было налицо, и повинен в нем был, конечно, Иван Николаевич. Но признаться в этом он не пожелал и, воскликнув укоризненно:
"Ах, развратница!.." -- тут же зачем-то очутился на кухне. В ней никого не оказалось, и на плите в полумраке стояло безмолвно около десятка потухших примусов. Один лунный луч, просочившись сквозь пыльное, годами не вытираемое окно, скупо освещал тот угол, где в пыли и паутине висела забытая икона, из-за киота которой высовывались концы двух венчальных свечей. Под большой
иконой висела пришпиленная маленькая -- бумажная.
Никому не известно, какая тут мысль овладела Иваном, но только, прежде чем выбежать на черный ход, он присвоил одну из этих свечей, а также и
бумажную иконку. Вместе с этими предметами он покинул неизвестную квартиру, что-то бормоча, конфузясь при мысли о том, что он только что пережил в
ванной, невольно стараясь угадать, кто бы был этот наглый Кирюшка и не ему ли принадлежит противная шапка с ушами.
В пустынном безотрадном переулке поэт оглянулся, ища беглеца, но того нигде не было. Тогда Иван твердо сказал самому себе:
-- Ну конечно, он на Москве-реке! Вперед!"
Тут в двадцатые годы жил один из лучших друзей Михаила Булгакова филолог Николай Николаевич Лямин. Хотя официальный адрес его был Остоженка, 7, фактически располагалась его квартира в доме 12 по Пожарскому (тогда - Савельевскому) переулку. Так откуда же взялся дом номер 13? Как предполагают некоторые исследователи, если Иван Бездомный забегает в доходный дом с Пожарского переулка, то выбежать с черного хода он должен в систему дворов, а дальше логичным выглядит маршрут к реке вниз по 2-му Обыденскому переулку как раз мимо дома №13. В некоторых воспоминаниях мы находим рассказы о том, что Булгаков с друзьями именно этим маршрутом ходили к купальне, которая в двадцатые годы находилась на реке как раз в створе 2-го Обыденского.
доходный дом Г. Е. Бройдо (1904-1910, архитектор Н. И. Жерихов)
А рядом конструктивизм
жилой дом рабоче-строительного кооператива «Звено» (1928, архитектор В. Н. Семёнов)
Ну, раз уж пошли о "Мастере и Маргарите", то пройдемся по Большому Афанасьевскому. Это центр событий романа
Жилой дом Зиновьевых-Юсуповых (дом Берса). Здание XVIII-XIX веков (фрагментарно), по одной из версий - прообраз дома Ростовых в романе Льва Толстого «Война и мир». Построено на основе двухэтажных допетровских палат стольника Зиновьева, в XVIII веке принадлежало московскому губернатору Борису Юсупову, затем неоднократно меняло владельцев: принадлежало Салтыковым, Римским-Корсаковым, Черкасским, Львовым, Андрею Толстому[источник не указан 3814 дней], в XIX веке - собственность лейб-медика Александра II Андрея Берса и его наследников. Здесь неоднократно бывал Лев Толстой, женившийся на одной из дочерей Берса, Софье. В советское время - жилой дом. Расселён в 1980-х годах, после чего был доведён до руинированного состояния. Воссоздан в 2010 году.
Просто красота
Большой Николопесковский переулок, д. 5, доходный дом М. Жучковой, 1910-й год.
Архитектор Дубовской
Вот тут большой пост:
https://dmitry-sasin.livejournal.com/410486.html Мы же вырулили на Арбат.
Ой, как девчушка стремительно выросла!
Ещё вразнобой немного Москвы.
Эта плитка не навалена, а именно приклеена!! Кто-то явно психанул.
Люблю этот особняк Рябушинского
Холодает, а эти двое на следующих двух фотографиях нагишом стоят - надеюсь, хоть греют друг друга взглядами.
Прервусь. Окончание рассказа в следующей части.
https://akostra.livejournal.com/1702711.html