Выставка "Драгоценности! Блеск русского двора" Исторический музей. Часть 3-я.

Jan 14, 2025 17:00

Предыдущая часть: https://akostra.livejournal.com/1711024.html

Платье вечернее
Принадлежало императрице Марии Фёдоровне
Фирма "Charles Worth"
Франция, Париж, около 1910
Бархат, шёлк, тюль, кружево, стеклярус, бусы, бисер


Вид сзади


Брошь
Западная Европа, конец XIX века
Золото, серебро, эмаль, бриллианты, алмазы огранки "роза"


Брошь в виде стрекозы
Франция (?) Начало XX в.
Золото, бриллианты, алмазы огранки "роза", эмаль

Мотив стрекозы в искустве модерна был невероятно популярен и встречался у прославленных ювелиров этой эпохи.: Луи Комфорта Тиффани, Люсьена Гайяра, Луиса Масриеры и особенно у Рене Лалика.
Анонимный автор данной броши отлил из золота глухие крылья, на лицевой стороне которых едва проступает рельеф нечётких линий слегка намеченных перегородок, при этом вся поверхносьт покрыта тонким слоем исключительной по качеству и нюансировке цвета эмалью. Рельефные линии перегородок закрыты тем же эмалевым слоем, благодаря чему чётких контуров нет.
Это неожиданное и оригинальное решение удивительным образом правдиво передаёт натуру и в то же время уводит от мысли об иллюстрации из энтомологического атласа.


Брошь в виде бабочки
Санкт-Петербург
Конец XIX в.
Золото, серебро, бриллианты, алмазы огранки "роза", сапфир, эмаль plique-a-jour

Выполненная с большим мастерством в технике plique-a-jour (фр. пропускающая дневной свет) брошь в виде бабочки представляет собой замечательный образец ювелирной работы конца XIX века. Витражная эмаль сочетается с бриллиантами, включёнными в узор крылышек. Главным декоративным акцентом является сапфир, украшающий туловище насекомого. Использование хрупкой техники plique-a-jour как нельзя лучше подходит для воспроизведения нежных крылышек мотылька.
Броши в виде мотыльков изготавливались на протяжении XVIII - XIX вв. из самых разных материалов и с применением различных техник. Помимо своих декоративных возможностей, изображение бабочки было привлекательным, благодаря скрытым смыслам, которыми её наделяли. В европейской культуре она являлась символом души, бессмертия, скоротечности жизни. В конце XIX в. древнейшая техника эмали plique-a-jour переживала своё возрождение и стала особенно популярной в России. Сам термин французский, и известен с XIV в. В России этот способ эмалирования также называется "витражная эмаль", поскольку изделия, выполненные таким образом, по сути являются миниатюрными витражами.


Кристина Робертсон "Портрет З.И.Юсуповой"
Около 1840 г.


Платье бальное
Принадлежало З.И.Юсуповой
Россия, Санкт-Петербург, 1826-1827
Газ, шёлк, атлас, стальные блёстки.




Аааафигительные чугунные вещи. Очень нравятся. В интернете видела многкратно, но в живую впервые. Но откуда пошла эта можа?

В период антинаполеоновских войн 1813-1814 годов многие знатные дамы жертвовали свои драгоценности на возрождение прусской армии. Однако совершенно отказаться от украшений они не могли, и в Берлине начали производить ювелирные изделия из чугуна, по изяществу и тонкости работы не уступавшие золотым и серебрянным вещам. Даже одна из самых богатых женщин России, княгиня Зинаида Ивановна Юсупова, носила чугунные украшения.

Веер чугунных ажурный, складной
Германия, 1840-е гг.


Колье чугунное
Германия, Берлин, 1830-е
Из собрания князей Юсуповых


Парные браслеты ажурные
Германия, 1830е-е гг
Чугун. шёлковая лента
Из собрания князей Юсуповых


А.Малюков "Портрет императрицы Александры Фёдоровны"
1836 г.


Ожерелье (или пояс) из 32 звеньев (2 камеи и 30 инталий)
Геммы: Италия; середина-вторая половина XVIII в.
Ожерелье: Германия или Италия; начало XIX века. Сердолики, агаты, гелиотропы, золото
Поступление в 1861 г в составе коллекции императрицы Александры Фёдоровны








Браслет с изображением змей, маски Медузы Горгоны и надписью Pompei
Италия
Первая половина XIX в.
Серпантинит, золото
Поступление в 1861 году в составе коллекции императрицы александры Фёдоровны


Ещё ожерелье


Подвеска "Якорь"
Голландия, около 1700 г.
Серебро, алмазы, золото

Считается, что эту подвеску привёз из Голландии Пётр I. Она упомянута в одной из первых описей драгоценностей петербургского двора, составленной при разделе имущества Екатерины I между её дочерями Анной и Елизаветой


Ларец
Германия, Аугсбург, конец XVII в.
Серебро, золото, рубины, изумруды, агаты, горный хрусталь, хризолиты, альмандины, пиропы, цитрины, аметисты, кордиериты, бирюза, эмаль

Восьмиугольный ларец с девятью овальными вставками из горного хрусталя и крышкой на шарнире, выполнен из золоченого серебра. Весит около трёх килограммов. Через прозрачные вставки можно было видеть содержимое ларца: пластины с алтарными композициями либо драгоценности. На поверхности - серебряный орнаментальный узор, покрытый чёрной и белой эмалью, сплошь украшенный драгоценными и полудрагоценными камнями. В ларце могли храниться драгоценности, которые были видны сквозь прозрачные вставки.
В декоративное убранство ларца также введены камеи на агатах. Они украшают его стенки, основание и крышку. Преимущественно это стилизованные портреты римских императоров, анонимные женские и мужские профили, а также детские головки.



Ожерелье (или пояс?)
Италия (?)
Конец XVI - начало XVII века
Ониксы, халцедон, хризоберилловый цимофан, золото, эмаль

Ожерелье (пояс?) составлено из 18 крупных овальных звеньев с ажурным лиственным орнаментом и 17 малых креплений, продетых в петли больших звеньев. В общей сложности на поверхности деталей ожерелья закреплено 143 камеи. Женские бюсты и головки ангелов, изображенные на большей части резных камней, выполнены крайне условно и представляют собой типичные образцы итальянского камнерезного искусства второй половины XVI - начала XVII веков.




Статуэтка "Нептун"
Нидерланды (?)
Около 1600 года
Золото, жемчуг, рубины, алмазы, коралл, горный хрусталь, серебро






Как же мне понравилась эта вещица!!

Портсигар с декораивными накладками
Фирма К.Фаберже, мастер Генрих Эммануил Вигстрем (1862-1923)
Россия, Санкт-Петербург, 1908-1917 гг.
Серебро, золото, стекло, эмаль

Нкладки-сувениры могли быть разных форм и тематики, как серьёзной, так и шуточной; они отражали пристрастия владельца изделия, вехи его жизни и карьеры. Подобные аксессуары пользовались популярностью в военной среде и нередко являлись подарками для офицеров.

Я прям заинтригована - чего тут ему понажелали?
Но, чую, жизнь точно нескучную! Дамские пантолоны - к чему, интересно? Прачечную открыть?...


Веер, страус, крылья, ноги, хвост! Ой, это не отсюда...

Веер складной
Виктор Флинк (?) (работал в 1897-1917)
Россия, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Золото, перламутр, страусовые перья, рубины, сапфиры, изумруды, жемчуг, бирюза, гранаты.


Платье бальное
Приналдежало императрице Александре Фёдоровне
Мастерская "A.Briac"
Россия, Санкт-Петербург, 1905-1906 год
Тюль, шёлк, шифон, блёстки






Веер складной
Принадлежал императрице Марии Фёдоровне
Франция, 1890-е годы
Перламутр, газ, гуашь, акварель


Платье просто заворожило. Прям вот хочу такое! Ещё такой глубокий чёрный цвет...
Шикрано смотрится

Платье парадное
Принадлежало императрице Марии фёдоровне
Фирма "Charles  Worth"
Франция. Париж, около 1890
Атлас, шёлк, блёстки, стеклярус







Платье бальное
Принадлежало императрице Александре Фёдоровне
Можный дом "Paquin"
Франция, Париж 1898 г.
Бархат, шёлк, тюль, блёстки


Веер складной
Фирма "Tiffany"
Франция, 1900-е гг.
Дерево, шёлк, блёстки


ДЖордж Доу
Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны"
1827


Кристина Робертсон
Портрет Владимира Петровича Давыдова
1840 г.

А какая жемчужина на шейном платке? (или это галстук)


Прервусь. Продолжение следует

Выставки, История, Я фотограф

Previous post Next post
Up