Предыдущая часть:
https://akostra.livejournal.com/1710633.html "Точильщик и два алебардиста"
Саксония, Дрезден
Первая треть XVIII в.
Все элементы фигур тщательно продуманы и выверены, даже станок точильщика может работать, имея подвижные элементы конструкции. Основная деталь каждой статуэтки - крупный барочный жемчуг. В зависимости от своей природной формы он тиграет роль той или иной части тела.
Записная книжка-кошелек
Франция
1700-е гг.
Черепаховый панцирь, золото, серебро, перламутр, алмазы, бумага, шёлк.
Подзорная труба
Принадлежала императрице Елизавете Петровне
Франция, Париж
Середина XVIII в.
Часы на шатлене - их много
нам больше всех вот этот понравился.
Часы-подвеска с музыкальным механизмом (часы справа)
швейцария. Женева
Начало XIX века
Золото, металлические сплавы, жемчуг, эмаль
Поступление в 1919 г. из собрания Фаберже
Золотые часы в виде снопа, украшенные эмалью и жемчугом, - интереснейший образец ювелирного искусства начала XIX в. Часы не только показывают время. они снабжены механизмом, исполняющим мелодию и приводящим в движение пару музыкантов - девушку, играющую на арфе, и юношу с бубном в руках. Около них лежат ноты и гитара. Изящная чеканная сценка сочетается с виртуозно исполненным хмалевым декором расписного медальона и фоном, на котором сквозь прозрачную золотистую эмаль просвечивает гравированный рисунок в виде колосьев.
Только пары нет, похоже, тут... Не выставили.. Наверное, в те отверстия фигурки вставляются..
Часы с георгсталером
Фирма Картье
Франция, Пари
Конец XIX века
Золото, металлические сплавы, эмаль
На лицевой стороне выбита надпись: S.GEORGIUS EQVITAM PATRONICVS (лат. Св. Георгий покровитель воинов)
На обороте выбита надпись: IN TEMPESTATE SECVRITAS (лат. Спокойствие в бурю)
Поступление в 1923 году из собрания Юсуповых
Крышкой золотых плоских часов с гравированным цифирблатом служит вмонтированная в золотой обод монета-амулет, так называемый георгсталер работы Германа Рота фон Ротенфельса 1690-1695 гг. Георгсталеры появились в начале XVII в. и быстро распространились на территории Венгрии, Богемии.ю а затем и всей Австрии. На лицевой стороне монеты изображён св. Георгий, на обороте - ладьи на бурных волнах.
Часы - редкий пример обращения мастера конца XIX века к изделию, выполненному ранее, в данном случае в конце XVII в.
Переходим в другой зал. Тут предметы одежды, но и портреты. Украшения и наряды можно разглядеть и на картинах. Да и личности на портретах преинтересные.
"Портрет графини П.И.Шереметьевой" Неизвестный художник
Около 1800-1801 гг.
Шереметьева Прасковья Ивановна, урождённая Ковалёва (сценический псевдоним Жемчугова (1768-1803) - ведущая певица и драматическая актриса крепостного театра графа Н.П.Шереметьева. В 1796 году оставила сцену в связи с закрытием театра и переездом графа на постоянное жительство в Санкт-Петербург. В 1798 году получила вольную, в 1801 г. тайно обвенчалась с Н.П. Шереметьевым. Умерла от туберкулёза, спустя несколько дней после рождения сына Дмитрия.
Вот другой её портрет Аргунова (не с выставки). Есть нечто схожее в украшениях.
"Портрет графини Ю.П.Самойловой" Бенуа-Шарль Митуар
Около 1825 г.
Графиня Юлия Павловна Самойлова (1803-1875)
В 1825-1827 гг. жена флигель-адъютанта Н.А.Самойлова
Конечно, интересно, кто на портрете?
Но этот портрет парный - одноврменно тем же художником был написан портрет её мужа Николая Александровича Самойлова (1800-1842). Вполне возможно на браслете Юлии Павловны именно он? (портрет утащен из инета)
Я фотографировала на выставке деталь мундира. А вот подпись - нет.. Но очень, кстати, похож на обшлаг мундира с этого портрета.
Кстати, оба веьсма примечательные личности в своё время были.
Некто А.С.Пушкин о Юлии.
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает.
У неё был итальянский типаж красоты, плюс нрав независимый. Могла и в мужском выйти в свет.
С мужем они то мирились, то расходились. Но и он был не лыком шит
По словам современника, известный по всей России граф Самойлов был:
"Красавец лицом, отлично сложенный, превосходный стрелок, танцор, искусный во всех телесных упражнениях, он был героем дня во всех аристократических салонах. При всех своих превосходствах граф Самойлов вовсе не был Дон-Жуаном. Он предпочитал холостые кутежи в обществе дам полусвета. Память об этой личности сохранилась навсегда у тех, кто однажды его видел."
Ну, и опять некто А.С.Пушкин:
Николай Александрович Самойлов упоминается в энциклопедии «Пушкин и его окружение». Поэт, согласно сохранившемуся письму, поздравлял Самойлова со слухами о примирении с женой, а также упоминает о нём во 2-й главе «Путешествия в Арзрум»:
"Оружие тифлисское дорого ценится на всём Востоке. Граф Самойлов и В., прослывшие здесь богатырями, обыкновенно пробовали свои новые шашки, с одного маху перерубая надвое барана или отсекая голову быку"
А Юлия Павловна кружила головы не только мужу или Пушкину.
В 1827 году она знакомится с Брюлловым. Вместе они побывали в Помпеях.
Эх, буквально на днях смотрела фильм, где история произошла в Неаполе, как же хотелось и в Неаполь, и в Помпеи . Отзыв о фильме "Партенопа" вот тут:
https://dzen.ru/a/Z3-Xb-7ulke6Xm8vКак итог - на знаменитейшей его картине "Последний день Помпеи" Юлия Павловна изображена аж в нескольких образах.
(Картинка из инета)
Он напишет и её портрет. (Картинка из инета)
"Портрет княгини Юсуповой" Неизвестный художник
После 1858 года
Татьяна Александровна Юсупова, урождённая Рибопьер (1828-1879)
Помимо просто красоты картины и самой княгини, тут представляет интерес тиара.
Название тиары "Узелки любви"
Это "типовое" украшение.
Вот тут большой интересный пост - вся инфа ниже оттуда!!!
https://dombusin.livejournal.com/146055.html Изначально такая тиара была создана для немецкой принцессы Августы Гессенской в 1818 году. Она являлась прабабушкой Елизаветы II, но из семьи та первая тиара "ушла" в качестве приданного. Но ювелиры сделали "копии" для разных заказчиков.
В том числе и для Виндзоров. Эти "узелки любви" самые известные
Также есть еще баварская, саксонская и индийская версии этого стиля, очень похожие на оригинал. Шестая известная тиара «Узелки любви» принадлежала дому Юсуповых, она изображена на известном портрете Татьяны Юсуповой и осталась после революции, спрятанной в тайнике.
В 1925 году в особняке Юсуповых был обнаружен тайник. И их коллекция драгоценностей была распродана - "Бриллианты для диктатуры пролетариата", такскать.
Вот фото, здесь слева юсуповские "узелки любви" уже в полуразобранном виде
Но возвращаемся к выставке и портрету Юсуповой. тут ещё и веер изображён.
А вот он же рядом "живьём"
"Веер складной"
Франция, 1856 г.
Слоновая кость, кружево алансон, золото, эсаль, рбины, изумруды, алмазы огранки "розы", бриллианты
Пластиныукрашены резьбой. Лицевые пластины (гарды) декорированы золотыми накладками в виде сетки и усыпаны рубинами, бриллиантами огранки "роза" и изумрудами. В верхней части каждой накладки, под короной с жемчужинами - щиток синей эмали с выполненными в стиле французской готики бквами T и Y из золота с вкраплениями "роз". Экран исполнен из алансонского кружева, на котором среди цветов выплетены геры родов Юсуповых и Рибопьер.
Веер, заказанный к свадьбе Т.А.Рибопьер с Н.Б.Юсуповым, состоявшейся в 1856 году в Париже, упомянут в завещании З.И.Юсуповой среди "галантерейных вещей", которые она завещала своей возлюбленной внучке З.Н.Юсуповой.
Алансон - французское кружево, в котором элементы узора исполняются отдельно, с помощью шитья иглой по нарисованным узорам, в затем нашиваются на сетчатый фон в технике аппликации. Учитывая сложность и тонкость изготовления, считалось самым дорогим кружевом.
Вот о такой вещи я не знала.
"Булавка в виде орденской колодки с шестью орденами и медалью, с алмазами"
Принадлежала князю Николаю Борисовичу Юсупову.
Россия, Санкт-Петербург
1860
Золото, серебро, алмазы, эмаль
Миниатюрная орденская колодка использовалась для украшения мужского костюма. Выдвижная планка позволяла менять или добавлять знаки отличия, располагая их по степени значимости: впереди обычно помещались росийские ордена, за ними - иностранные. На данной колодке представлены: российские ордена Св. Владимира и Св. Станислава, персидский орден Льва и Солнца, баварский орден Св. Михаила, мальтийский орден Св. Иоанна Иерусалимского, неаполитанскиц Константиновский орден Св. Георгия, российская медаль за участие в Крымской войне 1853-1856 гг.
Платье бальное
Принадлежало княгине Т.А.Юсуповой
Мастерская "Marie Noirel"
Россия, Санкт-Петербург, 1874-1875 гг.
шёлк, атлас, тюль, перья
Веер складной
Принадлежал княгине Т.А.Юсуповоц
Франция, 1850
Черепаха,пергамент, гуашь
Веер черепаховый, с ажурной резьбой в виде веток шиповника. Экран пергаментный, с росписью гуашью с гравюры К.Кошена по картине Н.Ланкре "Земля"
Из инета Николя Ланкре "Земля"
Платье вечернее с узором в виде веток цветущей яблони
Принадлежало иператрице Марии Фёдоровне
Можный дом "Marison & Cie"
Австрия, Вена
Около 1900 г.
Шёлк, атлас, шифон, бисер
Платье бальное с узором в виде цветов орхидеи
Принадлежало императрице Марии Фёдоровне
фирма "Morin-Blossier"
Франция, Париж, 1892-1893
Брокар, шёлк, бархат, бисер
Веер складной
Принадлежал княгине З.Н.Юсуповой
Франция, 1890-е гг.
Черепаха, кружево, золото, бриллианты, гранаты, хрусталь
На экране из брюссельского кружева - сколки горного хрусталя. На правой лицевой пластине - золотая накладка с вензелем ЗЮСЭ (Зинаида Юсупова, Сумарокова-Эльстон).
Платье вечернее
Принадлежало императрице Александре Фёдоровне
Мастерская "A.Brisac"
Россия Санкт-Петербург, 1903 г.
Атлас, гипюр, тюль, парча, синель, блёстки желатиновые.
Парюра
Западная Европа
Вторая половина XIX века
В набор входят пряжка, ожерелье, брошь-подвеска (на фото), серьги
Веер с драгоценными камнями
Франция 1830-1840*е гг.
Слоновая кость, золото, опалы, гранаты
Очень понравился этот портрет
"Портрет М.Г.Раевской" Иван Кузьмич Макаров
1881- начало 1882
Раевская Мария Григорьевна (1851-1941)
Франсуа Фламенг "Портрет княгини З.Н.Юсуповой" 1894 г.
Зинаида Николаевна Юсупова (1861-1939), княгиня, дочь князя Николая Борисовича Юсупова и Татьяны Александровны Рибопьер, с 1882 года супруга графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона, после свадьбы получившего право именоваться двойным титулом - князем Юсуповым. В 1919 году эмигрировала за границу.
Жемчужина тут интересная
Вот тут о ней:
https://chk-jewelry.ru/juvelirnaja-kollekcija-jusupovyh/ La Pelegrina
Среди «эмигрировавших» сокровищ - легендарная жемчужина «Пелегрина»(La Pelegrina), которую можно увидеть на портрете Зинаиды Николаевны Юсуповой. Эту каплевидную жемчужину весом 36,6 карата из-за схожего названия часто путают с другой знаменитой жемчужиной - «Перегрина» (La Peregrina), принадлежавшей Элизабет Тейлор. Юсуповскую «Пелегрину» испанский король Филипп IV дал в приданое своей дочери Марии Терезии, когда она вышла замуж за французского короля Людовика XIV. Точно известно, что до 1707 года «Пелегрина» хранилась в королевской сокровищнице, после чего ее следы потерялись. А в 1826 году жемчужина была приобретена княгиней Татьяной Васильевной Юсуповой у парижского ювелира. Феликс Юсупов продал «Пелегрину» женевскому ювелиру в 1953 году. А в последний раз жемчужина «появилась на публике» в 1989 году, когда в Женеве на аукционе Christie’s «Пелегрина» (в виде подвески с бриллиантом) была продана неизвестному покупателю за $463,8 тыс.
Прервусь. Продолжение следует
https://akostra.livejournal.com/1711252.html