Начало вот тут:
https://akostra.livejournal.com/1714538.html Выставка посвящена авангарду - как он появился, чем вдохновлялся.
Удивительно, какие параллели находятся в искусству. Например, советские плакаты и старинные иконы, оказывается, имеют один и тот же язык. И это при всём том, что искусство искало новые способы выражения, применительные к новому времени.
"Для меня невыносима мысль, что роза выдумана не мной. Я 28 лет отращиваю мозг не для обнюхивания, а для изобретения роз" Владимир Маяковский.
Ещё до появления конструктивизма как метода организации жизни левые художники и идеологи заявляли в своих манифестах и личных кредо об "организации", "Тяготении к конструкции" и в целом о том, что "мир должен быть организован". Идея "планомерной и сознательной организации" всей общественной жизни грядущего, из которой исходил автор тектологии (учения о строении, структурах, всеобщих организационных связях) Александр Богданов, задала революционное направление взгляду на искусство, общественную жизнь и мир в целом. Вдохновение диктовал сам XX век - век новых машин и изобретений. машина стала примером организации точно найденных отношений, связей и законов взаимодействия частей и целого. Но машина рациональна. в ней нет места собственному сознанию, она не обладает волей, а следовательно, механически организованное пространство конечно. Авангард же стремился покорить и подчинить себе четвёртое измерение - время.
Творцов авангарда интересовала сама возможность познания, исследования и отображения мира. Именно поэтому они искали способы проникновения в тайны вещей, их свойств, не ограничиваясь лишь внешней формой, затемняющей истинное знание о предмете. и поскольку это нельзя было сделать механически, подобно тому как натуралист препарирует объект, то необходимо было найти сам принцип жизнестроительной силы. точкой отсчета в рассматриваемых творческих концепциях становится некая изначальная сжатая и чистая форма, которая содержит программу, заложенную художником (творцом), самостоятельно разворачивающуюся и провоцирующую вечную (и даже вневременную) жизнь творения. Фокус внимания смещается с конечного результата - организованного механизма - на процесс организации формы, её изменение, рост, преобразование. Художник Павел Филонов, отвергая механистичность и геометризм, выдвигает метод органического развития конструкции формы или картины.
По Филонову, вечное безостановочное движение времени адекватно бесконечности процесса работы над произведением искусства. Аналогично и поэт Велимир Хлебников "многократно перерабатывал свои стихи не только для того, чтобы придать им более "законченную" или "совершенную" редакцию, но и потому, что он ощущал каждую свою словесную конструкцию не как вещь, а как процесс". Подобно тому как Филонов представляет мир как единую, развёрнутую во времени и пространстве ткань живого организма, понимает пространство и архитектор Иван Леонидов.
Архитектурные формы могут развиваться независимо друг от друга, непредсказуемо, но на любом из эnапов своего развития оказываются в единстве, в некотором неуловимом равновесии, когда ничто не выпадает из композиции.
Многие творцы авангарда получали художественное образование ещё в дореволюционной России, в том числе в иконописных мастерских, у богомазов. Так было и с Иваном Леонидовым, использовавшим иконописную технику в её различных вариациях в подаче своих проектов. Он работал гуашью на незагрунтованном дереве, а яичной темперой - по левкасу с накладным золотом и серебром на фанере из разных сортов дерева. Однако следование традициям у Леонидова не ограничивалось лишь использованием технологий древнерусской живописи.
Икона "Покров" вторая половина XVII века
Вдохновение он черпал и в древнерусском зодчестве, в его особом отношении к архитектуре как организму, неоднократно меняющему облик на протяжении всего своего существования. В частности, своим ученикам он объяснял этот принцип на примере собора Василия Блаженного. В течение всего своего существования храм обрастал новыми приделами, галереями.
Иван Леонидов "Город солнца"
Площадь народов фрагмент. перспектива зданий в форме шатров с рядами аркад и декоративными завершениями.
1949
Памятник последнему солдату, погибшему в последней войне. Фасад
1948
И икона, и культовая архитектура осуществляют единение земного и небесного, людей и небесных чинов, являются воплощением соборности. Отсюда и принципиальная анонимность - неизвестность имён конкретных иконописцев и зодчих и их жизнеописаний. Иван Леонидов именно так формулировал задачу мастера: "Художник не от себя делает, но узнаёт и отдаёт". По его убеждению, архитектор только закладывал идею и основы жизни пространства и формы, детали и декор тщательно продумывались, прорисовывались и размещались только в ключевых точках, оставляя возможность развития. Творчество каждого человека и всего народа в целом мыслилось Леонидовым как естественное, бесконечное продолжение творчества профессионального архитектора. Для этого он передаёт "в народ" полуготовые, полуосмысленные, полупрочувствованные вещи. При этом "...важно, чтоб тебя подхватили, чтоб не отвернулись, сломали - дело не новое, - а чтоб всё-таки подхватили что-то такое, что у тебя заложено".
Судьба Ивана Леонидова, несмотря на гениальность и новаторство его творчества, полна трагизма. В начале 1930-х "пролетарские архитекторы" (члены группы ВОПРА - Всесоюзного объединения пролетарских архитекторов) развязали кампанию против конструктивистов и рационалистов. Главный удар пришёлся по самому талантливому конструктивисту - Ивану Леонидову. "Леонидовщину" заклеймили как "мелкобуржуазное" течение в архитектуре, а его наработки и он сам как архитектор были растоптаны. В последующие годы жизни Леонидов оказался в тяжелейшей ситуации запрета на профессию и почти полной изоляции.
Недавно мы были на квесте - 26 января, один из КП был около памятников архитекторам конструктивистам. Там был и бюст Леонидова
https://akostra.livejournal.com/1713629.html Одно из немногого, что удалось Леонидову воплотить в жизнь.
Лестница в Кисловодске санатория Наркомпрома. 1936 год
Иван Леонидов "Деревянная ваза" 1935-1936
Александр Лабас
"Петроград в 1917 году" 1928
Соломон Никритин
"Городской пейзаж с каркасом зданмя"
1942
Не ограничиваясь преобразованием пространства в горизонтальной бесконечности, творец стремится вверх, покорить и небо, и космос и их пееделать по воему разумению. Эта цель всякий раз заставляла человечество меняться, совершенствовать строительные материалы, искать новые технологии. Так случилост и в первой четверти XX века, когда творчцы авангарда, "взломав" привычные представления о возможностях устройства мира архитектуры, вырастили из статики пространства - вверх спиралями и вовне консолями - идеи о покорении небесного пространства.
В своих проектах небоскрёбов супрематисты, рационалисты, конструктивисты делали всё возможное, чтобы преодолеть земную гравитацию и оказаться в космической невесомости, которую придумал Казимир Малевич. Авангардные здания плавали среди облаков, балансировали на тонких опорах, прятались над прозрачной водой, курсировали по околоземной орбите.
Поднимались ввысь тучерезы (а именно так называли высотные сооружения, пока не появилось слово "небоскрёб") постепенно, сначала лишь немного отрываясь от земли - как в конструктивистских проектах горизонтальных небоскрёбов Эля Лисицкого, городов на рессорах Антона Лавинского и в концепции города на опорах супрематиста Лазаря Хидекля. Авторы проектов, каждый по-своему, предложили решения вертикального городского зонирования, разделяя на разные уровни относительно земли инфраструктурные, жилые и общественные, природные слои городской ткани. Продолжая отрываться от земной поверхности, архитектура устремилась в космическую бездну в проектах учеников рационалиста Николая Ладовского - Георгия Крутикова, Исаака Иозефовича, Виктора калмыкова.
Как писал Константин Циолковский: "Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчёт, и уже в конце концов исполнение венчает мысль". Следуя этой мысли, творцы авангарда создали сказку, спроектировали свою фантазию на бумаге - а реализовать их идеи довелось уже следующим поколениям архитекторов.
Посмертный слепок кистей В.И.Ленина
Юрий Аввакумов
Костяной мавзолей, посвящается архитектору Щусеву
2008
И тут же передача-шутка Сергея Курёхина "Ленин - это гриб"
На телевидении в 1990-е года было столько всевозможной дичи. Курёхин и Ко выкупили, видимою час вещания и путсили в эфир такую чушь под серьёзным соусом.
Курёхин ко всему был музыкантом-авангардистом, пусть и жил гораздо позже 1920-х годов
Пусть будет вот кусочек фильма "Господин оформитель" с Виктором Авиловым.
(Театр Юго-запада и тут меня догоняет)
Ну, Ленин был, ну а вот и гриб.
Сергей Катран
"Опёника" 2024
гриб выращивался в банках и довыращивался в огромную семейку
Игорь Макаревич
Избушка Малевича
(Буратино все увидели?)
Вячеслав Мизин
Александр Шабуров
"Русские чудовища"
2012
Самое забавное, мне буквально недавно довелось слышать кучу нелицеприятного в адрес "Чёрного квадрата", и собеседник вот прям очевидно был готов пойти сражаться... Что было для меня настолько удивительно. Как можно ТАК ненавидеть какую-то картину? Ну, не нравится, не понимаешь - пройди мимо.. Что я обычно и делаю... Но как увидела эту картину, вспомнила тот разговор.
В видеролике показываются изобретения, весьма интересные, но не получившие распрстранение.
Инженер Николай Ярмольчук проводит испытания модели ШЭЛТ (шароэлектролотковый транспорт) 1933 год
По факту это был монорельс
Испытания модели аэропоезда Севастьяна Вальднера 1934 год
Инженер Борис Черановский - можель самолёта "БИЧ" 1933 г
Бесхвостовик
Самолет "Максим Грький" 1933-1935 гг.
Тяжелогруз. Разбился, когда на его борту были все его создатели..
You can watch this video on www.livejournal.com
Русский изобретатель волновых движетелей Пётр Митурич
"Модель плавающего волновика" 1930-е
Макет подводной лодки с волновым движителем 1930-е
Экспериментальный макет.
Если пустить шарик по наклонной прямой, то он скатится вниз медленнее, чем шарик, который пустить по волнообразной наклонной.
Мотив воздухоплавания, во-первых, иллюстрирует возникшую авиационную лихорадку и научно-технические достижения рубежа веков в области аэродинамики. За авиаторами новыми летающими машинами в 1920-1930-х годах следили все. Во-вторых, полёт является воплощением космологических фантазий и утопий, которыми были увлечены не только многие русские мыслители конца XIX - начала XX века (Владимир Соловьёв, Николай фёдоров, Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Константин Циолковский, Владимир Вернадский и другие), но и значительная часть представителей русской литературы и искусства.
В-третьих, мотив воздухоплавания наглядно подтвердил, что часть - человек/машина - может быть оторванной от целого - земли - и существовать сама по себе, нарушая при этом все законы логики.
Полёт - одна из излюбленных тем представителей поэтики абсурда. Например, у Даниила Хармса всякий предмет (неодушевлённый и созданный человеком) обладает четырьмя рабочими и пятым сущим значениями. Пятым значением предмет обладает только вне человека, "теряя отца, дом и почву". Такой предмет "реет", то есть находится во внеземном, воздушном пространстве, подобно супрематическим фигурам Казимира Малевича.
Став в начале 1900-х годов образцом нарушения законов логики и образом бесконечных трансформаций, "реющее" тело обернулось в литературе и искусстве новой метаморфозой. Прекрасной иллюстрацией таковой авиаморфозы представляет рассказ Леонида Андреева "Полёт". Лётчик Пушкарёв, отправляясь в свой последний 29-й полёт, решает окончательно преодолеть все законы гравитации. Он чувствует, что по мере того, как поднимается в небо, тело его становится пластичным и податливым, способным к дальнейшим постоянным метаморфозам. Чтобы не утратить обретённую возможность, Пушкарёв решает больше не возвращаться на землю.
Антон и Елизавета Лавинские плакат к фильму
1920
Василий Купцов
"Дирижабль" 1933
Среди многочисленных образов полёта, которые нам подарил русский модернизм: от летящих демонов Михаила Врубеля до стихотворения Александра Блока "Авиатор", от разбившегося самолёта в опере "Победа над солнцем" до аэросупрематизма Казимира Малевича, - особое место занимают объекты, созданные художниками-инженерами. Они всерьёз занялись опытами по постройке летательных аппаратов. Речь идёт о невероятных изобретениях позднего авангарда - широко известном "Летатлине" Владимира Татлина и "Летуне" Петра Митурича.
Интересно, почему и Татлин и Митурич пришли вк такой безумной идее, как основанная на велосипедном механизме и ручном управлении крыльями летающая машина, готовая выйти из-под контроля и разбиться при сильном порыве ветра.
"Летун" Пётр Митурич
Митурич впервые заинтересовался полётами во время Первой мировой войны, когда он изучал и изображал воздушные шары как часть системы обороны крепости Осовец на Восточном фронте. Вдохновлённый, несомненно, проектами "летающих жилищ-ячеек" Хлебникова и наблюдениями за птицами, Митурич в 1918 году придумал свой первый аппарат для полётов. Продолжая разработки в последующие годы, художник-изобретатель запатентовал целую серию машин для перемещения, основанную на волновом принципе. Митурич утверждал, что двигательный импульс всех животных, рыб и птиц основывается на спиральном толчке, каждая следующая волна продолжает отражаться - и вызывать дополнительную энергию, - подобно эху (как, между прочим, в башне Татлина, "Памятнике III Коммунистического интернационала"). Благодаря целесообразному применению размещения и перемещения, притяжения и отталкивания "волновик" будет двигаться в воздухе, воде и на земле и в зависимости от поверхности соприкосновения будет называться дирижаблем, лодкой, глиссером или гусеницей.
Владимир Татлин
"Леталин" 1929-1932
И тут же
Леонид Тишков
"ЛетишкОв" 1998
24 сентября (7 октября) 1910 года Мациевич выступал с показательными полётами в Санкт-Петербурге на «Всероссийском празднике воздухоплавания». В этот день он совершил на своём «Фармане» несколько полётов, катал высших офицеров, влиятельных особ (а тремя днями ранее, 21 сентября, катал председателя правительства Петра Столыпина). Перед последним полётом Мациевича адъютант шефа авиации, Великого князя Александра Михайловича, передал пожелание показать какое-нибудь авиационное достижение. В конце дня Мациевич решил взлететь на максимально возможную высоту.
В 18 часов, во время полёта, на высоте около 400 метров его самолёт начал разваливаться в воздухе на глазах у потрясённых зрителей.
Эта трагедия вызвала потрясение у всех.
Лев Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы в Российской империи. Его смерть привела к изобретению ранцевого парашюта Глебом Котельниковым.
Ольга Флоренская
"Смерть авиатора"
1994
Юрий Аввакумов
"Летающий пролетарий"
Татьяна Макарова
Перекрытие в виде гиперболического параболоида 1928г
Завершается выставка у того же зеркального барабана. Мы начинали по сторону ширмы.
Экскурсия мне очень понравилась. Если не ошибаюсь, экскурсовода звали Глеб.