Интересная тема поднята - из чего вырос русский авангард? Ничего не появляется просто так.
Много раз была в "Зотов центре".
Нравится.
Вот тут мои старые посты
Выставка "Конструктивизм. Начало"
https://akostra.livejournal.com/1622308.html Выставка "Конструктивизм. Логос" ( в трёх частях)
https://akostra.livejournal.com/1629520.htmlhttps://akostra.livejournal.com/1629842.htmlhttps://akostra.livejournal.com/1630153.html Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917-1937»
https://akostra.livejournal.com/1699936.htmlhttps://akostra.livejournal.com/1700567.htmlhttps://akostra.livejournal.com/1700933.html На самом деле больше было интересно слушать экскурсовода. Именно целая лекция о возникновении авангарда , о том, где авангардисты черпади своё вдохновение.
Очень много сравнений, что всё новое - это уже всё давно было изобретено. Как минимум использовалось.
Вот, например, Икона "Картина всемирного потопа" неизвестный художник
В инете нашла в хорошем качестве.
И тут же вот такая современная инсталляция. Когда привезли картину, что я привела выше, то стало очевидно, что что-то между ними есть схожее.
Справа "пульт управления" - каждый брусочек можно поднимать, опуска. менять его расположение в протранстве.
А вот партитура его изменений
Валерий Юрлов "Троица" 1983 г.
Петров-Водкин и такое рисовал. Нет, это не икона, но и он обращался в своём творчестве к теме божественного.
"Мадонна с ребёнком. Пробуждающаяся"
1922
Он нарисовал эту картину чуть ли не за ночь, когда родилась его дочь.
Евгения Эфенбах "Студенты" 1922
Викор Пивоваров "Длинная-длинная рука" 1972
Икона "Апостольская проповедь" XVII век
Когда резко сменился курс на борьбу с церковью, то что было делать художникам, специализировавшимся на ремуслах с религиозной тематикой?
А вот так они приспособились к советской жизни.
Чисто визуально - та же икона.
Но вместо церковных праздников в той же компановке и стилистике теперь...
Панно "Обряды и праздники советского села" 1983-1986
"Женщина спилой" вторая половина 1920-х
Николай Суетин
Иван Баканов
Шкатулка "Смычка" 1924
Иван Баканов
Коробочка "Ткачиха" 1926
Коробочка
"Индустриальный пейзаж"
1920-е.
Кружевное панно 1933 гг.
Трёхмерная икона!!
Икона "Троица новозаветная" 1812
Неизвестный художник
Илья Кабаков
"Пейзаж с горным озером (пейзаж с одеждой)"
2006
Яков Чернихов
Динамика пространства, объёма и плоскости
Вячеслав Колейчук
"Мёбиус" 1993
Авангард приходит и в театр.
Всеволод Мейерхольд совершает революцию в театре, не столько опираясь на определение визальных характеристик, сколько обращая внимание на устройство процесса производства театрального действия и его отличие от других моделей театра. начиная с пересмотра взгляда на сценическое пространство через организацию микросреды (спектакль "Великолепный рогоносец", художник Любовь Попова), Мейерхолдь применяет вещественный монтаж как первичное проявление фактуры театральной конструкции (спектакль "Смерть Тарелкина", художник Варвара Степанова).
Следующий этап - работа над покадровым строением спектакля с применением пространственног-временных смещений, сдвигов и наплывов, в том числе и в организации текстового материала (спектакль "Земля дыбом", художники Владимир и Георгий Стенберги, Любовь Попова, монтаж речи - Сергей Третьяков), а также в движении тел актёров (принцип биомеханики).
В итоге Всеволод Мейерхольд приходит к такой модели конструктивистского театрального пространства, где ряд пространственных планов композиционно совмещены, набегают один на другой, вклиниваются друг в друга и дают возможность без смены декораций показать разновременное и разноплановое действие. Находясь в этом пространстве, зритель должен быть способен исключить из поля своего восприятия те элеинты, которые не важны в данный момент на сцене, хотя фактически и остаются на ней. таким образом, в конструктивистском спектакле важнейшим источником стабильности становится зритель, вокруг которого центробежно развертывается "весь мир".
Видео воспроизводит декорации к спектаклям Мейерхольда.
Параллельно с этой выставкой шла другая - как раз о постановках Мейерхольда (в том числе и тут упомянутых) - я через пару дней и туда на экскурсию сходила.
"Даёшь Европу" 1924
Вещественное оформление Илья Шлепянов.
"Мандат" 1925
Вещественное оформление Илья Шлепянов.
Поворотный круг, внутрикоторого вращались разные его части.
"Хочу ребёнка" 1926 год
Там ещё вот сверху "бегуща строка"
Вещественное оформление Эль Лисицкий
Интересно изображается пространство - и пол, и потолок на одной плоскости
Александр Самохвалов
"Головоломка" 1922-1923
"Гражданин, пройдёмте" 2022
Игорь Шелковский
"Голубая голова" 2002
А в декабре была в МАММ - там его выставка проходит.
Яков Чернихов
"Архитектурные сказки" 1936
Прервусь. Продолжение следует
https://akostra.livejournal.com/1714798.html