Процесс образования цен по Бем-Баверку (начало)

Dec 09, 2024 00:16


Лучшего описания процесса образования цен, чем это сделал Ойген Бем-Беверк в книге «Основы теории ценности хозяйственных благ», я думаю, за последние 150 лет написано не было.
Приведу его описание.


«ОСНОВНОЙ ЗАКОН ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕН.

В начале этой главы мы должны сделать несколько предварительных замечаний, с целью определить точнее содержание того основного мотива, который мы принимаем за исходный пункт для всего нашего исследования по вопросу об образовании цен.

Решения, которые нам приходится принимать при совершении меновых сделок, вращаются около следующих двух пунктов: следует ли вообще при данном положении дел совершать меновой акт, или же нет, и в случае утвердительного ответа на этот вопрос, какую именно форму следует попытаться дать условиям обмена? Очевидно, что тот, кто при совершении меновой сделки имеет в виду свою непосредственную выгоду, и только ее одну, будет руководствоваться при совершении менового акта следующими правилами: во-первых, он вступит в меновую сделку вообще только в том случае, когда обмен приносит ему выгоду: во-вторых, он предпочтет скорее совершить сделку с большей, нежели с меньшей выгодой; в-третьих, наконец, он предпочтет совершить меновую сделку с меньшей выгодой, нежели совсем отказаться от обмена.

Что все три приведенных правила действительно входят в понятие нашего основного мотива и составляют его содержание, - это понятно без объяснений; в объяснении нуждается лишь выражение, встречающееся во всех них: именно, что такое значит «обменивать с выгодой»?

Это значит, очевидно, совершить меновую сделку таким образом, чтобы получаемые в обмен материальные блага представляли большую важность с точки зрения благополучия обменивающего субъекта, чем материальные блага, отдаваемые в обмен, или, - так как значение материальных благ для человеческого благополучия выражается в субъективной ценности их, - чтобы получаемые в обмен материальные блага обладали более значительною субъективною ценностью, нежели отдаваемые в обмен. Если А имеет лошадь, и если в обмен на нее дают 10 ведер вина, то он может совершить и совершит подобную меновую сделку лишь в том случае, когда предлагаемые ему за лошадь 10 ведер вина представляют для него субъективную ценность более высокую, нежели его лошадь. Но само собой разумеется, что и другой участник меновой сделки рассуждает таким же образом.

Он со своей стороны тоже не хочет терять свои 10 ведер вина, получая за них такую вещь, которая представляет для него меньшую ценность, нежели 10 ведер вина. Стало быть, он согласится променять свои 10 ведер вина на лошадь только в таком случае, когда 10 ведер вина представляют для него меньшую субъективную ценность по сравнению с лошадью.

Отсюда мы выводим очень важное правило. Обмен оказывается экономически возможным только между такими двумя лицами, которые определяют ценность предлагаемой для обмена и получаемой в обмен вещи неодинаковым, даже противоположным образом. Покупающий должен оценивать покупаемую вещь выше, а продающий - ниже той вещи, в которой выражается цена первой: и притом их интерес по отношению к меновой сделке, . а также и получаемая ими выгода от меновой сделки - тем выше, чем значительнее разница между их оценками одних и тех же материальных благ; при уменьшении этой разницы выгода от обмена уменьшается; если, наконец, разница эта понижается до нуля, если ценность каждой из предлагаемых для обмена ве-щей определяется той и другой стороной одинаково, то меновая сделка становится экономически невозможной. 1)

Примечание 1: Если, например, А оценивает свою лошадь в 5 ведер вина, а В оценивает ее в 15 ведер, то при обмене лошади на 10 ведер вина каждый выигрывает сумму ценности в 5 ведер вина. Если А оценивает лошадь в 8, а В - в 12 ведер вина, то при обмене лошади на 10 ведер каждый выигрывает лишь ценность в 2 ведра. Если, наконец, и А, и В оценивают лошадь одинаково в 12 ведер вина, то В, разумеется, с удовольствием бы приобрел лошадь за 10 ведер или вообще за количество ведер ниже 12, но А не согласится, конечно, отдать ее. - Ср. M е n g е г, Grundsätze der Volkswirtschaftslehre, стр. 155 и сл.

Разовьем теперь еще другую мысль, содержащуюся в том, что мы сказали сейчас. Мы видели, что для хозяина, преследующего свои выгоды, обмен экономически возможен лишь в том случае, когда приобретаемая вещь оценивается им выше вещи, принадлежащей ему самому. А такое отношение может, очевидно, установиться тем легче, чем ниже оценивает человек свой собственный товар, и чем выше оценивает он чужие товары, в которых выражается ценность его товара.

Экономическая возможность обмена для хозяина, определяющего субъективную ценность своей лошади в 50 флоринов, а одного ведра вина - в 10 флоринов, несравненно шире, нежели для другого хозяина, который оценивает свою лошадь в 100 флоринов, а ведро чужого вина только в 5 флоринов; или, - как мы будем впредь выражаться для краткости, - обменоспособность (Tauschfähigkeit) первого гораздо выше обменоспособности последнего. Первый, очевидно, еще может согласиться на заключение меновой сделки, когда ему предложат за его лошадь лишь 6 ведер вина, между тем как последний должен будет уже отказаться от заключения меновой сделки, когда ему не предложат по крайней мере несколько больше 20 ведер вина. Если третий хозяин оценивает свою лошадь только в 40 флоринов, а ведро чужого вина в 15 флоринов, то он может заключать меновую сделку, очевидно, даже в том случае, когда цена лошади понизится до 3 ведер вина. Таким образом, вообще говоря, наивысшею обменоспособностью обладает тот из участников обмена, который оценивает свою собственную вещь всего ниже по отношению к другим обмениваемым вещам, или, - что то же самое, - который оценивает нужную вещь всего выше по отношению к предлагаемой за нее собственной вещи. 2)

Примечание 2: Понятие «обменоспособности» («Tauscht.ihigkeit»), играющее очень важную роль при объяснении феноменов обмена и цены, впервые было применено к анализу соответствующих явлений Менгером (Menger, Grundsätze der Volkswirtschaftslehre, стр. 186 и сл.). Употребляемое Менгером. для обозначения этого понятия выражение «меновая сила («Tausch-kraft»), по некоторым терминологическим соображениям, я считаю более удобным заменить словом «обменоспособность».

А. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕН ПРИ ИЗОЛИРОВАННОМ ОБМЕНЕ.

Крестьянину А нужна лошадь. При наличных обстоятельствах эта потребность оказывается у него до такой степени настоятельной, что обладанию лошадью он придает такую же точно ценность, как и обладанию 300 флоринов. Он отправляется к своему соседу В, у которого есть продажная лошадь. Если бы В находился в таком положении, что лошадь представляла бы для него такую же ценность, как и для А, т. е. ценность, равную 300 флоринов, то, как мы уже знаем, между нашими крестьянами не могло бы состояться меновой сделки. Но предположим, что В оценивает лошадь значительно ниже, чем А, например, только в 100 флоринов. Что же произойдет тогда?

Прежде всего очевидно, что в данном случае меновая сделка вообще может состояться. При предполагаемых нами условиях, благодаря совершению меновой сделки каждый из контрагентов получит значительную выгоду. Если, например, цена лошади устанавливается в 200 флоринов, то А, для которого необходимая ему лошадь представляет ценность в 300 флоринов, выигрывает ценность, равную 100 флоринов; такую же ценность выигрывает и В, получающий теперь 200 флоринов за такую вещь, которая представляла для него лишь ценность в 100 флоринов. Поэтому, в силу правила «лучше обменять с меньшею выгодою, нежели совсем не обменивать», они согласятся на совершение меновой сделки по выгодной для них обоих цене. Как же высока будет эта цена?

На этот счет с уверенностью можно сказать следующее: цена лошади во всяком случае должна быть ниже 300 флоринов, -иначе А не получил бы от обмена никакой хозяйственной выгоды, и, следовательно, у него не было бы и побуждений совершать меновую сделку. В то же время цена лошади во всяком случае должна быть выше 100 флоринов, - иначе меновая сделка оказалась бы убыточною или бесполезною для В. Но на какой именно точке между 100 и 300 флоринов установится цена лошади, -этого нельзя определить заранее с точностью. С экономической точки зрения можно допустить всякую среднюю цену, лежащую между 100 и 300 флоринов,-- как в 101 флоринов, так и в 299 флоринов Тут открывается широкий простор для изворотливости контрагентов. Смотря по тому, который из них, - покупатель или же продавец, - выкажет при ведении переговоров больше ловкости, хитрости, настойчивости, уменья убеждать и т. д., цена лошади установится ближе к 101 или ближе к 299 флоринам. Если и покупатель, и продавец обнаруживают одинаковое уменье торговаться, то и цена лошади установится приблизительно на одинаковом расстоянии от обеих крайних точек, т. е. будет равняться приблизительно 200 флоринов.

Отсюда мы выводим следующее правило: При изолированном обмене между двумя лицами цена устанавливается в пределах между субъективной оценкой товара со стороны покупщика, как максимумом, и оценкой товара со стороны продавца как минимумом.

В. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕН ПРИ ОДНОСТОРОННЕМ СОПЕРНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ ПОКУПАТЕЛЯМИ.

Видоизменим наш пример применительно к требованиям нового типического случая. Предположим, что покупатель A1 встречает у владельца лошади В другого покупателя-конкурента А2, который пришел к В тоже с целью купить предназначенную для продажи лошадь. При этом А2, сообразно с особенностями своего личного положения, придает обладанию лошадью такую же ценность, как и обладанию 200 флоринов. Посмотрим, что произойдет теперь.

Каждый из двух конкурентов желает приобрести лошадь, принадлежащую В, но, разумеется, купить ее может только кто-нибудь один из них. Этим одним хочет быть и тот, и другой покупатель. Поэтому каждый из них будет стараться побудить В продать лошадь именно ему, а не его конкуренту. Чтобы достигнуть своей цели, он предлагает за лошадь более высокую цену, нежели его конкурент. Начинается борьба между двумя покупателями: оба наперебой друг перед другом повышают цену. Как долго будет продолжаться это соперничество? Оно будет продолжаться до тех пор, пока предлагаемая за лошадь цена, постепенно поднимаясь, не достигнет высоты, соответствующей той субъективной ценности, какую придает лошади покупатель, обладающий наименьшею обменоспособностью, в данном случае - А2. В самом деле, пока еще цена не достигает 200 флоринов, до тех пор А2, руководствуясь правилом «лучше обменять с меньшей выгодою, нежели совсем не обменивать», будет стараться победить своего конкурента посредством возвышения предлагаемой за лошадь цены, a А1, руководствуясь тем же самым правилом, со своей стороны тоже будет предлагать все более и более высокую цену, чтобы побить А2. Но А2 не может пойти дальше предельной цифры в 200 флоринов, если не захочет купить лошадь в убыток себе. Тут забота о собственной выгоде побуждает его «лучше уж совсем не обменивать, чем обменивать с убытком для себя», - и вот он уступает после своему конкуренту А1.

Однако ж это отнюдь еще не значит, что А1 купит лошадь именно за 200 флоринов. Очень может быть, что В, зная, до какой степени настоятельно-необходима лошадь для А1, не удовлетворится и 200 флоринами и, благодаря своей настойчивости и умению торговаться, заставит А1 дать за лошадь цену в 250, в 280, даже, пожалуй, в 299 флоринов. Несомненно только одно: цена лошади не может подняться выше 300 флоринов. (субъективная оценка лошади покупателем А1), но она не может упасть и ниже 200 флоринов (оценка лошади побежденным конкурентом А2).

Предположим теперь, что кроме А1 и А2 появляются еще три новых покупателя А3, А4 и А5, которые, сообразуясь каждый со своим личным положением, оценивают обладание лошадью в 220, в 250 и в 280 флоринов. В таком случае не трудно показать, что в борьбе, которая начнется между пятью конкурентами, А3 не пойдет в предложении цены дальше 220 флоринов, А4 - дальше 250 флоринов и А3 - дальше 280 флоринов; конкурент А1; обладающий наибольшею обменоспособностью, опять останется победителем, и цена, за которую будет куплена лошадь, установится между 300 флоринами, как максимумом (субъективная оценка лошади покупателем А1, и 280 флоринами, как минимумом (оценка лошади наиболее сильным из побитых конкурентов, именно А5).

Результаты нашего анализа могут быть выражены в следующем общем положении: При одностороннем соперничестве между покупателями продаваемую вещь покупает наиболее сильный конкурент, т. е. тот, который, оценивает вещь, по отношению к предлагаемому в обмен товару, всего выше, а цена движется между оценкой вещи купившим ее конкурентом, как максимумом, и оценкой ее самым сильным из остальных побитых конкурентов, как минимумом, - причем сохраняет свое значение и другой, второстепенный минимум цены, заключающийся в оценке продаваемой вещи самим продавцом. Если мы сравним это положение с предыдущим, приведенным под буквою А, то окажется, что конкуренция между покупателями имеет своим последствием сужение границ, в пределах которых устанавливается цена, и притом - сужение по направлению снизу вверх. Когда меновая сделка заключалась лишь между двумя лицами А и В, границами для установления цены служили 100 флоринов. и 300 флоринов; благодаря появлению конкурентов низший предел поднялся со 100 до 280 флоринов.

С. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕН ПРИ ОДНОСТОРОННЕМ СОПЕРНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ ПРОДАВЦАМИ

Этот случай представляет полную аналогию с предшествующим. Совершенно аналогичные тенденции приводят и к совершенно аналогичным последствиям, только общий результат получается диаметрально противоположный. Этот случай мы можем описать в самых общих чертах.

Предположим, что А является единственным покупателем лошади, что ему предлагают своих лошадей пять конкурирующих между собою продавцов В1, В2, В3, В4 и В5, и что все пять лошадей совершенно одинакового качества. При этом продавцы оценивают сами своих лошадей следующим образом: В1 - в 100 флоринов, В2 - в 120 флоринов, В3 - в 150 флоринов, В4 - в 200 флоринов, В5 - в 250 флоринов. Каждый из пяти продавцов хочет сам воспользоваться представившимся случаем продать, победив своих конкурентов. Средством к достижению этой цели является понижение цены. Но так как никто из продавцов не захочет продавать свою лошадь по цене меньшей, нежели та субъективная ценность, какую он сам ей придает, то В5 в понижении цены не пойдет дальше 250 флоринов, В4 - дальше 200 флоринов, В3-дальше 150 флоринов; затем еще будут соперничать некоторое время В2 и В1, но в конце концов В2 остановится на 120 флоринах, и поле битвы останется всецело за В1. Цена, за которую уступит свою лошадь В1, непременно должна быть выше 100 флоринов, иначе бы продавец не получил выгоды от меновой сделки, и потому у него не было бы побуждений заключать ее; но вместе с тем цена не может быть ни в каком случае и выше 120 флоринов, иначе В2 еще имел бы возможность соперничать с В1.

Итак, при одностороннем соперничестве между продавцами совершить меновую сделку удается самому сильному конкуренту, т.е. тому, обменоспособность которого всех выше, и который поэтому оценивает свою (собственную) вещь по отношению к (чужой) вещи, предлагаемой в обмен, всего ниже, а границы, в пределах которых может устанавливаться цена, определяются оценкой вещи последним продавцом, самым сильным из всех, в качестве минимума, и оценкой ее самым сильным из побежденных, конкурентов, в качестве максимума. 3)

Примечание 3: Опять-таки не следует забывать о втором, вспомогательном максимуме, который определяется в данном случае субъективною оценкой вещи со стороны самого покупателя. При сильной конкуренции между продавцами максимум этот редко получает практическое значение.

Сравнивая данный случай с первым (изолированный обмен между двумя лицами), мы видим, что благодаря конкуренции между продавцами пределы, которых устанавливается цена, суживаются, и притом по направлению сверху вниз: в первом случае этими пределами являются 100 и 300 флоринов, в третьем - 100 и 120 флоринов.

D ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕН ПРИ ОБОЮДНОМ СОПЕРНИЧЕСТВЕ

Случай обоюдного соперничества при обмене встречается всего чаще в нашей хозяйственной жизни и вместе с тем он имеет наиболее важное значение для выяснения закона цен. Поэтому мы должны и рассмотреть его самым внимательным образом.

Типическое положение дел, предполагаемое четвертым случаем, изображено в следующей схеме. В этой схеме представлено десять покупателей, из которых каждый желает купить одну лошадь, и восемь продавцов, из которых каждый продает одну лошадь, и вместе с тем показана высота субъективной ценности, какую придает данной вещи каждый из участников обмена. Цифры, в которых выражаются субъективные оценки, неодинаковы, - это вполне соответствует действительности. В самом деле, ведь индивидуальные потребности и условия их удовлетворения отличаются таким разнообразием, что не легко найти двух лиц, которые бы оценивали одну и ту же вещь совершенно одинаково (в субъективном смысле).

Покупатели:

А1 оценивает лошадь в 300 флоринов,
А2 - в 280,
А3 - в 260,
А4 - в 240,
А5 - в 220,
А6 - в 210,
А7 - в 200,
А8 - в 180,
А9 - в 170,
А10 - в 150.

Продавцы:

В1 оценивает свою лошадь в 100 флоринов,
В1 - в 110,
В3 - в 150,
В4 - в 170,
В5 - в 200,
В6 - в 215,
В7 - в 250,
В8 - в 260.

В дополнение к этой общей картине нужно еще прибавить, что все конкуренты являются одновременно на одном и том же рынке, что все приведенные для продажи лошади совершенно одинакового качества, и что, наконец, участники обмена настолько хорошо знают положение дела на рынке, что имеют полную возможность преследовать свои эгоистические интересы. 4)

Примечание 4: если, например, покупатель ошибочно считает пригон лошадей на рынок менее значительным, чем каков он на самом деле, то легко может случиться, что, поспешив, он даст за лошадь более высокую цену, чем дал бы при близком знакомстве с положением дел на рынке. Влияние таких и тому подобных ошибок на установление цены теория цен, разумеется, не должна игнорировать, но заниматься ими следует не в первой части теории цен, где речь идет о простейшем, основном законе, а во второй, задача которой, как мы сказали, заключается в выяснении влияния второстепенных осложняющих факторов.

Спрашивается, каким же образом будут устанавливаться цены при описанных условиях?

Покупателю А1, который, сообразно со своим положением, оценивает лошадь в 300 флоринов, был бы расчет купить лошадь даже за 290 флоринов, и, без сомнения, каждый из восьми продавцов с удовольствием продал бы ему свою лошадь по такой выгодной цене. Но очевидно, что А1 поступил бы очень неблагоразумно, если бы поторопился дать за лошадь так дорого. Его интерес заключается не просто в том, чтобы вообще получить выгоду от меновой сделки, а в том, чтобы получить возможно большую выгоду. В виду этого, вместо того чтобы купить лошадь сейчас же по самой высокой цене, которую он может дать в крайнем случае, он предпочтет сперва предложить такую же низкую цену, какую предлагают его менее сильные конкуренты, и станет повышать ее лишь тогда и лишь в такой мере, когда и в какой это будет оказываться для него необходимым, чтобы устоять в борьбе с соперниками.

Равным образом и продавец В1, который мог бы отдать свою лошадь с выгодой для себя даже за 110 флоринов. и очень легко нашел бы за такую цену покупателя, будет до последней крайности воздерживаться от продажи лошади по такой крайней цене и на первых порах станет запрашивать такую же высокую цену, какую запрашивают остальные продавцы, его конкуренты. Таким образом переговоры начнутся с предложения возможно более низких цен со стороны покупателей и с требования наиболее высоких цен - со стороны продавцов. И покупатели, и продавцы будут вести себя вначале сдержанно. 5)

Примечание 5: Чем опытнее участники меновой сделки, чем они лучше знают положение дела на рынке, тем скорее заканчиваются предварительные переговоры, во время которых обе стороны зондируют почву, назначая цены с большой осторожностью. Опытные дельцы, вполне освоившиеся с торговыми делами, воздерживаются совершенно от предложения крайних цен, зная заранее, что они не могут реализоваться, и с самого начала назначают цены очень близкие к тем, которые устанавливаются в конце концов. Крайнюю степень сокращения представляют собою «цены без запроса», назначаемые одной стороной - продавцами. Устанавливая постоянные цены, продавцы отказываются от всякого предварительного зондирования почвы и хотят сразу угадать, какие рамки будут установлены для цен положением дел на рынке. Они должны стараться угадать эти рамки в точности, так как, если они назначат цену ниже, то не получат всей выгоды, если же назначат цену выше, то им не удастся сбыть свой товар, -покупатели пойдут к другим торговцам, их конкурентам. Правда, «цены без запроса» распространены не столько на вольном рынке, как в магазинах, в которых торговля не находится вполне под давлением конкуренции, и в которых, поэтому, ошибка в назначении цены не так рискованна.

Предположим, что покупатели начинают с предложения цены в 130 флоринов. Ясно, прежде всего, что, - исключая случаи грубой ошибки в суждениях о положении дела на рынке, - по этой цене меновая сделка еще не может быть совершена. Действительно, ведь за 130 флоринов согласились бы купить лошадей все десять человек покупателей, из которых каждый оценивает лошадь выше 130 флоринов, между тем как хозяйственный расчет позволил бы продать по такой низкой цене только двух лошадей, именно - принадлежащих В1 и В2. Очевидно, что не воспользоваться конкуренцией между покупателями в видах возвышения цены было бы со стороны В1 и В2 в такой же степени неблагоразумно, как неблагоразумно было бы со стороны самих покупателей - позволить двоим из них купить лошадей на самых выгодных условиях, не сделав попытки, путем предложения цены несколько более высокой, но для них все-таки еще выгодной, побить более слабых конкурентов. Поэтому, -- совершенно так же, как и во втором случае, рассмотренном нами под буквою В, - конкуренция между покупателями, явившимися в слишком большом числе по сравнению с продавцами, должна будет повести к устранению некоторых из конкурентов с рынка. Спрашивается, как же долго может продолжаться соперничество между покупателями в повышении цены?

До 150 флоринов могут дать за лошадь все десять покупателей. При дальнейшем возвышении цены наименее сильные конкуренты должны отступаться от покупки один за другим. При цене в 150 флоринов вынужден отступиться А10 при цене в 170 флоринов А9, при цене в 180 флоринов - А8, при цене в 200 флоринов - А7. Но вместе с возвышением предлагаемой цены должно увеличиваться, с другой стороны, число тех продавцов, для которых становится экономически возможным участие в обмене. Когда цена поднимается до 150 флоринов, начинает думать серьезно о продаже лошади продавец В3, при цене в 170 флоринов приобретает надежду продать лошадь с выгодою продавец В4, при цене в 200 флоринов -продавец В5. Таким образом все более и более сглаживается столь сильное вначале несоответствие между числом лиц, желающих и имеющих возможность купить лошадь, и числом лиц, могущих продать лошадей. При цене в 130 флоринов предъявляло серьезный спрос на лошадей десять человек, а с выгодою можно было продать только двух лошадей; напротив, при цене в 200 флоринов и выше действительный спрос существует уже только на шесть лошадей, а с выгодою могут быть проданы целых пять лошадей; первоначально число активных покупателей было больше числа активных продавцов на восемь, теперь эта разница уменьшилась до единицы. Но все-таки, пока действительный спрос вообще продолжает быть выше предложения, и пока участники обмена ясно сознают это, конкуренция окончиться не может, так как при подобных обстоятельствах, с одной стороны, продавцы еще имеют возможность и желание воспользоваться превышением спроса над предложением и конкуренцией между покупателями в видах дальнейшего увеличения цены, а с другой стороны и покупатели, побуждаемые противоположностью их интересов, не могут отказаться от желания побить друг друга посредством дальнейшего повышения цены. В самом деле, покупатель А6 обнаружил бы очень плохое понимание своих собственных интересов, если бы стал спокойно смотреть, как пять его соперников покупают пять наиболее дешевых лошадей, лишая его тем всякой возможности приобрести лошадь, а, следовательно, и получить выгоду от обмена. 6)

Примечание 6: Если будут проданы лошади, принадлежащие В1, В2, В3, В4, и B5, то в качестве наиболее сильного по своей обменоспособности продавца останется В6, оценивающий свою лошадь в 215 флоринов, следовательно - выше, чем оценивает ее покупатель А6. При подобных условиях, как мы уже знаем, обмен между А6 и В6 оказывается экономически невозможным. То же самое в еще большей степени относится к продавцам В7 и В8, обменоспособность которых еще ниже.

Но в то же время и ни один из его соперников не потерпит, чтобы А6 купил одну из пяти лошадей, на которых существует такой сильный спрос, так как, если А6 купит одну из этих пяти лошадей, то покупатель, отказавшийся от покупки лошади в пользу А6, хотя вообще и будет еще иметь возможность купить нужную ему лошадь, но уже только на условиях менее благоприятных, выставляемых наиболее требовательными и сдержанными продавцами В6, В7 и В8, и притом лишь по цене, превышающей по крайней мере ту субъективную оценку, какую дает своей лошади продавец В6, т. е. по цене выше 215 флоринов. Таким образом забота о собственной выгоде побуждает всех конкурирующих, между собою покупателей продолжать наперебой друг перед другом возвышать цену и после того, как она достигнет 200 флоринов.

Наконец положение дел изменяется, когда цена, постепенно поднимаясь, достигнет уровня в 210 флоринов. Теперь уже и А6 поставлен в необходимость отказаться от покупки лошади; после этого спрос и предложение уравнивается: при пяти продавцах остается уже только пять лиц, желающих купить лошадь. Так как они все могут быть удовлетворены одновременно, то у них нет никаких побуждений теснить друг друга дальнейшим повышением цены; напротив, их интересы по отношению к продавцам оказываются теперь солидарными: все они одинаково стремятся купить лошадей по возможно более низким ценам. Поэтому соперничество между покупателями, препятствовавшее раньше заключению меновой сделки, прекращается теперь, и сделка может быть заключена по 210 флоринов.

Однако это еще не значит, что она должна непременно состояться на таких условиях. Легко может случиться, что продавцы окажутся неуступчивыми и отвергнут даже предложение 210 флоринов за лошадь, в надежде получить еще более высокую цену. Что же произойдет в подобном случае? - Прежде всего покупатели, чтобы не возвращаться домой с пустыми руками, станут опять надбавлять цену. Но долго продолжиться это соперничество уже не может. Если бы требование продавцов превысило 220 флоринов, то был бы принужден отказаться от покупки и покупатель А5, - и тогда при пяти продавцах осталось бы только уже четверо покупателей. Следовательно, одному из продавцов не удалось бы продать свою лошадь; а так как никто из них не захочет отказаться от продажи, то, - по тем же самым мотивам, которые раньше, когда спрос был выше предложения, побуждали покупателей наперебой повышать цену, - все продавцы начнут наперебой друг перед другом понижать цену до тех пор, пока и пятый владелец лошади не найдет себе покупателя, что может произойти при высоте цены ниже 220 флоринов. 7)

Примечание 7: Само собой разумеется, что постепенное повышение цены со стороны покупающих и постепенное понижение ее со стороны продающих не должны непременно совершаться независимо одно от другого; напротив, в большинстве случаев они совершаются одновременно.

Впрочем, в рассматриваемом нами конкретном случае окончательная цена должна установиться даже на более низком уровне. В самом деле, пока цена еще не успела упасть ниже 215 флоринов, явился бы шестой конкурент-продавец в лице В6. Благодаря его появлению продавцов стало бы больше, чем покупателей (шесть - против пяти), и, следовательно, владельцы лошадей поставлены были бы в необходимость наперебой друг перед другом сбавлять цену, чтобы сохранить за собою положение на рынке. Лишь в этой-то борьбе должен погибнуть слабейший из конкурентов. Такого рода участь постигнет В6 в тот момент, когда требования соперничающих между собою продавцов упадут ниже 215 флоринов. Этим путем будет создано количественное равновесие между обеими сторонами, продающей и покупающей; этим путем будет найден и тот уровень цены, при котором только и может прекратиться борьба. Таким образом границы, внутри которых должна установиться цена в рассматриваемом нами случае, при разумно-эгоистическом способе действия конкурентов и при знакомстве их с истинным положением дел на рынке, лежат между 210 и 215 флоринов. Только в этих границах и может создаться благоприятное для заключения меновой сделки отношение, когда все лица, сохраняющие возможность участвовать в обмене, получают выгоду от заключения сделки, а все лица, не получающие выгоды, - т. е. потерпевшие поражение конкуренты, - не имеют уже силы оказывать вредное влияние на ход дел своих более сильных соперников. 8)

Примечание 8: Само собой понятно, что вывод, получаемый нами путем абстрактного анализа, осуществляется на практике тем полнее, чем свободнее могут все участники обмена следить за общим ходом дел на рынке, чем, следовательно, в большей степени меновые сделки носят публичный характер и чем больше они сконцентрированы. Если же, напротив, - как это бывает обыкновенно, - переговоры и сделки ведутся в группах, хотя и сообщающихся между собою, но все же отделенных одна от другой в смысле пространства или времени, то в пределах отдельной группы общие условия конкуренции на всем рынке в его целом не могут, конечно, проявляться в полной мере. В результате получается то, что цены, устанавливающиеся в отдельных группах, очень часто лишь приближаются более или менее к идеальной рыночной цене, представленной в нашей схеме, не совпадая с нею вполне.

( Окончание следует)

австрийская школа, цена, экономика, ценность, Бем-Баверк, стоимость

Previous post Next post
Up