пред. записи:
https://alan-a-skaz.livejournal.com/99524.html Родiна ВсѢхЪ СлоновЪ и авиация.(1)
https://alan-a-skaz.livejournal.com/100282.html Родiна ВсѢхЪ СлоновЪ и авиация.(2). Начало начал.
- см. т.ж.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/134596.html и по ссылкам оттуда.
На 3(ТРИ) дня с первым полетом отстал от "России-А" самолет "Дукс-1".
Первые попытки копирования иностранных самолетов там были начаты в 1909г., в 1910г. появился заказчик на копирование "Фармана-IV", - и летом заказ был как-бы-выполнен, но дело погубили попытки улучшить оригинал: уменьшенный угол атаки крыла, измененная конструкция хвостовой фермы и более мощный мотор ENW мощностью 60 л.с. с массой вдвое больше, чем у двигателя «Gnome» в 50 л.с.
Центровка самолета из-за этого сместилась, хвостовая ферма оказалась нерациональной, а угол атаки недостаточен. Всё это пришлось устранять по ходу летных испытаний на аэродроме. 18 августа 1910 года в 7 часов вечера первенец «Дукса», пилотируемый Уточкиным, наконец, совершил первый полет.
Однако далее "Дукс" уверенно лидировал по объемам производства, став самым крупным "русским" авиационным заводом.
Завод был основан в 1893г. эстонцем (происхождения исходно германского по одним источникам, шведского по другим) Юлием Меллером, начал с производства велосипедов, которые до конца оставались его основной продукцией. В начале 20 в. завод освоил производство дрезин, паромобилей, потом бензиновых автомобилей (на заграничных агрегатах), мотоциклеток (швейцарского образца со швейцарским же двигателем), и аэросаней, а в 1910г. дебютировал в авиации.
В списке моделей "Дукс" значатся также: Ньюпор-IV (на котором осваивал и потом показывал высший пилотаж Нестеров), Фарман VII (1912), Фарман XV, Фарман XVI (1913), Ньюпор-17, гидропланы.
В обзоре русской авиации за 1913 г. отмечалось: «В настоящее время авиация в России стоит уже на крепких ногах и даже отделилась от западно-европейского течения, и теперь идет по собственному пути. Наша зависимость от Запада и от Франции, в частности, почти совсем миновала».
http://www.airaces.ru/stati/zavod-duks-yuriya-mellera-proizvodstvo-avtomobilejj-velosipedov-i-samoljotov.html Одним из примеров тому выдавался как раз завод "Дукс".
Это заявление, радостно и некритично до сих пор цитируемое хрустобулочниками, так же не соответствовало реальности, как и сходные газетные враки про "русские до последней заклепки" броневики, сделанные на полностью импортных шасси с импортным же вооружением. Хотя последние заклепки там, возможно, были и вправду русскими. ;-)
Конструкции "русскихЪ" самолетов Дукса были французские, моторы по конструкции полностью французские, и по месту производства в значительной степени - тоже; квалифицированные работники тоже обычно были не более русскими, чем хозяин.
Был краткий период, когда Меллер попытался продвинуться за счет оригинальных конструкций, для этого целых 5 "полуоригинальных" вариантов сделал в 1912-1913гг. Франческо Моска, русский авиаконструктор, ага... итальянец по происхождению и подданству, получивший образование в Италии и опыт работы в фирме "Савойя", и бросивший работу на родине ради мега-заработков, обещанных ему двумя заезжими русскими авиаторами. Но на конкурсе военных аэропланов образцы Моска провалились, Меллер разочаровался в перспективах оригинального конструирования, и вернулся к копированию проверенных и отработанных зарубежных конструкций. А Ф.Моска позже основал собственное "русское" ;-) предприятие.
"Ньюпоры" и другие клоны иностранных самолетов в исполнении завода «Дукс» были тяжелее оригиналов, что вообще типично для "русских" самолетов, - обычно на ~10%, с соответствующим снижением ЛТХ (те же ~10..15% по скорости и полезной нагрузке), поскольку вместо выдержанного букового бруса использовалась "полусухая" сосна и береза, а вместо полушелкового полотна - льняное и х/б.
Одновременно "Дукс" являлся единственным официальным представителем в РИ французских фирм «Фарман», «Блерио» и «Ньюпор».
За время ПМВ в армию было сдано "Дуксом" 1569 самолетов и гидропланов. Все - французской конструкции.
По годам дается такая последовательность: "в период с 1914 по 1917 г. было построено 190, 382, 481 и 543 самолета соответственно." (
http://duks.su/history) Расхождение с предыдущей цифрой на 27 экземпляров скорее всего является вполне естественным расхождением между числом самолетов произведенных и сданных, - за счет неисправностей и неудач.
Еще 154 самолета "Дукс" построил до 1914г., в сумме все его производство за дореволюционное время насчитывало до 1750 самолетов.