* продолжение к
https://alan-a-skaz.livejournal.com/126905.htmlСамым благополучным для царской "стратегической" ;-))) тяжелой бомбардировочной авиации, то бишь так называемой ЭВК (ни разу не действовавшей как эскадра, но имевшей положенные эскадре штаб и прочие оргструктуры с соотв. должностями и жалованиями!), был 1916 год.
Как мы знаем, в 1917г. сравнивать результаты РИ (и царской армии/флота в ПМВ) с развитыми странами "ничесна" и "нищитаица", там уже по умолчанию на всё работает любимая отмазка плохого танцора.
Ладно, пока про тот год помолчим.
В 1914г. "муромцы" на фронт вообще не попали. Проходили испытания (уже принятые на вооружение и зачисленные в строй, ага, причем сразу десятком - хотя на тот момент физически существовал 1(ОДИН) самолет, да и тот совсем не был приспособлен для участия в боевых действиях).
Второй военный год, 1915, выше описан (
https://alan-a-skaz.livejournal.com/126905.html). Тоже не показатель. Даже и в 1915г. "муромцы" сильно опоздали на войну, мягко скажем. Только в августе 1915г. число воюющих "муромцев" со скрипом перевалило за пару (!!!).
Как раз в том же месяце того же года "Капрони" начали реальное участие в боевых действиях ПМВ, сразу и резко перегнав русских коллег и по численности, и по результативности - несмотря на как-бы-огромное-отставание Капрони с созданием тяжелого самолета, а Италии с вступлением в войну.
Бывает. ;-)
На конец 1915г. у Капрони уже было 20 реально воевавших самолетов - 5 эскадрилий по 4 самолета, а на счету у них 540 боевых вылетов (за 4 месяца! и это в полтора с лишним (1,65 если точнее) раза больше, чем у ЭВК за все её формально 4 года боевой деятельности!) со штатной (иногда - почти штатной) бомбовой нагрузкой. Всего-то, подумаешь. ;-)
У РИ на тот же момент набралось аж целых 10 самолетов, сильно изношенных и не сильно заслуженных: почти 100 вылетов, причем в среднем с почти половинным от штатного количеством бомб.
Зато в пудахЪ это жуть как много, а в фунтахЪ и золотникахЪ - еще больше! :-)
Но "самый благополучный" еще не значит благополучный. У плохого танцора всегда есть на что пожаловаться.
С началом 1916г., - пока итальянцы по прежнему бодро увеличивали количество эскадрилий тяжелых бомберов, с 5 до 15, и заменяли в них устаревшие (и/или изношенные) самолеты на более новые, попутно делая сотнями в месяц самолето-вылеты на стратегически (!) важные цели, - даже из этой потрепанной десятки ИМ снова остался на ходу 1(ОДИН) самолет.
Снова цитата из вполне квасно-патриотического источника
http://www.airwar.ru/enc/bww1/im.html"Уже 3 января ураган, обрушившийся на Зегевольд, вывел из строя корабль Vl-й и учебный биплан Сикорский-16, повредил "Муромец" IX-й, который после этого был отремонтирован и перечислен в разряд учебных кораблей. В результате ЭВК в январе-феврале имела лишь единственный боеспособный "Муромец" - корабль 11-й командира Панкратьева, который совершил за это время 4 боевых полета, сбросив 90 пудов бомб."
Снова преодолеваем многопудовый гипноз цифири, и считаем: 90 пудов - это 1440кг, или 360кг на вылет. Это за 2 месяца, прошу заметить! Аж целых 2 вылета в месяц! Аж чуть менее 3/4 тонны бомб в месяц! Потрясающая напряженность и результативность боевых вылетов! Сравним с итальянцами? ;-)
Не буду дальше повторять подробную хронику как-бы-боевых как-бы-действий ИМ, - их желающие могут полностью прочитать по вышеприведенной ссылке, или в любом другом подобном источнике.
Это у нас любят расписывать: событий мало, результатов еще меньше, - зато какое обсасывание каждой малосущественной подробности, а особено про героизЬмЪ, героизЬмЪ!
Не то что итальяшки или немцы какие с англичанами, - те тупо сбрасывают бонбы тонну за тонной, и сбрасывают, как заведенные, безо всяких героизЬмЪовЪ.))
Перейду сразу к итогам за самый успешный и благополучный военный год ЭВК.
"За весь год Русско-Балтийский завод послал на фронт 39 "Илья Муромцев". Из них: 3 типа В, 32 - Г, 2 - Д и 2 - Е. Воевало, не считая кораблей полученных в 1915 г., лишь 12 "Муромцев". Всего за весь 1916 г. корабли ЭВК совершили 156 (в 112 задание выполнено) боевых вылетов, сбросив на противника до 1180 пудов бомб. Этот год был пиком деятельности первого в мире тактического соединения тяжелых бомбардировщиков."
Ага, "тактическое соединение", которое НИ РАЗУ не действовало как =соединение=, а было рассеяно по разным местам, и применялось даже не эскадрильями (как у "отсталых" итальянцев), - а одиночными самолетами, от силы парами. Зато заявлено, фактически не существовавшее в качестве эскадры, как первое в мире. ;-)
А вот самый успешный для ЭВК месяц: "В августе было сделано наибольшее число боевых вылетов за все время существования Эскадры - 46 (в 32-х из них задание было выполнено). На противника было сброшено до 277 пудов бомб и стрел."
О как, замечательно: выполнение 2/3 боевых заданий, по 1(ОДНОМУ!) в день на ВСЮ "Эскадру" - это великое и благое чудо, оказывается.
Ну ладно, считаем: на 1 боевой вылет, если не считать таковыми НЕвыполненные задания, получается на 1916г. в среднем по 169 кг бомб (если считать невыполненные - еще в полтора раза меньше). В мега-успешном августе сброшено ВСЕЙ ЭВК за месяц 4,43 тонны (как десяток штатных бомбовых нагрузок, это за месяц на десяток самолетов; как ОДИН разовый средненький итальянский вылет "Капрони"), это на выполненное задание по 138,5кг.
А почему так ма...?
А вот почему: тяжелые бомбардировщики в ЭВК всё больше использовали как разведчики, а не по прямому назначению; навешивали на них как можно больше дополнительных пулеметов, и плюс к ним старались брать ручные "Льюисы" и "Мадсены" (часто упоминаемые как "ружья-пулеметы", без названия производителя), карабины и пистолеты.
Цитирую: для типа Г-1 "10 пудов бомб, 28 пудов бензина, 6 пудов масла, 3 Мадсена с 46 обоймами."
Для типа Е: "116-пудовую нагрузку "муромца" составляли: 7 членов экипажа (командир, артофицер, механик, моторист и 3 пулеметчика), бензина 48 пудов, масла 8 пудов, 2 пулемета "Виккерса", 3 - "Льюиса". 2 - "Мадсена" и 10 пудовых бомб."
Это, конечно, повышало их возможности для самообороны, и атакующие германцы бывали иногда сбиты (если верить царским рапортамЪ (ТМЪ), то около десятка за всю ПМВ, а если быть внимательнее, то минимум 3 даже из этого невеликого числа надо вычесть - см.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/204812.html ), прочие (допустим!) держались осторожнее, - но ничего так, что бомбовая нагрузка при этом снижалась в 2-3 раза от штатной, уступая большинству средних, и многим даже легким (!) бомбардировщикам того же времени?
Какой тогда смысл в уникальных самолетах, неоправданно дорогих и тяжелых, медлительных, сложных в управлении и обслуживании?
И как видим, годовое количество сброшенных бомб в "мега-успешном" 1916 оказалось даже меньше (!!!), чем в "неполном" 1915 году. В сумме 18,9 т - это пара-тройка крупных налетов авиации хоть противников, хоть союзников, в том же году. Или несколько "мелких", каждый из которых по результативности был сравним с целым месяцем (или даже не одним) деятельности ВСЕХ "муромцев".
Теперь смотрим на безвозвратные потери. Вот их подробный список за 1916 год:
3.1.16 №167 I Потерян от бури и урагана.
3.4.16 №181 Киевский Во время запуска моторов, взорвался баллон со сжатым воздухом.
8.4.16 №187 Киевский Разбит. Сразу после взлета начал круто заворачиваться влево, парировать это не удалось, и самолет, идя по спирали, врезался в землю. Погибших не было.
13.4.16 №184 X Списан из-за поврежд. от зен.огня. Самолет начал падать, но второй пилот вовремя сумел перехватить управление. До своего аэродрома дотянули фактически на одном моторе (поврежденные работали только на малых оборотах). В момент приземления перебитые осколками лонжероны сломались и все правое крыло повисло на одних расчалках (шасси осталось цело, так что ошибку пилотирования можно исключить).
(ред. прошу заметить: сбитым и боевой потерей НЕ считается! Не, "списан из-за повреждений от зенитного огня".)
16.5.16 №163 Разбит в Пскове. Был тренировочный полет. Погибли трое из четырех членов экипажа.
14.6.16 №172 VIII Нарушение механиком техники безопасноcти, пожар на земле.
16.6.16 №190 Киевский Разбит при неудачной посадке. Моторы переставили на следующий (и последний) "Киевский"
18.6.16 №192 XVII Разбит при перелете из Пскова на фронт. Заходя на посадку, летел слишком низко и сломал шасси, зацепив за церковный крест и дымовую трубу избы.
5.8.16 №197 III Потерян от бури и урагана.
лето 1916 №193 Разбит в аварии
12.9.16 №188 XVI Сбит в воздушном бою над Борунами. Победу одержал экипаж "Авиатика" C.I
сентябрь 1916 г №198 XVII Потерян от бури и урагана.
(Из книги М.Хайруллина, можно найти по ссылке
https://alexww1.livejournal.com/2261.html)
Кроме того, январский ураган в Зегевольде повредил "Муромец" IX-й, который после этого был отремонтирован и перечислен в разряд учебных кораблей. Были еще несколько подобных событий, когда поврежденные по разным причинам ИМ списывались в учебные (а там, с высокой вероятностью, вскоре списывались вовсе).
В список потерь такие случаи НЕ входят.
Летом аппарат №167 был списан по износу Под конец года был списан по той же причине XIII-й корабль (№169). Такие случаи в списке потерь ИМ тоже НЕ фигурируют.
В итоге, под конец 1916 г., при всех поступлениях с завода, в строю находилось по прежнему мизерное количество "воздушных кораблей", в т.ч. списанных в учебные - что, как мы уже знаем, нередко было скрытой формой или предварительной стадией их окончательного списания.
"На январь 1917 г. в Эскадре насчитывалось около 30 кораблей (считая учебные, из которых мало какие были боеспособны). *Только 4 "Муромца" находилось на фронте.* В 1-м отряде на Юго-Западном фронте в Ягельнице было 2 корабля: XIII-й штабс-капитана В.А.Соловьева и XV-й капитана Г.В.Клембовского. Из-за изношенности XIII-й корабль No. 169 не годился для совершения боевых полетов. В 3-м отряде на Западном фронте в Станьково находилось еще 2 корабля: "Киевский" No. 182 капитана И.С.Башко и ХП-й штабс-капитана Е.М.Городецкого. *В начале 1917 г. только "Киевский" выполнял боевые задания*, совершив с января по март 11 вылетов."
Ах да, до окончательного перехода к ужасному 1917-му.
12(25) сентября 1916г. ПОЧТИ было еще одно ЧУДО: в боевом вылете ПОЧТИ приняли участие аж ПОЧТИ целых 3(ТРИ) самолета ИМ в сопровождении 13 "малых аппаратов" (истребителей сопровождения типа "Моран-Парасоль", он же Morane-Saulnier L, а также "моран четвертый" или сокращенно "Морчет", - которые кроме защитной функции тоже несли бомбы: 78 штук на всех, 6 на каждого, вес не указан. У К.Финне в числе легких аппаратов указаны также "Вуазены", при том же общем числе).
Эта армада якобы "прорвалась в районе Крево сквозь заградительный огонь с земли и, оттеснив неприятельскую авиацию, проникла в район Боруны-Антоново."
На самом деле, к вылету готовилось аж целых 4 самолета ИМ (снова сравниваем с итальянцами), но один не взлетел по неисправности, - трижды (!!!) при запуске загорались моторы. Еще один повернул на аэродром, даже не долетев до вражеских позиций, но потом вернулся к месту цели - и был сбит, не успев сбросить бомбы. И один отвернул от фронта, не выдержав заградительного огня.
А упала, Б пропала - кто остался на трубе? Правильно: по цели отбомбился 1(ОДИН) командирский "Киевский", сбросив свои 15 пудовых бомб, - т.е. чуть больше половины штатной нагрузки. Ну и "Мораны" тоже, хотя К.Финне утверждает, что организованный вылет не получился совсем. Все самолеты летели по отдельности, истребители крутились над линией фронта, легкие аппараты прорваться в тыл противника не смогли, а что было с "муромцами", тут уже написано.
По кр. мере одну сказочную версию об этом можно прочитать тут (это для тех, кому нравится "про РусскийЪ героизЬмЪ" и суровые мужские слезы, а также альтернативная история с альтернативной физикой в придачу):
http://www.libma.ru/istorija/nasha_krov_u_smorgoni/p8.phpВ другой, не менее сказочной, версии не говорится про потерю и геррроизЬмЪ, зато написано про 100 пудов сброшенных бомб - что в описанной ситуации технически нереально. Вероятно, автор-фантаст посчитал бомбы на "Моранах" как пудовые, наравне с ИМ - что явная чушь: легкий самолет образца 1913г. с мотором 80 л.с. не мог бы потянуть 96 кг дополнительной нагрузки. Обычно самолеты такого класса применяли бомбы весом по 5 фунтов (~2 кг). Если бы легкие, быстрые, дешевые и массовые "Мораны"
http://www.airwar.ru/enc/fww1/msl.html вправду могли нести по 6 пудовых бомб - нафига тогда царской армии тяжелые, дорогие и хлопотные штучные "Муромцы" с такой же примерно загрузкой?
Что же удостоилось такого внимания: "штаб герм.89-й пех.див., а также артсклады и аэродром, в районе нас.пункта Боруны". Это уже в поздних и фантастических версиях. Современник событий К.Финне о складах и аэродроме не пишет вообще, ни в части планов, ни в части результатов - видимо, их у нас приврали уже гораздо позже, оправдывая провальный и напрасный вылет.
В поздних пересказах пересказов о результатах написано в разных местах разное.
То "все цели были уничтожены" (одним пакетом бомб, ага), то "многочисленные пожары освещали путь героев домой" (без конкретики), местами со ссылкой на якобы перехваченную немецкую радиограмму упоминаются 3(ТРИ) вражеских истребителя, подстреленные с погибающего и горящего "Муромца"... но в воспоминаниях германского летчика, участника того боя, ничего подобного не упомянуто, - а выжившие русские участники боя не могли физически этого видеть.
В общем, написано много чего-то разного и мутного, и за этой мутью угадывается стандартное для РИ в ПМВ (и РЯВ) раздувание слона из мухи, уж какая нашлась, за неимением лучшего, при весьма хреновой и позорной реальной картине.
Но даже в самом лучшем случае, штаб дивизии - цель далекая от стратегического значения; достигнуты были отдельные пожары в местечке, где располагался штаб, но о судьбе самого штаба и его офицеров объективной и точной информации не было; о своих якобы-огромных потерях на аэродроме и в воздухе германцы остались не в курсе; а про якобы-атакованные склады вообще не известно ничего конкретного и достоверного.
И ещё, про дальность вылета: вот на современной карте место упомянутых событий, старт и цель. Маршрут, понятно, яндекс-карта выдала для автотранспорта: 140 км без учета пробок. ;-) По прямой - около 130 км. Заметно ближе, чем от Авионе до Триеста, не говоря уже про Любляны. Крево - это на маршруте за 14 км до Борунов.
А теперь итоги по 1917 год. "За весь 1917 год Эскадра совершила около 70 боевых полетов, сбросив на противника до 650 пудов бомб (ред. почти 150 кг на полет, в сумме 10,4 т, как 1 (один!) массированный налет на Триест итальянских дирижаблей или "Капрони"). За всю германскую кампанию из 51 боевого корабля, поступивших на фронт, воевало около 40 машин. Они совершили до 300 вылетов, сбросив около 3000 пудов бомб." (если честно просуммировать официально заявленные вылеты и бомбы по годам, 48,8 т на 326 самолето-вылетов, опять те же почти 150 кг на самолето-вылет)
И снова сравниваем с итальянцами. Получается за ВСЁ время ПМВ меньше, чем один день (!) работы "Капрони" по Изонцо, или несколько их налетов на Триест, или дюжина рядовых мелких налетов Са.3 по паре эскадрилий - менее чем рутинный месячный результат "отсталых" итальянцев.
Смешно? Зато у ЭВК - Русский ГероизЬмЪ(ТМ)! ;-)