При нынешней доступности информации, сложно оспорить слишком печальный для хрустобулочников факт: царская Россия была в глубочайшей технологической зависимости от развитых стран.
Практически все сколько-нибудь достойные образцы "РусскойЪ" царской техники 20 века во всех передовых отраслях имели либо чисто иностранное происхождение, либо были копиями иностранных образцов, либо имели критично важные иностранные компоненты и элементы конструкции.
Однако, хитрым вывертом мозга патридиотЪы пытаются объявить РусскойЪ заслугой даже царские заказы на изготовление такой техники за рубежом!
Пример. Объявляется РусскимЪ достижением, и даже первым-в-мире(ТМЪ) бронеавтомобиль "Шаррон", сделанный во Франции, как ни странно, французами; причем позже английского аналога, зато по якобы-русскому заказу, который сделала даже не Россия, а частное лицо российского подданства Накашидзе - один из значимых акционеров этой фирмы. Совсем не конструктор. И не совсем русский, как нетрудно заметить. ;-)
Накашидзе долго пытался эту продукцию официальной России впарить официально, но умер, не успев это сделать; броневик добрался до России лишь через несколько лет после его изготовления, когда уже во многих развитых странах были аналоги, и тогда показал на испытаниях неудовлетворительные качества. См.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/32664.htmlПримерно так же ставятся в заслугу заказчику-России, а не их изготовителям в развитых странах, гаубицы Круппа и Шнейдера, 107-мм тяжелая полевая пушка Шнейдера (
https://alan-a-skaz.livejournal.com/128955.html), миноносец "Батум" (см.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/32838.html), ледокол "Ермак" и прочие "РусскиеЪ" царские ледоколы (
https://alan-a-skaz.livejournal.com/259071.html https://alan-a-skaz.livejournal.com/259752.html https://alan-a-skaz.livejournal.com/260026.html), броненосный крейсер "Рюрик-2", крейсер "Новик" (
https://alan-a-skaz.livejournal.com/29596.html), броненосец "Ретвизан", виккерсовские орудия для недоделанных "Измаилов", и что еще только не.
Хотя русская заслуга для них обычно вся сводилась к составлению техзадания, объявлении конкурса и т.п. - и оплате зарубежной продукции.
Может, и в изготовлении современных автомобилей заслуга принадлежит не собственным конструкторам "Порше" или "Мерседеса", а заказчикам, выбирающим цвет кузова, материал обивки салона и форму накладных дисков на колесах?