*Продолжение к "РодинаСлоновЪ и крейсерская война":
1. Эпоха парусов и дерева.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/181386.html2. Новая эпоха - железа и пара.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/182012.html 3. Эпоха железа и пара - Франция.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/182168.html 4. Эпоха железа и пара - Англия.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/182504.html*см. список постов в этой серии
https://alan-a-skaz.livejournal.com/279133.html11. Последними, кто в истории человечества реально применял масштабную крейсерскую войну, стали якобы вдохновленные русским примером немцы, и в ПМВ и в ВМВ.
И с масштабом они развернулись вовсю. Хотя и они не добились ожидаемых решительных результатов, как и все их предшественники, но...
12. Начну с наиболее впечатляющего, особенно по отношению к собственному водоизмещению, рейдера среди надводных боевых кораблей 20 века. Это, конечно, знаменитый бронепалубный крейсер "Эмден", которым командовал корветтен-капитан Карл фон Мюллер, точнее Карл Фридрих Макс фон Мюллер.
Его рейдерство было полнейшим экспромтом, в регионе, где совсем не было своих баз и дружественных территорий, - тем не менее за 3 месяца были достигнуты впечатляющие результаты.
Чуть более 100 тыс.т. водоизмещение задержанных и потопленных грузовых судов, - это НЕ считая досмотренные и отпущенные (которые иногда тоже записывают в пользу ВОК) и НЕ считая боевые корабли: "Жемчуг", равный "Эмдену" по классу и превосходящий по артиллерии, которую не смог пустить в ход, и миноносец "Мушкет" (именуемый много где также эсминцем, на 1902 г. ввода в строй его 310 т водоизмещения могли оправдать такое титулование).
ВОК ни единого боевого корабля противника не потопил за всю свою историю, только сам практически безответно был бит и потерял "Рюрика" в единственном за всю свою историю настоящем бою. Еще 2 миноносца потерял вовсе без боя - на минах и по навигационной ошибке. Вспомогательное судно "Лена" было интернировано при обстоятельствах, похожих на дезертирство.
Стандартное водоизмещение "Эмдена" 3340 т, полное чуть более 4 тыс.т., и его результат его собственное водоизмещение превосходит в 25-30 раз, более чем на порядок. Немногие рейдеры в 20 веке хотя бы свое собственное водоизмещение успели отбить. ВОК - успел отбить от силы половину, а если не "забывать" учесть вспомогательные корабли отряда, то и менее того.
По числу не так впечатляюще, вроде бы. Но уж точно лучше всего ВОК. Википедия пишет "С 1 августа по 9 ноября 1914 года захватил 23 торговых судна", но в той же самой вики-статье приводится таблица с конкретными достижениями "Эмдена", по которой я обнаруживаю захваченных или потопленных судов 25 (не считая нескольких отпущенных после досмотра!), в т.ч. 4 впоследствии отпущено с пленными. Хотя эти суда шли под британским флагом, а значит - "Эмден" имел безусловное право их потопить независимо от характера груза.
Публикации о нем массово отмечают исключительную рыцарственность "Эмдена" и его командира Мюллера. НИ ОДИН человек с мирных судов не пострадал физически (финансовый и моральный ущерб не в счет) от его деятельности. Военные понесли серьезные потери - ну на то они и военные, но понесли их в бою, а не после боя. Даже "Сиднею", имевшему подавляющее превосходство сил, "Эмден" смог нанести хоть небольшие, но реальные повреждения и потери.
"Варяг" за час как-бы-боя ни одного эффективного попадания не добился, весь ВОК при разгроме в Корейском проливе добился у противников 1(одного) значимого повреждения, исправленного за 5 дней, включая день боя, и потерь на порядок (считая пленных - более чем на порядок!) меньше собственных.
ВОК иногда совершал по сути военные преступления, сбегая с места потопления своих жертв без положенного международными законами полного подбирания с воды тонущих. Это оправдывалось нежеланием рисковать встречей с противником.
"Эмден" не был в таких преступлениях замечен ни разу, хотя рисковал при этом не меньше. Даже в Пенанге, на вражеской базе, немцы подобрали всех спасшихся после взрыва "Мушкета" французов, ради этого рискуя своей безопасностью и упустив верную добычу - английский пароход "Глентуррет", на который уже была высажена призовая команда, но снята в связи с появлением "Мушкета". Более того: позже был с этими французскими пленными отпущен английский пароход "Ньюборн".
Так рыцарство Мюллера, командира "Эмдена", стоило ему в этом эпизоде сразу двух пароходов из возможного послужного списка.
Еще один германский легкий крейсер, занимавшийся рейдерством, "Карлсруэ", добился успехов примерно на 2/3 от "Эмдена":
захватил или потопил 17 нормальных пароходов, не таких недомерков, как основной список "побед" ВОК. С боевыми кораблями англичан сталкивался два раза, побед не одержал, но и поражения не потерпел: оба раза ушел от погони.
Рейдеру "Кенигсберг", тоже одного с "Эмденом" класса, повезло гораздо меньше: при его проблемах с углем и с машинами он смог потопить лишь одно судно. Но уже одно это дало, по отношению к его собственному водоизмещению, результат лучше, чем весь итог у ВОК!
А вскоре после того "Кенигсберг" довел счет трофеев по отношению к собственному водоизмещению до не менее чем полуторного, когда потопил в открытом бою боевой корабль - равный по классу и ненамного более слабый бронепалубный крейсер "Пегас" ("Пегасус", Pegasus).
Так что ВОК, умевший топить только безоружные суда и свои же корабли, и тут в пролете.
13. Однако рекорд числа трофеев в ПМВ (и за всю историю человечества заодно!) принадлежит не "классическому" рейдеру, а подводнику.
Лотар фон Арно де ла Перьер, приняв в командование в 1915г. подлодку U-35 типа U-31, совершил на ней 14 боевых походов, потопив 189 судов водоизмещением 446708 брт.
В мае 1918 года он получает новейшую крейсерскую лодку U-139, на которой топит ещё пять судов суммарным водоизмещением 7 008 брт.
Общий его итог приводится таким (несостыковки по арифметике вижу, но уточнять не стал, благо они невелики): потоплено 193 судна суммарным водоизмещением 457 179 брт,
потоплено 2 военных корабля суммарным водоизмещением 2 500 т,
повреждено 7 судов суммарным водоизмещением 31 810 брт.
Это мировой рекорд, к которому с тех пор и поныне не удалось даже приблизиться.
При этом, фон Арно, как и Карл фон Мюллер, вел себя исключительно рыцарским образом, скрупулезно соблюдая все положения международных законов и призовых правил. За это он не был включён Великобританией в список военных преступников, в отличие от многих менее результативных коллег.
14. Крейсерская война шла и в обратном направлении: Антанта старалась лишить Германию снабжения морскими путями. В ПМВ этому обе стороны уделяли меньше внимания, в ВМВ действиям по установлению блокады и по прорыву блокады уделялось больше сил и внимания.
15. Во время ВМВ Германия снова активно занималась крейсерской войной во всех направлениях: надводные рейдеры, подводные лодки и вспомогательные крейсера, а также прорывы блокады. Хотя технические возможности для этого за межвоенный период сильно возросли, но и противодействие им стало более эффективным.
15.1. Рекордом подводников в ВМВ стали результаты Отто Кречмера - менее половины от результата фон Арно.
40 судов потоплено, 208 954 брт.
3 вспомогательных военных судна потоплены, 46 440 брт.
1 военный корабль потоплен, 1 375 тонн.
1 судно захвачено, 2 136 брт.
5 судов повреждено, 37 965 брт.
2 судна невосстановимо повреждены, 15 513 брт.
15.2. Большинству надводных рейдеров ВМВ не удалось даже закрыть добычей собственное водоизмещение, исключением стал только "Адмирал Шеер", один из "карманных линкоров".
При собственном водоизмещении 11,6/15,2 тыс.т., он захватил или потопил 18 судов на 114,6 тыс.т., по абсолютным цифрам тоннажа немного превысив рекорд "Эмдена", но отстал от него по числу побед, и также в относительном результате, "всего лишь" на порядок превысив собственное водоизмещение.
В числе его жертв и противников не было полноценных боевых кораблей. Другие рейдеры Кригсмарине были более ориентированы на боевые столкновения с противниками своего или сравнимого класса, отсюда их скромные результаты по тоннажу призов.
15.3. Только рейдерство вспомогательных крейсеров добилось по сравнению с ПМВ значительного прогресса. Слово гросс-адмиралу Эриху Редеру:
http://militera.lib.ru/memo/german/raeder_e/19.html"...было завершено строительство первого из наших специально сконструированных вспомогательных крейсеров. Перестроенные из торговых судов, со всеми улучшениями, какие мы могли разработать на основе обретенного нами военного опыта, они стали первыми кораблями, которые мы смогли ввести в строй в рамках долгосрочных проектов военно-морского штаба. ...
с 1940-го по 1942 год такие вспомогательные крейсера потопили суда общим тоннажем более миллиона тонн. Кроме этого, вспомогательные крейсера подорвали коммерческое мореходство противника до такой степени, что для защиты морской торговли он был вынужден отозвать с фронтов все свои неисчислимые военно-морские соединения и другие средства."
15.4. Тот же источник про прорывы блокады в ВМВ:
"Обретение баз на Атлантическом побережье Западной Франции, кроме военных, давало и другие преимущества: эти базы представляли собой великолепные порты для отправки и приема торговых судов, переоборудованных для прорыва блокады."
"Несмотря на имевшие место потери, значительное число находчивых германских и итальянских торговых судов успешно прорвали британский кордон и достигли французского побережья, доставив в Германию свой бесценный груз. В 1941 году сквозь эти преграды прорвались четыре германских судна, а на следующий год их смогли преодолеть уже восемь германских и четыре итальянских грузовых судна."
16. "При всём при том при этом", крейсерская война была Германией, и кайзеровской и нацистской, оба раза проиграна "менее блестящим" противникам, как и война в целом.
Немцы пробежали по тем же граблям, что и все их предшественники. Восславим же снова мудрость А.Т.Мэхэна, процитированную уже выше в
https://alan-a-skaz.livejournal.com/182168.html, но другой цитатой из того же труда:
"Не захваты отдельных кораблей и караванов, хотя бы и в большом числе, подрывают финансовую силу страны, а то подавляющее превосходство неприятеля на море, которое изгоняет с его вод ее флаг или допускает появление последнего лишь в роли беглеца и которое, делая неприятеля хозяином моря, позволяет ему запереть водные торговые пути, ведущие к берегам и от берегов враждебной ему страны. Такое превосходство может быть достижимо только при посредстве больших флотов…"
«Влияние морской мощи на историю 1660-1783» (1890 году).
Оно же Mahan A. T. The Influence of Sea Power Upon History, 1660-1783. - Little, Brown & Co. Boston, 1890. Repr. of 5th ed., Dover Publications, N. Y., 1987.
читать онлайн в русском переводе
http://militera.lib.ru/science/mahan1/index.html 17. *оглянувшись на заголовок* Ой, а где же тут Россия? При чем тут она?
"В том-то и соль, что соли нет"(С). В том и фокус, что тут Россия совсем ни при чем, вопреки мега-авторитетным мнениям хрустобулочников.
Снова даем слово гросс-адмиралу Э. Редеру, который безусловно величайший в Германии и один из величайших в мире специалистов по вопросам крейсерской войны, и как теоретик, и как практик.
Его основные теоретические труды, вышедшие в свет в 1922-1923 годах: "Die Kreuzerkrieg in den Auslaendischen Gewaessern" ("Крейсерская война в зарубежных водах"), "Kreuzergeschwader" ("Крейсерская эскадра"), "Die Taetigkeit der Kleinen Kreuzer "Emden" und "Karlsruhe" ("Деятельность легких крейсеров "Эмден" и "Карлсруэ") и "Der Krieg zur See" ("Война на море").
Но здесь сошлюсь на другой его труд - автобиографию.
Редер Э. Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935-1943 гг. / Пер. В. Д. Кайдалова. - М.: Центрполиграф, 2004. - 489 с. - (За линией фронта. Мемуары). Тираж 7 000 экз. ISBN 5-9524-1014-6. ≡ Raeder, E. Mein Leben. - Tübingen: Verlag Fritz Schlichtenmayer, 1956. - 317+347 S.
Книга на сайте:
http://militera.lib.ru/memo/german/raeder_e/index.htmlКнига одним файлом:
http://militera.lib.ru/memo/0/one/german/raeder_e.rar Вот что он пишет там связанного с Россией и РЯВ: (много_букв)
"Каждый год с 1 июля до 30 сентября мы отправлялись за границу, чтобы совершенствоваться в избранном нами языке. Я выбрал поездку в Россию.
Россия с февраля 1904 года находилась в состоянии войны с Японией. Русская пресса, равно как и жизнь в двух столичных городах, Москве и Санкт-Петербурге, представлялись весьма интересными. Благодаря капитану 1-го ранга Хинтце, моему старому товарищу по Востоку, который в эту пору был нашим военно-морским атташе, я был принят в лучших русских семьях, что дало мне несравненную возможность достичь хорошего уровня в освоении языка.
Помимо изучения статей о войне в русской прессе, я был поражен зрелищем проводов на маньчжурский фронт русских полков. Убывающие туда офицеры зачастую устраивали прощальные вечеринки в кафе или в других общественных местах увеселений, что вряд ли соответствовало серьезности ситуации.
В период моего пребывания в России у императорской четы родился долгожданный наследник трона, что вызвало подлинный восторг народа, хотя зрелище вывешенных по этому случаю с домов праздничных флагов заставляло подозревать вмешательство полиции."
"В конце первого года обучения я подготовил работу по курсу международного права на тему «Нападение без объявления войны». К изумлению моих соучеников и преподавателей, а больше всего - к моему собственному, буквально через несколько дней после завершения этой работы разразилась Русско-японская война, начавшаяся неожиданным нападением японских торпедных катеров [*] на русскую эскадру в Порт-Артуре."
[*Тут очевидный огрех переводчика. Немецкое Torpedoboot переводится как миноносец, а не "торпедный катер", который по немецки Schnellboot.]
"За время своей службы в отделе связей военно-морского флота с общественностью я сделал перевод половины русской эпопеи о войне на море «Расплата». Вторую половину книги перевел лейтенант Герке. Изучение этой весьма актуальной работы русского морского офицера капитана Владимира Семенова было частью общей подготовки каждого морского офицера накануне Первой мировой войны. Именно этот труд, «Расплата», снабдил Франка Тисса основными подробностями для его большой работы «Цусима»."
Это ВСЁ, что есть у Редера в его автобиографии про Россию и РЯВ.
Какой там опыт морских сражений? Какие там примеры для подражания в крейсерской войне? Разве что примеры, НЕ относящиеся к крейсерской войне, и те о том, как НЕ надо. ;-)
*см. список постов в этой серии
https://alan-a-skaz.livejournal.com/279133.html