Снова про отсталых немцев и передовую царскую РКМП.

Aug 02, 2022 22:35

Вернувшись к наброскам на ту же тему в https://alan-a-skaz.livejournal.com/204668.html - уже подробнее.
Типичный хрустобулочный патридиотЪ обычно чужие успехи не замечает или принижает, в духе: "Немецкие тяжелые бомбардировщики типа "R" с августа 1916 совершили 45 вылетов и сбросили 25290 кг бомб,тогда как российские "Ильи Муромцы" с февраля 1915 совершили 300 вылетов и сбросили 48900 кг бомб."
Ага. Допустим (пока допустим), будто приведенные цифири верны. Из них следует, что германский вылет нёс в среднем 562 кг бомб, а РусскийЪ 149,7 кг (не 163, которые 48900/300, потому что число самолето-вылетов ИМ в ПМВ было 326, по РусскимЪ РапортамЪ, - но можно и так и эдак посчитать для полноты картины), разница в примерно три с половиной раза (точнее, 562/163=3,45; 562/149,7=3,75).
Про причины столь низкой реальной бомбовой нагрузки "ИМ" см. например https://alan-a-skaz.livejournal.com/204812.html
Ничего не настораживает? ;-)
И ничего так, что время РусскихЪ вылетов "ИМ" нашими патридиотЪами отсчитывается с начала войны, когда на бумаге "муромцы" были уже в строю, и существовала на бумаге ЭВК - ПерваяЪвЪмире(ТМЪ), а как же, эскадра воздушных кораблей, в которой до конца февраля 1915г. боеспособных самолетов было НОЛЬ, до конца лета того же года боеспособный самолет был 1( в скобках, прописью: ОДИН).
(* на короткое время их было аж целых ДВА, поскольку в июне наконец-то ввели в строй второй "муромец", но вскоре после того угробили первый).
Т.е. даже эскадрильей это бумажное формирование бумажных самолетиков было назвать даже формально нельзя. Но ведь же ПервоеЪвЪмире(ТМЪ) ж, главное - прокукарекать первым, а рассвет потом вовсе не обязателен.
И плевать, что к тому времени у союзников и противников на Западном фронте уже действовали группы эскадрилий, численно и по реальной результативности во много раз превосходящие бумажную численность и успешность ЭВК.
До конца ПМВ было у ЭВК ненамного лучше. Реально до конца февраля 1915г., первого своего как-бы-боевого вылета, "муромцы" бомбардировщиками фактически не были. И потом их результативность оставалась невысока, см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/126905.html.
А теперь - отметим более важное враньё из приведенной выше цитаты.
Оно - в том, что у германцев рассматриваются только тяжелые (по немецкой ! официальной классификации, по ср. с "муромцами" даже СВЕРХ тяжелые) бомбардировщики. Которых в самом деле было немного, и использовались они с достаточно низкой интенсивностью (однако и при этом они на единицу времени имели результативность гораздо выше, чем вся ЭВК за то же время! Расчеты см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/204668.html).
Однако, основную массу бомб в ПМВ на Западном фронте с обеих сторон несли средние и легкие бомбардировщики. Которые, кстати, по реальной бомбовой нагрузке обычно и то превосходили хваленых "муромцев", а по численности и интенсивности применения - превосходили многократно.
С германской стороны в начале ПМВ основным бомбардировочным средством были дирижабли (см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/137808.html)
"Их итоговые результаты были таковы: Боевые вылеты - 999 (втрое от самолето-вылетов ЭВК), из них разведка 614, боевые столкновения на море 65, бомбометание на русском фронте 103, на французском фронте 126, налеты на Англию 60, налеты на балканском ТВД -31. "
Т..е боевых вылетов с бомбометанием у германских дирижаблей было тоже больше, чем у всей ЭВК за все время войны, и результаты соответствующие.
"Количество сброшенных взрывчатых веществ (не исключено, что автор имел в виду вес бомбовой нагрузки, но так уж написано): 164,2т (~3,5 раз от итогового результата "Муромцев"), из них в России 60,3т (на четверть больше ВСЕХ "муромцев" и в почти 500 раз больше всех "русских" дирижаблей!), в Бельгии и Франции 44,7т (чуть меньше "муромцев"), в Англии 36,7т ("всего лишь" 3/4 итогового результата "муромцев" во ВСЕХ их вылетах, и "всего лишь" в 100+ раз больше "русскихЪ" дирижаблей, - а теперь учтите дальность этих полетов, и приплюсуйте к ним остальные участки их активности, хорошо?)."
Еще отметим оттуда же:
"Обратим внимание на результативность "цеппелинов" на Восточном фронте, - и снова улыбнемся сказкам про якобы грозную царскую авиацию, отбившую у немцев всякое желание выставлять дирижабли против русских. В реальности, во время ПМВ германцы как раз переносили активность своих воздухоплавательных сил с Запада на Восток - поскольку противовоздушные средства на Западе (как авиация, так и зенитные орудия) развивались заметно быстрее и успешнее, чем в РИ."
Для "запоздалого" перехода к строительству тяжелых бомберов у германцев были веские причины: они изначально делали ставку на "Цеппелины".
И не зря: еще до перехода германцев к созданию тяжелой бомбардировочной авиации они успели, как видим, сбросить бомб с дирижаблей в разы больше, чем потом смогла доставить вся РусскаяЪ авиация с дирижаблями вместе (РусскиеЪ дирижабли тоже сильно отставали от всех промышленно развитых стран, включая Италию). А фронтовая бомбардировочная авиация у немцев с самого начала была несравненно успешнее царской.
Но поглядим, что германцы успели сделать ПОСЛЕ этого "запоздалого" изменения ориентиров (еще до него успев далеко опередить по результатам бомбометания "передовую" РКМП за всю ее историю).
Все германские бомбардировщики имели авиамоторы собственной конструкции и своего производства. РИ даже копировать иностранные авиамоторы в достаточном количестве не умела, лишь 1/4 по числу (1,5 тыс. за всю ПМВ и предшествовавшее время) нужных ей моторов, в основном самых устаревших и маломощных, производя на своей территории, в основном в филиалах французских фирм, - а свои приличные создать вовсе не смогла.
Основными бомберами, нагонявшими страх на англичан и французов, у германцев были не гиганты класса R, а "скромные" двухмоторные средние бомберы класса G, из которых наиболее известны самолеты марки Гота. Но в том же классе, с похожими названиями, в немалых (немалых для развитых стран, а для РИ так просто огромных) количествах, были еще их аналоги, сделанные другими фирмами.
Gotha G.I, первый полет 1915 (http://www.airwar.ru/enc/bww1/gothag1.html), были выпущены в небольшом количестве: "всего" 17 экз. в 1915-1916 гг., после чего были сняты с производства, а затем и с вооружения. Однако они уже имели отечественные моторы по 170 л.с., подобных которым РИ не умела даже копировать за всю свою историю; и номинальную бомбовую нагрузку 300 кг. Ненамного уступая штатным возможностям "муромцев", и вдвое превосходя их среднюю реальную бомбовую нагрузку.
По летным качествам уже первые "Готы" сильно превосходили "муромцев" - максимальная скорость 130 км/ч, крейсерская скорость 114 км/ч, практическая дальность 540 км, скороподъемность 86 м/мин, практический потолок, 3 км.
Gotha G.2, первый полет 1916 (http://www.airwar.ru/enc/bww1/gothag2.html), запуск в серию с начала осени 1916г., имел уже гораздо лучшие летные данные, несравнимые даже с т.н. "серией" Е из 3 самолетов ИМ, на которые хватило дюжины французских "рено" по 220 л.с. (все остальные "муромцы" по летным качествам несравнимо отставали уже от самой первой модели "Готы").
Гота-2 имели пару моторов "Мерседес" (сходных с теми "рено", но более ранних) по 220 л.с., и заметно лучшие ЛТХ. Скоростные и высотные качества "Гот" долго давали им неплохую защиту от истребителей и зениток противника, в отличие от "муромцев", вынужденных основную часть своей грузоподъемности тратить на оборонительное вооружение.
Максимальная скорость 148 км/ч, крейсерская скорость 128 км/ч, скороподъемность 107 м/мин, практический потолок 6,5 км.
Дневные налеты на Англию стали сильно осложняться осенью 1916 г. с появлением на вооружении авиации ПВО англичан истребителей Бристоль Ф-2Б и Сопвич "Кемел", и тогда германцы стали применять ночные налеты, требовавшие особого умения летчиков.
Модель "Гота-2", как и большинство последующих, несла бомбовую нагрузку 300-600 кг, которая превосходила реальную среднюю бомбовую нагрузку "муромцев" от 2 до 4 раз, а штатную - до полутора раз. И по дальности действия сильно превосходила их. Это по прежнему считался средний или "тактический" бомбер, ага.
Следующие "Гота-3" и "Гота-4" (http://www.airwar.ru/enc/bww1/gothag4.html) с двигателями 2*260 л.с. имели близкие к предыдущим скоростные и высотные качества, а также бомбовую нагрузку, зато резко улучшили скороподъемность, став еще и по этому параметру недосягаемыми для всех реально созданных в РИ т.н. истребителей. По скорости они тоже были недосягаемы для С-16, даже безоружных и с 1 пилотом (с полной нагрузкой С-16 отставали даже от Гота-1)
Максимальная скорость 140 км/ч, крейсерская скорость 124 км/ч, практическая дальность 522 км, скороподъемность 143 м/мин, практический потолок 6,5 км.

Главное преимущество новых моделей - они получили второй пулемет (и эффективный контроль воздушного пространства снизу) при прежнем составе экипажа в 3 человека.
Германские ВВС сделали осенью заказ на 35 самолетов Гота-4, который был фирмой Гота оперативно выполнен (в отличие от обычной судьбы подобных заказов в РИ). Около 30 таких же самолетов было по лицензии произведено в Австро-Венгрии, а также подобные заказы были размещены на других германских фирмах подходящего профиля. Применение этой модели бомберов стало самым массовым, они по праву могли для периода ПМВ называться стратегическими.
Более подробные описания след. моделей см. по ссылкам, тут ограничусь самыми краткими сведениями.
"Гота" G.5 http://www.airwar.ru/enc/bww1/gothag5.html - Практическая дальность увеличена до 840 км, штатная бомбовая нагрузка 500 кг - как у лучшего "Муромца" т.н. серии Е, но "Готы" обычно несли нагрузку, близкую к своей штатной, "муромцы" в разы меньше. И численность их была многократно выше, чем аж целых 3 экземпляра этой т.н. серии.
"Гота" G.6 http://www.airwar.ru/enc/bww1/gothag6.html выделялся своей ассимметричностью: один мотор был размещен в фюзеляже, смещенном влево, другой в гондоле с правого борта. Их численность была единичной, и причина такой необычной конструкции мне непонятна. Тем не менее самолет имел летные данные примерно как у остальных его собратьев, и бомбовую нагрузку 500 кг.
Gotha GL.VII (G.VII) http://www.airwar.ru/enc/bww1/gothagl7.html , тоже выпущенный в единичных количествах, имел выдающиеся летные данные: макс. скорость 180 км/ч, крейсерская 156 км/ч, практическая дальность 625 км, скороподъемность 138 м/мин, практический потолок 6 км - что делало его почти неуязвимым для истребителей и зенитной артиллерии, зато бомбовая нагрузка упала до "всего" 285 кг (это "всего" почти вдвое от реальной бомбовой нагрузки "муромцев").
G.8 http://www.airwar.ru/enc/bww1/gothag8.html имел летные данные. как G.7, а бомбовую нагрузку как G.6. Он остался малочисленным, зато на его и G.7 основе, с близкими к G.8 ТТХ, был выпущен G.9 http://www.airwar.ru/enc/bww1/gothag9.html в количестве "всего" 90 экземпляров из заказа на 170. После ПМВ часть из них осталась на службе в ВВС Бельгии. Последним из "Готов" был единственный экземпляр G.10 с моторами уменьшенной мощности, применявшийся для разведки, наблюдения и фотографирования.
Масштабы применения "Готов" впечатляли даже англичан и французов, а в РИ даже сравнить нечего: там были единичные за месяц вылеты "муромцев" с бомбовой загрузкой в разы меньше штатной, и не сильно более частые вылеты импровизированных т.н. "легких бомбардировщиков", на самом деле - разведчиков с символической бомбовой загрузкой по несколько бомб от 2-фунтовых до 5-фунтовых (2 кг), выбрасываемых на авось через борт из кабины летнаба, без прицела и прочих приспособлений для целенаправленного бомбометания, как у настоящих легких бомбардировщиков производства развитых стран.
"25 мая 1917 года 23 бомбардировщика Гота G. IV, взлетев с авиабазы на бельгийском побережье, совершили первый из восьми дневных налетов на Англию. А 13 июня, в полдень, впервые в истории на Лондон сбросили бомбы 22 бомбардировщика G. IV: пострадало 594 мирных жителя, из них 162 были убиты. В августе 1917 года "готы" из БГ-3 бомбили также города Саутенд, Марксгейт, Рамсгейт, Дувр."
"с октября 1917 года авиаэскадра БГ-3, а также вновь организованные эскадры БГ-2 и БГ-4 начали ночные налеты на Лондон, Париж и другие английские и французские города. Налеты были весьма интенсивны: только одна эскадра БГ-3 до конца июня 1918 года совершила 22 ночных рейда на Лондон, в ходе которых "готы" сбросили 85 тонн бомб". Т.е. за всего полгода "Готы" сбросили почти вдвое больше бомб, чем все "муромцы" за 3 года своего как-бы-нахождения в строю.
Кроме "Готов", аналогичные бомбардировщики делала германская фирма AEG с похожими обозначениями от G1 до G5. Первая их модель этого ряда, выпущенная в 1915 г. в очень малом (по меркам развитых стран) количестве, имела пару моторов по "всего" 100 л.с. (копирование аналогичных французских в РИ едва-едва, с грехом пополам, освоили к 1917 году) и бомбовую нагрузку "всего" 100 кг, а также не очень впечатляющие летные данные ("всего лишь" несравнимо лучше, чем у царских аналогов). Но следующие модели отвечали тем же спецификациям класса G, что и "Готы". Скорости и мощности моторов большинства моделей близки, но AEG G.4 достигал 165 км/ч макс. скорости и 145 км/ч крейсерской.
(царским т.н. истребителям РусскойЪ конструкции, с их 125-130 км/ч в боеспособном состоянии, тут только слюной истекать от бессильной зависти. Даже приличные истребители из развитых стран, скопированные в РИ с ухудшением, обычно теряли около 10% скорости от оригинала, и редко дотягивали до таких скоростей).
Более подробные описания см.
AEG 1 (К.1) http://www.airwar.ru/enc/bww1/aegk1.html
AEG 2,3 http://www.airwar.ru/enc/bww1/aegg2.html
AEG 4 http://www.airwar.ru/enc/bww1/aegg4.html
У AEG обычно ниже потолок, чем у "Готов" того же поколения (4км против 6,5км), зато гораздо больше скороподъемность (до 200м/мин против 143).
AEG.5 по скорости и высотности примерно сравнялся с "Готами" того же поколения, его скороподъемность "всего" 167 м/мин, и это в любом случае заоблачно недосягаемые величины для "муромцев". Зато бомбовая нагрузка AEG G.5 составила 600 кг.
Хотя первый полет зафиксирован в 1916 г., есть утверждения, будто в реальныз боевых действиях самолет участия почти не принимал, и был выпущен в небольшом количестве. AEG 5 http://www.airwar.ru/enc/bww1/aegg5.html
У более ранних G.2 - G.4 300-400 кг, т..е и по штатной бомбовой нагрузке они догнали "муромцев", а по реальной - далеко перегнали. За время ПМВ фирма AEG выпустила 542 (!) самолета типа G, большинство которых относилось к моделям G.3 - G.4.
Это на порядок с лишним больше, чем было сдано в армию "муромцев" в РИ (51 экз.), и в 13,5 - 16,4 раз больше, чем число реально воевавших (от 33 до 40 по разным оценкам). Число якобы-сделанных "муромцев", называемое в разных источниках от 74 до 85, сильно раздуто за счет послереволюционного строительства из дореволюционных заделов, и за счет перестановки моторов с одной недоделки на другую-третью и т.д., каждая из которых шла в зачет как-бы-сделанных, с присвоением им заводских номеров и прочим оформлением, - хотя в итоге сдавалась в армию из них всех ровно одна, последняя.
Тут хрустобулочникам полагается запрыгать с протестующими воплями, что в РИ в 1917 была революция и ВСЁ, что было после начала 1917 года, "нищитаица"(С)Детсад.
Однако в 1917 г. т.н. авиапромышленность РИ выпустила больше самолетов, чем в 1916 году. И лозунг "война до победного конца" оставался официальным лозунгом Временного правительства. И крупное наступление было затеяно Керенским на лето, хоть и оказалось предсказуемо провальным - однако хрустобулочники, забыв о логичности, восхваляют огромные ресурсы, собранные тогдашней, уже не совсем царской, Россией для этой заведомо провальной попытки.
Т.н. ЭВК тоже вовсе не была распущена по домам, и за 1917 год совершила аж целых 70 вылетов, т.е. почти 1/4 своих вылетов за время ПМВ, - что в целом соответствует ее обычной вялотекущей т.н. боевой активности. См. https://alan-a-skaz.livejournal.com/127054.html
Про настоящие легкие бомберы развитых стран, в т.ч. Германии; про германские воздушные гиганты класса R; про ВВС и авиационную промышленность АВИ - про это всё надо писать отдельные посты. Надеюсь, когда-нибудь в обозримом будущем я найду на это силы и время. Пока ограничусь стандартным заявлением, что
=*= продолжение следует =*=.

ИлМур, ликбез, без-ретуши, РКМП, авиация, родинаслонов., ПМВ

Previous post Next post
Up