В шереметьевской трагедии самое трагичное - это разбор ее причин.
Когда выяснилось, что на соплях, на грани приличия было всё-всё-всё.
И любой один из обнаруженных недочетов не стал бы причиной трагедии - его бы даже можно было не заметить, если БЫ нормальным оказалось ВСЁ остальное.
Но когда ВСЁ не слава богу, то окончательный переход любого обстоятельства от грани приличия в зону полного неприличия вызывает цепочку последствий, приводящих к трагедии.
Была бы нормальной конструкция самолета и адекватное ее изготовление - удар молнии не вывел бы из строя автоматику.
Ну ладно, автоматика отключилась - но, при нормальной подготовке пилотов к ручному режиму, посадка прошла бы спокойно.
Ну ладно, на подготовке пилотов решили экономить, - но, не будь баков с горючим над стойками шасси (а это опять конструкторская лажа), кроме тряски в салоне тоже беды бы не было.
Ну ладно, начался пожар - но, будь в аэропорту адекватные спасательные службы, можно было бы сразу загасить пламя. А в реальности - спасатели прибыли, когда спасать уже некого было.
А виноваты оказываются исключительно сами пассажиры, когда начали рефлекторно хвататься за багаж в аварийной обстановке.
Они, гады, виноваты, что распиаренный донельзя суперпуперновый лайнер от любого чиха горит, как китайская петарда!
А больше - никто не виноват. Ну разве что экипаж еще.
И понятно, что никто не хочет быть новым заложником таких же обстоятельств.
Поскольку после шереметьевской трагедии НИЧТО не было сделано, чтобы предотвратить ее повторение - был только лихорадочный поиск отмазок, отговорок и виновных стрелочников.
А значит, от ее повторения никого никто и ничто не защищает.
Хорошо написал, как обычно, Андрей Шигин. После другой трагедии, за год с лишним до шереметьевской.
https://www.stihi.ru/2018/04/19/9557 Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий UPD. Уже после катастрофы в Шереметьево начинает выплывать подлинный масштаб проблем с SSJ-100.
https://runaruna.ru/articles/27610-rossiyane-trebuyut-zapretit-poleti-sukhoi-superjet-100-sobrali-vse-skandali-i-katastrofi-s-samim-opasnim-samoletom-aeroflota/Постоянные поломки SSJ-100 и долгая поставка запчастей приводили к тому, что самолет слишком много времени проводит на земле, проигрывая конкурентам. Например, в 2017 году средний налет SSJ-100 составил 3,3 часа в сутки, а у Airbus 320/321 и Boeing 737 - порядка 10 часов.
SSJ-100 так и не вышел на самоокупаемость, и шансов на то, что он когда-нибудь окупит инвестиции, почти нет. Сейчас Superjet живет в основном за счет государственной поддержки.
...
На зарубежных рынках SSJ-100 приживается с трудом. Крупнейшим эксплуатантом считается мексиканский авиаперевозчик Interjet. Сейчас у авиакомпании контракт на 30 самолетов, 22 из которых ей уже поставлены. Но перевозчика не устраивает качество послепродажного обслуживания самолетов, и в Interjet рассматривают возможность отказа от российских лайнеров.
В конце 2018 года бельгийская компания Brussels Airlines заявила, что хочет отказаться от SSJ-100 из-за постоянных поломок. В начале 2019 года с аналогичным заявлением выступила ирландская CityJet.
Скандалы
Первый из них грянул в 2010-м. Тогда многие СМИ со ссылкой на прокуратуру сообщали, что свыше 20 работников завода в Комсомольске-на-Амуре, участвовавших в сборке SSJ-100, использовали поддельные дипломы о высшем образовании, чтобы получить повышение и прибавку к зарплате. Служба безопасности предприятия провела собственную проверку и действительно выявила еще 50 фальшивых документов о высшем образовании. Впрочем, руководство завода заявило, что «на всех ключевых позициях в технических службах работники с нормальными дипломами».
Как только SSJ-100 начали поставлять авиакомпаниям, у перевозчиков возникло к самолетам множество претензий. По данным «Известий», только в 2012 году на этот тип лайнера в «Аэрофлоте» пришлось порядка 40% всех инцидентов, связанных с отказом авиатехники.
UPD.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/123018.html и
https://alan-a-skaz.livejournal.com/365317.html