Материалы для русской иконографии. Собрал Д.А. Ровинский. V том

May 04, 2016 16:22



Дочь атамана Платова гонится за Наполеоном.


Сегодня V том Ровинский Д.А. Материалы для русской иконографии 1886, гравюры с 161 по 200.

Содержание всех томов (опись гравюр)

Об издании и предисловие, I том (1 / с 1 по 20), I том (2 / с 21 по 40), II том (1/ с 41 по 60) Смутное время; II том (2/ с 61 по 80); III том (1/ с 81 по 100); III том (2/ с 101 по 120); IV том (с 121 по 160); V том (161 по 200); VI том (с 201 по 240); VII том (с 241 по 280); VIII том (с 281 по 320); IX том (с 321 по 360); X том (361 по 400); XI том (с 401 по 440); XII том (1/ с 441 по 461) Пугачев и Разин; XII том (2/ с 462 по 480)

Великий Ровинский Д. А. и его мертвецкая


161. Портрет Адама Васильевича Олсуфьева

161. Портрет Адама Васильевича Олсуфьева; род. 16 янв. 1721 г., умер 27 июня 1784 г.; сын обер-гофмейстера; был женат на Марье Васильевне Солтыковой. Человек очень образованный и остроумный, любитель художеств; имел небольшое собрание хороших картин и гравюр, а также и собрание русских портретов и народных картинок. Это последнее, единственное в своем роде собрание, составленное Олсуфьевым в 1766 году, принадлежит князю К. Э. Белосельскому-Белозерскому.

Олсуфьев состоял, при Елизавете Петровне, кабинет-министром после Черкасова; был доверенным лицом Екатерины II, в то время, когда она была еще великой княгиней, и, по воцарении ее, получил в управление частную канцелярию императрицы. В последнее время он был кабинет-секретарем, сенатором и председателем театрального комитета.


162. Портрет Бориса Петровича Шереметева, работы Шхонебека.

162. Портрет Бориса Петровича Шереметева, гравированный Адрианом Шхонебеком. Единственный экземпляр этого замечательного листа находится в собрании графа Д. Ив. Толстого. Лицо Шереметева очень типично и не имеет никакого сходства с портретом его, гравированным Антиньевым с оригинала Аргунова; оно также не сходно и с изображением Шереметева, гравированным Львом Тарасевичем, находящимся в польской поздравительной брошюре Шереметеву, по случаю взятия им крепости Кызы-Кермен; на этом последнем Шереметев представлен без бороды и бакенов, но с усами, тогда как на Шхонебековой гравюре лицо его гладко выбрито и без усов. Особенно замечательна подпись под портретом, свидетельствующая о том, что Шхонебек гравировал его по повелению Петра І-го; такой подписи ни на одном еще портрете не встречается. Выгравирован этот портрет вероятно в 1700 году, по случаю пожалования Шереметева в этом году в фельдмаршалы.


163. Портрет Ломоносова Майра.

163. Портрет Ломоносова гравирован черной манерой, судя по работе, гравером Майром.


164. Портрет Ломоносова Шрейером

164. Для сравнения здесь прилагается уменьшенная гелиогравюра с портрета, гравированного Шрейером с того самого оригинала, с которого гравировал Уткин.


165. Портрет графа Николая Петровича Румянцева

165. Портрет графа Николая Петровича Румянцева (сына графа П. А. Румянцева-Задунайского). Канцлер и председатель Государственного Совета (1754-1826), который составил большое собрание русских рукописей и книг и пожертвовал его «на благое просвещение». Портрет гравирован Скородумовым.


166. Семейство княгини Е. Р. Дашковой

166. Семейство княгини Е. Р. Дашковой, ее дочь и сын, князь Павел Михайлович. Неоконченная гравюра пунктиром; гравированная Скородумовым.


167. Князь Юрий Владимирович Долгорукий работа Кипренского.

Две гравюры карандашной манерой, работы Кипренского.

167. Князь Юрий Владимирович Долгорукий, род. 1740; участвовал в семилетней войне; отличался в Турецкую войну при Чесме и при Очакове. Андреевский Кавалер, Московский генерал-губернатор. Портрет поясной с монограммой Кипренского.


168. Пианист Фильд работа Кипренского.

168. Пианист Фильд (Jean Field); род. в Бате, в Англии, 1783 г.; ученик Клементи; вместе с ним прибыл в Петербург, где дал первый концерт, с участием певицы Мара, с большим успехом. 1822 он переехал в Москву, где первый концерт дал ему 6000 рублей. Здесь он пользовался громкою славою; имел множество учеников, с которыми впрочем, занимался очень лениво.

В 1831 г. он возвратился в Лондон; затем совершил путешествие по Италии и Швейцарии, давая везде концерты. В 1835 г. он снова переехал в Россию и умер в Москве в январе 1837 г. Фильд известен как превосходный исполнитель музыки Баха и Генделя и слушателей своих приводил в восторг певучестию своей игры. Портрет его гравирован карандашной манерой, несомненно, Кипренским, хотя и без его имени.


169. Федор Иванович Калмык.

169. Федор Иванович Калмык; живописец и гравер. В «Отечественных Записках» Свиньина, (XVI. 42. 165), помещена следующая биография этого талантливого художника: «Федор Иванович (Калмык), Баденский придворный живописец. По рассказам его, он был взят казаками в Киргизской степи (ему было тогда 5 или 6 лет). Полагают, что это случилось в 1770 году, во время усмирения Торгоутского племени, которое, находясь под защитою России, ушло в этом году к китайцам. Федор Иванович привезен в Петербург, где окрещен в русскую веру. Императрица Екатерина подарила его, находившейся в то время в Петербурге наследной принцессе Баденской, Амалии. Федор Иванович учился вначале в корпусе, а потом помещен в филантропическое училище в Марсилинге. Принцесса Амалия желала, чтобы он был медиком; но необыкновенные способности его к живописи заставили её переменить это намерение. Первые правила этого искусства изучал Федор Иванович под руководством придворного живописца Меллинга и директора галереи Беккера. Впоследствии он был отправлен в Рим, где пробыл более 7 лет. Рисунки его с антиков приводили всех в удивление. По приглашению Лорда Эльджина ездил он с ним в Грецию за Парфенонскими мраморами, а оттуда в Англию, для наблюдения за гравированием рисунков с этих мраморов. По возвращении в Карлсруэ, в 1806 году, он сделан придворным живописцем великого герцога Баденского Карла Фридриха». Он умер в 1821 году.


170. Виньетка с подписью: Судья по выборам работы Галактионова.

170. Виньетка с подписью: Судья по выборам. \ Рисов. Зеленцов. Грав. Галактионов; приложена к 8-й части полного собрания сочинений Булгарина (СПб. 1830). Хозяин, курящий трубку, сам Галактионов.

Самую большую известность Галактионов заслужил своими виньетками. Его французский вороний суп, и Кот и Повар в Баснях Крылова 1817 г., Фортуна и Нищий, Мужик и Осел в баснях Крылова 1825 г.; виньетки к Дон-Кихоту изд. 1831 г., и заглавные листы к разным изданиям, - по хорошему рисунку и выразительности лиц, несравненно выше виньеток много прославленных французских мастеров, которые так дорого ценятся любителями. Заглавный лист к первой части Новоселья Смирдина (1833 г.), на котором представлен обед в новом помещении магазина Смирдина, просто прелесть. Во главе стола сидит тучная фигура дедушки Крылова, с полуоткрытым ртом; слева встал Греч с бокалом шампанского. Справа Хвостов говорит что-то стоящему подле Смирдину. За Гречем князь Шаховской и сутуловатая фигура Булгарина. Все лица, не смотря на крошечные размеры, чрезвычайно типичны и схожи. И по работе и по сюжету это самый драгоценный листок русской виньетной гравюры.


171. Заглавный лист к Имнологии

171. Заглавный лист к Имнологии, Киев, 1630, с видом (старейшим) Печерской Церкви и изображениями русских Святых. На обороте этого листа помещен герб Петра Могилы.

В этой Имнологии собраны поздравительные вирши, по поводу праздника святой Пасхи, поднесенные Петру Могиле, от Киевопечерской типографии.


172. Заглавный лист к книге: Меч духовный

172. Заглавный лист, гравированный на дереве, к книге: Меч духовный, с поясными изображениями царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и царевичей: Феодора, Алексея и Симсона Алексеевичей. Все они «произрастают» на ветвях древа, исходящего из чресл святого Владимира. Вверху царь Алексий Михайлович изображен еще раз в образе Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона; внизу, по сторонам древа, стоят Князья Борис и Глеб (Меч Духовный, Киев 1666).


173. Картинка из книги: О пяти ранах Иисуса Христа.

173. Картинка, приложенная к книге: О пяти ранах Иисуса Христа, сочинение Черниговского Архиепископа Лазаря Барановича; Чернигов, 1680. 40-41 л. и 355 стр., на славянском и польском, языках. Во всех известных мне экземплярах этой книги картинка выдрана. Копия сделана с экземпляра, находящегося в моем собрании (уник).

Две гравюры работы Леонтия Тарасевича.


174. Святой мученик Федор Стратилат.

174. Святой мученик Федор Стратилат, с воинскою в ногах сбруею, литаврами, знаменами, копьями и оружием; гравирован резцом, по поручению и в честь Шакловитого, на его дворе, что на Девичьем поле (в Москве), как это значится в деле Шакловитого

175. Портрет подстольника Георгия Земли

176-179. Три портрета Петра I и один портрет Екатерины I, из книги: «tonnel van keisern, koningen, prinsen, vorstenen, admiralen van europa, met hunne Wrouwen in Modische Kleedinge verbeelt»; в лист, без года (1710?) и без текста. Сюита, состоящая из 100 портретов в рост, гравированных резцом: R. и J. Ottens’ами, в Амстердаме. В настоящем выпуске помещены все русские портреты, находящиеся в этом tonnel’е, а именно:


175. Портрет подстольника Георгия Земли.


176. Портрет Петра I из книги «tonnel van keisern…»


177. Портрет Петра I из книги «tonnel van keisern…»


178. Портрет Петра I из книги «tonnel van keisern…»


179. Портрет Екатерины I из книги «tonnel van keisern…»

176. Petro Alexii F. Imperatore Russico; Мюллер прозвал его танцующим Петром; тип лица Кнеллеровский.

177. Verbeelding der drugt van een voornaam Heer van Moscovien; это тоже портрет Петра I, того же типа.

178. Petrus Alexiewitz Magnus Dominus Tzar Dux Moscov; Вайтовского типа, с длинным носом и в полувосточном наряде.

179. Madame de Petrus Alexiewitz Magnus Dominus Szar Dux Moscow.


180. Евдокия Федоровна (Лопухина).

180. Фантастический портрет: La Czarienne ou l’Imperatrice de Moscovie Ottekesa Fedorowna, т. e. Евдокия Федоровна (Лопухина), которая смешана с Екатериною I. Портрет издан в Париже в 1717 году и должен представлять Екатерину I.


181. Портрет Петра I, сидящего на троне в латах.


182. Портрет Петра I без усов, в латах

181. Портрет Петра I, сидящего на троне в латах и попирающего ногами Шведского льва. Панегирик, поднесенный Петру I Феофаном Прокоповичем в 1709 году, по случаю победы под Полтавой

182. Петр I без усов, в латах, надетых поверх русского камзола, и в горностаевой шапке, украшенной бриллиантовыми запонами. Под гравюрой подпись: J. W. Michael fecit Hamburg. Из книги: Adam Brand, Chines. Reise. Hamburg 1698.

Два фантастических портрета Петра I.


183. С усами и эспаньолкой, и с подписью: Peter Grossfürst in Moscau.


184. Портрет Петра I в восточном кафтане

183. С усами и эспаньолкой, и с подписью: Peter Grossfürst in Moscau.

184. В рост; гладко выбритый; в длинном восточном кафтане и высокой меховой шапке


185. Портрет Петра I, работы Голе


186. Портрет Петра I, работы Шхонебека

185. Портрет Петра I в рост, гравированный Голе; в восточном наряде; с длинным носом, схожий с поясным портретом, гравированным тем же мастером Вайтом.

186. Портрет Петра I, работы Шхонебека. Петр одет в голландский кафтан, в чулках и башмаках; на голове его большая круглая шляпа с загнутыми кверху полями, украшенная перьями; из-под шляпы падают на плечи длинные локоны парика. Лицо Петра молодое, с небольшими, спущенными к низу усиками; в правой руке он держит скипетр, которым опирается на стол с лежащими на нем регалиями. Справа видно бомбардирование с кораблей крепости. Из-за правой руки Петра видна голова арапа.


187. Петр Иванович Потемкин.

187. Петр Иванович Потемкин; портрет, гравир. Блотелингом.


188. Портрет Царя Михаила Федоровича, из «Путешествия» Олеария

188. Портрет Царя Михаила Федоровича, из «Путешествия» Олеария.


189. Портрет Царя Василия Ивановича Шуйского.

189. Портрет Царя Василия Ивановича Шуйского. Грубое фантастическое изображение его, в меховой шапке; справа виден медведь, слева зажженные свечи (для пытки?).


190. «О nimium fortunati subditi»

190. «О nimium fortunati subditi»; картинка в длину, гравированная резцом в 1782 году. В средине сидят, в креслах, императрица Екатерина II и великая княгиня Мария Федоровна; великий князь (в. к.) Александр Павлович подает Екатерине ракетку (для игры в волан); в. к. Константин Павлович обнимает свою мать. За креслом в. к. Марии Федоровны стоит Бецкий. За креслом Екатерины стоит в. к. Павел Петрович; он разговаривает со стариком графом Паниным, который опирается на трость. Позади стоят: слева от Панина, князь Репнин, а справа, - Ланской; впереди, справа, - Л. Нарышкин и у борта картинки Остерман. На левой стороне картинки стоят: кн. Безбородко и позади его кн. Потемкин-Таврический. Вдали виден памятник Петру Великому. Впереди, на полу, лежат: труба, якорь, ядра, барабан и другие военные принадлежности.


191. Свидание в Тильзите в 1807 году

191. Свидание в Тильзите в 1807 году; Наполеон, в виде обезьяны, и Россия, в виде медведя, награждают друг друга орденами. Справа сидит Прусский орел, с орденом почетного легиона на шее, но с общипанными крыльями и отрубленной головой.


192. Глава семейства в хорошем расположении

192. Глава семейства в хорошем расположении; Джон Буль смеется над учредителями континентальной системы. Союзные договорщики обращаются к Джону с угрозами. «Не бунтуйте так, маленькие мартышки», смеется им Джон, «все ваши громы для меня не более, как буря в ночном горшке».


193. Донской казак Александр Землянутин.

193. Донской казак Александр Землянутин. В «Сыне Отечества», 1815 г., № 17 (14), помещено следующее известие: Русский капитан Бок привез с собой в Лондон 18/6 марта казака Александра Витиченкова; ему 54 года, росту он 6 фут; плотен и силен; в обхождении непринужден; бороду имеет длинную, седую, кудрявую. 14/2 апреля его привозили на биржу и оттуда к лорду-меру, который угостил его за столом и сказал, что, в качестве верховного чина в городе, считает за честь и счастье пожать руку столь отличному воину, хотя он не имеет ни титла, ни чина. Старый воин отвечал просто: «готов-де умереть за Государя и Отечество».

Вслед за тем была устроена подписка: одеть его, вооружить и отослать обратно на родину; 19/7 апреля художник срисовал его в Аккерманской увеселительной зале, желая выгравировать его изображение. На вопрос, скольких он убил своей пикою, Витиченков отвечал: трех офицеров, а сволочи несколько четвериков. Лорд-мер, уверял его именем, что он перебил 39 человек. В то же время была сочинена каким-то поэтом песня «Cossack War Song», оканчивавшаяся восклицанием: «Hourra Cossack!». Этот Витиченков и есть казак, изображенный на нашей картинке под именем Александра Землянутина, который был послан в Лондон с известием о взятии Гамбурга. Землянутин награвирован много раз в рост и один раз в медальоне, по пояс.


194. Дочь Платова, в рост.

194. Дочь Платова, в рост; держит в руке вывеску со следующим объявлением ее отца, Гетмана Матвея Ивановича Платова: «Я, генерал, Граф Платов обещаю отдать мою дочь в замужество и 2000 рублей тому, казаку, русскому, пруссаку, немцу, шведу, турку, Джон Быку, Соуни быку, Падди быку или всякому другому быку, который принесет мне голову маленького Бони - живою или мертвою». Внизу северный амур пускает стрелу в казацкое войско. Платов действительно сделал такое объявление.


195. Дочь Платова гонится за Наполеоном.

195. Дочь Платова гонится за Наполеоном на аргамаке, с нагайкой в руке; казаки мчатся вслед за обещанной невестой; Наполеон, в виде лисицы, улепетывает в сторону; вслед за ним бегут войска его в виде лягушек.


196. Казак (Гетман Платов?) играет Наполеоном как мячиком.

196. Казак (Гетман Платов?) играет Наполеоном как мячиком. Картинка, изданная в январе 1807 г., по случаю успехов русских войск и кровавых столкновений их с французами в конце 1806 и начале 1807.


197. Казак собирается сощипнуть щипцами нагоревшего Наполеона

197. Казак собирается сощипнуть щипцами нагоревшего Наполеона (в виде свечки); вверху висит на стене картинка, в которой казак собирается накрыть Наполеона гасильником.


198. Казак хочет накрыть (погасить) маленького Наполеона

198. Казак хочет накрыть (погасить) маленького Наполеона огромной меховой шапкой; переиначена с верхней картинки предыдущего номера.


199. Казак восстановляет Лудовика XVIII на троне.

199. Казак восстановляет Лудовика XVIII на троне. Сатирический листок на событие 1815 года.

О популярности казаков в Англии. Портрет Платова англичанки носили на груди; доставали на память его седые волосы; многие знатные дамы звали его крестить своих детей, и Оксфордский университет даже сделал его своим доктором.


200. Казак и гвардеец объясняются в любви.

200. Les Russes à Paris. Казак и гвардеец объясняются в любви с палерояльскими мамзелями.

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)

Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

книжные редкости, Ровинский Дмитрий Александрович, Библио

Previous post Next post
Up