Библиографическое описание книг библиотеки Д.М. Остафьева (ч.III)

Feb 22, 2017 19:01





26. Пекарский, П.П. Дополнения к истории масонства в России XVIII столетия. / [Соч.] Академика П. Пекарского. - СПб.: тип. Императорской Академии наук, 1869. [4], 224 с.

Из содержания: Занятия Новикова издательскими делами в бытность его фурьером Измайловского полка. Протоколы, веденные им в комиссии о сочинении проекта нового уложения. Акты масонской ложи Аполлона в Петербурге. Конституция ложи Муз. Ритуалы и катехизисы для трех масонских степеней в ложе Елагина. Описание масонских и мистических рукописей, находившихся у И.П. Елагина. Русские ритуалы московских масонов. Собственноручные распоряжения императрицы Екатерины II по делу о Новикове. О московских книгопродавцах, обвиненных в торговле запрещенными книгами.

27. [Книгин И.Д.] Драгоценная книжка о внутренней духовной гордости, о глубокой, несведомой и сокровенной злости во всех человеческих сердцах; и о том, как Господь Бог чрез нещастия и искушения истребляет внутреннюю гордость, и насаждает истинное и Божественное смирение во всех человеческих душах, для чтения всякому человеку весьма нужная и полезная. 2-ое изд. - М.: В тип. комп. типографической. 1786. 8°, 80 с.



Сочинение религиозно-мистического содержания профессора Мед.-хир. академии Ивана Дмитриевича Книгина. Первое издание напечатано в 1785 г.

Источники: Сопиков №3295; Смирдин № 9915 (1-е приб.); Геннади Сл. II, 142 с.; Березин-Ширяев Доп. Мат., 227 с.

28. Дух или избранные мысли четырех монархов философов Марка Аврелия, Юлиана, Станислава и Фридерика / перевел с иностранного П. Д. И. М. Иждивением Книг. Семена Никифорова. - М.: в Университетской тип. у Хр. Ридигера и Хр. Клаудия. 1797. 8°, V, [3], 239 с. 4 гравированных портрета.

В книге изложены философские рассуждение упомянутых в оглавлении монархов, с приложением в конце книги 7 стихотворений. Автор этого сочинения и стихотворений неизвестен. Переводчик Панкратиевский диакон Иван Михайлов. У Сопикова название полнее: «Дух, или избранные мысли монархов-философов, Марка Аврелия, Юлиана Римских, Станислава Польского и Фридриха II, прусского; перевод с французского». Геннади указывает, что «в других экземплярах» вместо «П. Д. И. М.» напечатано «Панкр. Диакон Ив. Михайлов». Все экземпляры издания 1797 г.

Источники: Сопиков № 3523; Смирдин № 1129; Геннади Сл. II, 328 с.; Березин-Ширяев Мат. 1868 г., кн. II, 6 с.



29. [Юнг, Э.] Дух, или Нравственныя мысли славнаго Юнга: Извлеченныя из нощных его размышлений; С присовокуплением некоторых нравственных стихотворений лучших российских и иностранных стихотворцов: Ломоносова, Хераскова, Державина, Карамзина, Томсона и других / Пер. с фр. яз. надворным советником Александром Андреевым. - СПб.: Тип. Гос. Мед. коллегии, 1798. 12°, [6], VI, 222 с.

Это нравоучительно-мистическое произведение принадлежит аббату Б. Бодрану и на русском языке было напечатано еще в 1806 году.



Источники: СК XVIII. № 8713; Обольянинов № 3022; Сопиков № 3524; Березин-Ширяев Мат. 1876 г., 102 с.



30. [Хатчинсон, У.] Дух масонства. Нравоучительныя изтолковательныя речи Вильгельма Гучинсона. - [М.: Тайная масон. тип., 1783]. 12°, [4], 276 с. Символические рисунки.

Напечатана в тайной масонской типографии в очень ограниченном числе экземпляров для членов масонских лож, у которых считалась особо важною по содержанию. Рассматривает догматы и обряды масонов. В продажу не поступала. Для русского перевода послужило подлинником немецкое издание, переведенное с английского языка.



Русское издание неполное, отпечатано курсивом. Место и время печатания не указаны; по Сопикову год издания 1785 г., Лонгинов указывает предположительно 1783 год. Очень редка. В реестре книгам, взятым в Москве у Н.И. Новикова против этой книги находим резолюцию цензора: «Сия книга содержит в себе мудрования соблазнительные».



Источники: СК XVIII № 7944; Березин-Ширяев Мат. 1884 г., 15 с.; Сопиков № 3535; Лонгинов 208 с.; Подл. Реестры № 39; Семенников № 929; Губерти, II, № 49; Остроглазов № 63; Битовт № 2023; Бурцев № 951.










31. Дух Массильйона, или избранные мысли из его творений о различных предметах нравственности и благочестия. / Перевел с французского Александровского Училища Священник и Учитель Закона Божия Александр Беликов. Издано Г.-М. Н. З. X. - М.: В Университетской тип., 1822. 8°, [2], 227 с.

Краткие статьи из сочинений знаменитого проповедника, епископа Клермонского, с сильно выраженным рационализмом. Первое издание вышло в 1808 г. в 12°.

Источники: Сопиков №3527; Березин-Ширяев Мат. 1896 г., 254 с.

32. Гессен Ю.И. Евреи в масонстве: Опыт исторического исследования - СПб.: Типо-Литография А.Е. Ландау. 1903. 8°. 60 с.

Основываясь на документах автор показывает, как трудно было евреям проникать в общества масонов, в виду стремления последних ограничить число своих членов лишь христианами. И хотя евреям все-таки удавалось попадать в члены, но играть значительную роль и доминировать, им, если и приходилось, то только в весьма редких отдельных случаях. В то же время, до последнего времени сохранились масонские разветвления, куда евреям доступ совершенно закрыт.



33. [Дерем, У.] Естественная богословия, или Доказательство бытия и свойств божиих, почерпнутое из дел творения. Сочинено на аглинском языке Вильгельмом Дергамом, Упминстерским ректором в Эссекском графстве, и членом Аглинскаго королевскаго общества. С французскаго на российской язык переведено и издано трудами Михайла Завьялова. [в 2 ч.]. - М.: Типография И. Лопухина, 1784. 8°.

1-ая ч.: [8], XII, 233, [5]; 2-ая ч.: XII, 255, [1 -погрешности]. Виньетки на заглавных листах.

Перевод посвящен митрополиту Платону и архиепископу Иннокентию.

На оборотной стороне заглавного листа в I томе помешено изречение:

Mala et impia consuetudo est contra Deo,
disputandi, sive ex animo id fit, sive simulate.
Cicer. de Nat. Deor. I. 11.

Содержит мистические рассуждения о природе и ее творениях. Подразделена на XI кн. в 2 томах. Второе издание 1811 г. и третье -1820 г. было напечатано в переводе того же переводчика под заглавием: «Творения Дергама - Бог в натуре» (см. № 10). Была арестована в деревне Новикова.

Источники: Сопиков № 2274; Губерти II , № 67; Березин-Ширяев Мат. 1882 г. 19 с.; Геннади Сл., II, 19 с.; Смирдин № 661; Битовт № 2050 (В реестре книг, арестованных в деревне Новикова, книга эта под № 72); Шибанов Каталог LXI. № 76 (5 руб).

35. [Баррюель, О.] Записки о Якобинцах, открывающия все противу християнские злоумышления и таинства Масонских лож, имеющих влияние на все Европейские Державы», с французского. В четырех частях. - М.: университетской тип., 1806-1808. 8°, 142, 88, 144, 265, 141, 80 с.

Книга - сокращенное издание перевода Петра Домогатского сочинения аббата Баррюэля: «Волтерианцы или история о Якобинцах» (см. № 19). На заглавном листе 1 части «четыре части» указаны ошибочно; книга в шести частях. К пятой части приложена «Таблица географическая и политическая лож немецких иллюминатов», в лист. Редка.

Источники: Сопиков № 4202; Березин-Ширяев Мат. 1884 г., 38 с.; Плавильщиков № 1541; Смирдин №914; Геннади Сл., I, 69 с.

36. Зерцало жизни истинного ученика Христова. М.: в Университетской типографии. 1816. 16°, 51 с.

Иже не приимет креста своего,
и в следе Мене грядет, несть Мене достоин
Матф. X. 39.

Брошюра преподающая нравственные правила жизни, подкрепленные текстами из Святого Писания. Автор неизвестен.

37. Златая Цепь, для восхищения душ от земли к небеси. / Пер. с фр., города Казани священником Яковом Михайловым. Иждивением Т. П. и М. Г. - М.: в Губернской тип. у А. Решетникова, 1804. 12°, 266, XXII с. 1 виньетка на загл. листе.

В этом мистическом сочинении автор в форме размышлений стремится дать понятие о смерти, суде, аде и т. п., перемешивая эти рассуждения крупным шрифтом напечатанными молитвами. В конце книги помещены 2 хронологические таблицы Ветхого и Нового Заветов. Описаний в библиографиях не встречается.

Источники: Сопиков № 4290; Геннади Сл., т. II, 329 с.



38. Зритель Божиих дел во вселенной, или внимательное рассматривание мудрого порядка, красоты и совершенства Натуры во всех царствах и элементарных действиях ее. 2-ое изд. [в 4-х частях].- М.: тип. Августа Семена. 1820. 12°, I ч.: III, 194; II ч.: III, 185; III ч.: III, 151; IV ч.: 133, IV с.

«Куда ни обратим мы глаза наши, везде находим доказательства бесконечной премудрости, благости и вездесущности Творца. сими изречениями желаю я предварительно доставить. краткую идею о духе предлагаемого здесь писания, которого автор нам неизвестен», говорит переводчик в предисловии. Такова идея, положенная в основу этого сочинения, рассматривающего естествознание во всех его областях. На русский язык переведено Дмитрием Ивановичем Дмитревским. Первое издание напечатано в 1796-97 гг., в Москве с немецкого языка.

Источники: Сопиков № 4320; Геннади Сл., т. II, 36 с.; Березин-Ширяев указана только в каталоге; Смирдин № 667; СК 1800-1825 № 2932.

39. [Гюйон Ж.-М.] Избранные сочинения Госпожи де ла Мот-Гион, или изъяснения и размышления на деяния и послания святых Апостол, руководствующие ко внутренней жизни, [в 3 ч.] Перевод с нового и исправленного издания. - М.: в Университетской тип. 8°.



Часть I, содержащая Деяния Апостольские и послания св. Апостола Павла к Римлянам и Каринфянам. 1820 года. XXXII, 514 с.

Часть II, содержащая послания св. Апостола Павла к Галатам, Ефесеем, Филипписием, Колоссаем, Солуняном и к Евреем. 1821 года. [4], 547 с.

Часть III, содержащая послания св. Апостола Павла к Тимофею и к Титу, и св. апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды. 1821 года. XXXI, 436 с.

Источники: Березин-Ширяев Мат. 1884 г., 26-27 с.; Геннади Сл., т. I, 218 с.; Остроглазов № 92; Геннади Кн. Р. № 139; Бурцев Описание редких Российских книг т. II, 230; Бурцев Обстоятельное библиографическое описание т. III, 789; Н.Б. ч. II, № 60

41. [Гюйон Ж.-М.] Избранные сочинения Госпожи де ла Мот-Гион, или изъяснения и размышления на Апокалипсис святого Иоанна Богослова, руководствующие ко внутренней жизни. / Перевод с нового и исправленного издания. - М.: в Университетской тип., 1821. 8°, 478 с.

Этот экземпляр из библиотеки Д.М. Оставьефа был продан на аукционе «В Никитском» от 21.11.2014 № 41 лот № 169 (1000 у.е.).

Источники: Березин-Ширяев Мат. 1896 г., 238 с.; Остроглазов № 91; Геннади Сл., т. I, 218 с.; Геннади Кн. Р. № 140; СК 1801-1825 № 2103.

42. Гюйон, Ж.-М.-Б. де ла Мотт. Избранные сочинения госпожи де ла Мот-Гион или изъяснения и размышления на притчи Екклесиаста, Песнь песней и премудрость царя Соломона и на премудрость Иисуса Сына Сирахова, руководствующие ко внутренней жизни. В пяти книгах. - М. : В Университетской тип., 1823. 8°, 442, II, [I оглавление] с.

Источники: Березин-Ширяев Мат. 1896 г., 239 с.; Остроглазов № 93; Геннади сл. т. I, 218 с.; Геннади Кн. Р. № 142.

Все эти сочинения весьма популярного мистика в XVIII века г-жи Гион на русский язык переведены и изданы Алексеем Трескиным. Из них «Размышления на деяния и послания св. Апостолов» и «на святое Евангелие» посвящены, по указаниям Геннади и Березина-Ширяева, князю А.Н. Голицыну, хотя в наших экземплярах на это указаний нет.

В первом из этих сочинений издатель в «Предуведомлении» дает биографические сведения об авторе и характеристику его трудов: «Г-жа Мария Иоанна Бавьер де ла Мот-Гион была совершенно предана Богу и всю свою жизнь посвятила на то, чтобы читать и испытывать Святое Писание и соображать по оному все дела свои. Будучи знатна и богата, она восчувствовала от колыбели непреодолимое желание спастись, и сообразно сему желанию, во всю свою жизнь неусыпно старалась напитать себя не однем письменем св. Писания, но наипаче духом оного. Во всех ее сочинениях нельзя ничего найти, что самое строгое судилище, самая даже страшная инквизиция могла бы изгладить».

Совсем иного суждения об этих сочинениях держится автор «Записки о крамолах врагов России»: «Чтобы показать дух этих книг, стоит только вспомнить, что при появлении их во Франции, Боссюэт, знаменитый ученостью епископ, возопил в услышание всего западного христианства: «вся религия гибнет»!

Людовик XIV объявил, что учение Фенелона и Гион, зажгло все королевство. Книги Гион осуждены собором во Франции и папою в Риме, как книги наполненные заблуждениями квиетизма. <…> С какою же целью переводили такие книги на русский язык, если не с целью развратить русских читателей?!!»

Действительно автор во Франции был осужден на долгое и тягостное заключение. Тем не менее в России книги эти пользовались большим успехом и только с закрытием Библейского общества были запрещены и сделались библиографической редкостью.

43. Избранное чтение для любителей истинной философии. - СПб.: тип. И. Иоаннесова, 1819-1820. [в 6-ти ч.]. 12°.

I ч.: 127 с.; II ч.: 123 сС.; III ч:. 122, [6] с. IV ч.: 155 с.; V ч.: 64, 116 с.; VI ч.: 230 с.

По содержанию «Избранное чтение» является скорей богословским, чем философским, что можно видеть по оглавлению:

  • I ч. - «Что есть собственно христианство, следуя учению Иисуса Христа и его Апостолов»;

  • II ч. - «Розовый Вертоград» (Фомы Кемпийского);

  • III ч. - «О вечной премудрости»;

  • IV ч. - «Разговор о истинном и живом доказательстве христианского учения против Атеистов, Деистов, Суеверов»;

  • V ч. - «Великая тайна вочеловечения вечного слова»;

  • VI ч. - «Беседы о возрождении и молитве». Автор неизвестен. Указаний библиографических не имеется.



44. [Батурин, П.С.] Исследование книги о заблуждениях и истине / Соч. особливым обществом одного Губернского города. - Тула: [Б. и.], 1790. 8°, [2], XVI, 377, [12] с.

Хоть полк противных мне восстань;
Но я не ужасаюсь.
Пускай враги воздвигнут брань,
На Бога полагаюсь.
Из од Ломоносова.

Книга направлена против сочинения Луи Клода де Сен-Мартена «О заблуждениях и истине» (см. № 92) основателя, т. н. мартинистов. Приписывается, по Губерти: Аполлосу Байбакову; по Лонгинову: происхождение исследования нужно приписать правительственной инициативе. Пыпин же предполагает, что это переводное сочинение. Написана в 1788 году, но «по некоторым затруднениям» тогда не могла быть издана. Содержит опровержение главнейших рассуждений Сен-Мартена о Божестве, силах природы, о добре, и зле, и проч. Редка.

По современным сведениям автором является Пафнутий Сергеевич Батурин (1740-1803) - писатель, просветитель и философ.

Источники: Битовт № 2263; Сопиков № 4506; Лонгинов 302 с.; Губерти II, № 140; Березин-Ширяев Мат. 1876 г., 111 с.; Смирдин № 6569; СК XVIII № 419; Остроглазов № 100.

45. Изъяснение несколько известных дел проклятого зборища франкмасонского. Июля дня 1761 года. Сообш. Н.Н. Селифонтов. 4°, 11-16 с.

«Изъяснение» представляет из себя пасквиль, написанный тяжелым языком XVIII столетия.

На первой странице выноска: «Сообщивший это «Известие» замечает, что тетрадка с оным найдена им в бумагах его деда, бывшего в 1804 году иркутским генерал-губернатором, д. т. с. Ивана Осиповича Селифонтова. «Известие» это не могло быть сочинением его, так как в 1761 году было ему только 15 лет. Тетрадка на 6-ти четвертушках, сложенных по образцу нот, на плотной желтой бумаге; письмо порядочное прошлого века, но без всякого правописания. На каждой странице по 18 стихов, кроме первой и последней, на коих по 14. О. Б».

46. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней / сост. д-р Леман, директор психофизической лаборатории в Копенгагене; пер. с нем. д-ра Петерсена; под ред. В.Н. Линд. М.: Изд. магазина «Книжное дело», 1900. [2], IX-XII, 613, [1], I-VIII С.: ил.



47. Истинной христианин и честной человек, то есть соединение должностей христианских с должностями жития гражданского. Издана сия книга французским аббатом Бель-Гардом, / На российский язык переведена Сергеем Волчковым. С апробацией и дозволением Святейшего Правительствующего Синода. - СПб.: Первым тиснением напечатана при Сенате, 1762. 2°. [14], 403 с.

Перевод этот выдержал в России 3 издания: в 1762 г. в 2° листа, в 1770 и 1780 гг. в 8°. Первое издание замечательно посвящением императору Петру III, предпосланным сочинению переводчиком. Посвящение это сохранилось в очень немногих экземплярах; изложено в прославляющих императора выражениях, изобилующих сравнениями с царем Давидом и другими библейскими и древними царями. Написано в 1762 году в мае месяце, почти перед самым воцарением Императрицы Екатерины II. В описываемом экземпляре это посвящение имеется.



Сочинение разделено на 26 глав: в первых 6-ти - объясняются свойства Божии и обязанности к Нему человека, в остальных 20-ти содержатся рассуждения об общественной жизни человека, о страстях, добродетелях и смерти. Перевод сделан в 1742 году и до напечатания распространялся в рукописях, еще ныне встречающихся у любителей рукописей и книг. Печать крупная.



Источники: Битовт № 1398; СК XVIII № 473; Сопиков № 12493; Губерти, I, № 107; Плавильщиков № 1328.

48. Истолкование снов по течению луны, когда она в каком знаке бывает». 8°, 30 С. Без заглавного листа. Формат oblong.

По Смирдину полное заглавие: Истолкование снов по Астрономии, происходящих по течению луны; пер. с польского А. В. - М., в Университетской типографии, 1768 г., 8°. У Сопикова указаны издания: 1762, пер. А. Б. Спб. и 1772, Москва. 8°. К которому из этих двух изданий относится описываемое, установить трудно. В предисловии «к читателям» неизвестный переводчик указывает, что перевод сделан с сочинения известного польского автора и дает способ пользования этим сонником, уверяя, что сонник редко ошибается.

Источники: Сопиков № 4696-4697; Смирдин № 5537; СК XVIII №2685 (1768); №2686 (1772); № 2687 (1788).

Источник: Библиографическое описание книг библиотеки Д.М. Остафьева / [Д.М. Остафьев] // Русский библиофил. - 1911. - № 3. - С. 14-39 ; № 4. - С. 20-44.

Начало: I часть, II часть
Смотрите также:

Соколовская Т.О. Масонские рисунки и виньетки

Книга масона Катрмера де Кенси и античная скульптура в цвете

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)

Внимание!!! Любое воспроизведение текста без моего согласия запрещаетсяaldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».



масонство, книжные редкости, «Русский библиофил», Библио

Previous post Next post
Up