Начало Дни 4 и 5 11 июня
Ночью спал без спальника - он за день пути в рюкзаке конечно не просох. Одел на себя всё что было сухое и теплое. Сначала было тепло и даже больше возможностей принять разные удобные для сна позы, которых был лишён в спальнике. Необдуманно отказался укрыться предложенной Максом курткой. В итоге под утро всё же прозяб и проснулся. Как ни крутись - уже не согреться.
Вылез наружу. Мокрый спальник безнадёжно сох в тумане. Развёл костёр, согрелся чаем. Попытался устроить сушку вещей вокруг костра. Бесполезно. Туман всё портил. Пошёл на речку с фотоаппаратом. Весело журча, убегал в туман Аскиз:
На берегу под елями приютился наш лагерь:
Когда туман рассеялся солнце было уже высоко и сразу стало тепло. Пока завтракали, наконец-то высох спальник. Собрались и двинулись в путь. Оказалось - ночевали прямо в центре Бирикчуля. На выезде из посёлка закончился асфальт. Совсем. Началась хорошая гравийка. Наконец-то удалось снять Аскиз без тумана:
Отметились на фоне реки:
Заглянули в небольшую пещеру у дороги, внутри ничего интересного - обгорелый потолок и куча глины у задней стены, видимо сыпется сверху. Самое интересное - вид снаружи:
Вскоре начался подъем на перевал Аян - первый в нашем походе:
Было трудно. Оказывается ехать против ветра по ровной дороге легче. Чисто физически. В эмоциональном плане легче на перевале - на каждом новом метре открываюся новые красивые пейзажи. Вот остановился полюбоваться красотой и заодно перевести дыхание:
Наконец перевал взят! На вершине Аяна:
За весь подъем неровная дорога оказалась только на самой вершине:
Пока отдыхали на перевале, подъехали двое парней на машине. С интересом расспросили нас о нашем путешествии. Сказали, что после спуска будет новый перевал - на Вершину Тёи, он сложнее. Пожелали нам сил и удачи.
Отдохнув, поехали вниз. Начали работать другие группы мышц - пальцы постоянно сжимали оба тормоза, ноги затекали в длительном положении без движения и в то же время были напряжены балансируя центр тяжести. Зато ветер обдувал так, что совсем не было жарко.
В конце спуска - новый подъем. Фотографирую камень у развилки указатель, а сам думаю: "Ну зачем тебе это надо? Ведь вот же поворот на Бискамжу, всё под горку и там электричка - сел в нее, и через 3,5 часа в Междуреченске!"
Повернул налево. Пока терпимо, не сильно круто. Вскоре увидели "небольшой" камушек. Не смогли проехать мимо:
Значит этот перевал на Вершину Тёи и есть "дорога мужества" - подумали мы тогда. Ведь нам же сказали, что он сложнее давшегося с трудом Аяна. Наивные. Мы не знали, что настоящая Дорога Мужества ждет нас не сейчас, а в последующие два дня. Вот интересно - если б знал - развернулся бы в Бискамжу? Хорошо, что не знал.
Но пока далее начался действительно более сложный подъем на перевал. Дорога была круче, пейзаж менее интересным - вдоль дороги потянулись отвалы местного рудника:
На подъезде к руднику с нами поравнялась машина. Мы не останавливаемся - в гору стартовать трудно. Едем параллельными курсами. Водитель приоткрыл окно - просит разрешения снять нас на видео. Мы не стали возражать. Он проехал вперед, вышел из машины, включил камеру. Потом обгоняя нас, пообещал дождаться нас на въезде в поселок.
Перед въездом в Вершину Тёи проехали рудник:
На развилке допотопный указатель:
Террикон рудника возвышается над поселком на десятки метров:
Центральная улица поселка оказалась асфальтированной и тянулась на пару километров. Летели как на крыльях. Водитель ждал нас на обочине. Он оказался жителем поселка Алексеем Овчинниковым, и уже договорился с сотрудниками единственной в поселке столовой, чтобы они поработали чуть подольше и дождались нас. Потом поехал впереди и показал дорогу. Пообедали вкуснющей окрошкой на кефире и картошкой с рыбой. В фойе столовой мы нашли диванчик и оккупировали его. Было очень удобно. Нас никто не выгонял:
После сончаса запаслись продуктами и поехали дальше. Только выехали из посёлка - первый прокол и первый пит-стоп. Сработали быстро, как-будто всё время до этого вместе не педали крутили, а камеры на колесах меняли:
С Вершины Тёи дорога вела в поселок Шора. После непродолжительного крутого подъема начался спуск с перевала. Местами склоны вдоль дороги были очень крутыми:
До Шоры доехали быстро. Вновь педали отдыхали, а работали тормоза. В Шоре разговорились с местными жителями. По нашей карте далее было две дороги. Одна вела на одноименную станцию Шора и далее на Балыксу, где мы предполагали в последний раз закупиться продуктами перед двумя днями тайги и оттуда проехать на Усть-Весёлый. Вторая дорога вела сразу на пересечение с дорогой Балыкса-Усть-Весёлый и была обозначена как "тракторная". У нас хоть и почти внедорожники, но всё ж таки не трактора. Поэтому узнать что да как было необходимо.
И не зря. Оказалось всё совсем наоборот. Старой дороги через станцию давно нет и там даже трактору делать нечего. А вот вторая - совсем недавно отсыпана и очень даже хорошая. Только опять перевал, но зато потом всё под горку. Это мы уже проходили. Ну что ж - перевал так перевал. Взяли два - возьмём и третий. Подъем в перевал Шора:
Вид с перевала:
Чуть ниже нас - старая якобы тракторная дорога. Нормальная такая дорога - тоже проехали бы!
Солнце уже стало клониться с закату, тени удлинились. Спуск с перевала был прохладным от остывшего ветра. Пришлось пододеться. На развилке Усть-Весёлый - Балыкса свернули на Усть-Вёселый. Так был упущен последний шанс свалить на электричку.
Остановились лагерем недалеко от Усть-Весёлого. За день проехали 83 км. Неплохо, учитывая гравийку и три перевала:
Продолжение - день 7