Начало День 8 14 июня
Ночью дождя уже не было. Спалось хорошо - сухая тёплая палатка казалась раем после вчерашнего мокрого леденящего спуска. Утром был туман. О костре речи не было. Поэтому воду грели опять на Сашиной горелке. Заварили остатки пятизлаковой каши, добавили в неё орехи и сухофрукты. Объедение!
Параллельно с завтраком - последние сборы и техосмотр:
Цепи, звёздочки, тормоза - всё забито мокрым шлаком с дороги. При попытке крутить педали - слышен хруст, как-будто кости в мясорубке перемалываешь. Идём на ручей и прямо в нём промываем всё, что можно. У Саши есть кисточка! Какой он запасливый! Вроде весь мусор смыт. Протираем насухо, смазываем, проверяем - всё отлично!
Снимаю тормозные колодки. Печальное зрелище - две стерты до металла, и все такие же грязные. Тщательно их оттираю, меняю местами совсем сильно стёртые и полностью стёртые. Долго ворожу с их установкой. Проверяю - кажется работают. Не знаю, на сколько их хватит, но вроде бы луж и бродов больше не намечается, только один перевал и спуск с него до самого Майзаса.
Пока вожусь с тормозами, все начинают нервничать и сердиться - уже одиннадцать часов, а мы еще не выехали. Есть опасения, что можем опаздать на последнюю электричку. Ещё неизвестно - как дорога. До этого момента всё шло по намеченному плану и графику. Конечно, кроме вчерашнего дождика. Наконец, самый копуша готов, можем ехать.
Оказывается, вчера мы проехали почти до самого конца спуска - речушки Кизес, после которой начинался последний в нашем походе перевал. И единственный с такими вот крутыми, на 180 градусов виражами:
Погода была прекрасной, жарило солнце, хотелось пить. На таких виражах ручьи редкость. Терпим, делимся друг с другом запасами. Едем, часто останавливаемся отдышаться, иногда идём. Каждый новый поворот кажется последним:
Вдоль дороги во множестве цветут огоньки:
Наконец, последние метры подъёма позади:
Начинаем спускаться. Слава Богу, спуск не такой крутой, как подъём - остатки тормозов пока держаться. Но всё равно - не тороплюсь, еду аккуратно. Главное - не скорость, а здоровье и жизнь. Вскоре дорога выравнивается и уклон становится совсем небольшим, даже не надо тормозить, просто едешь:
Слева появляются верховья Большого Майзаса:
Дорога петляет вдоль реки, пересекая её около десятка раз:
Фото на память на одном из мостов:
Ехать теперь - сплошное удовольствие. Катишься под уклон и наслаждаешься красотой:
А здесь мы остановились на обед и искупаться:
Несмотря на горную реку, вода была достаточно не холодная. Повторили заход два-три раза. Хорошо освежает!
Ниже по течению ущелье расширяется и Большой Майзас сливается с Малым и становится просто Майзасом:
Дорога вдоль Майзаса - самый приятный участок маршрута за всё путешествие:
Горы становятся ниже и положе. Их уже даже не видно за высокими прибрежными деревьями. Река становится более спокойной и полноводной:
В её зеркальной невозмутимой глади отражаются небо и лес:
Красота эта заканчивается посёлком с таким же названием - Майзас, расположившимся у впадения реки в Томь. Дорога закончилась, моста нет. Томь - широка и глубока, её вброд не перейдёшь:
Отправляем Руслана первым на противоположный берег. Радостно машет нам рукой - наконец-то он от нас избавился:
Посёлок Майзас раскинулся по обеим берегам Томи:
Когда-нибудь здесь будет мост, и путь вдоль Майзаса станет более доступным:
А тем временем причаливает очередная партия велотуристов в составе Саши и меня (прячусь за рюкзаком):
На берегу удивляем местных жителей вопросом "где асфальт?" Вскоре находим и его самого. Перед глазами всплывают фото туристов, целующих и обнимающих асфальт после нескольких дней грунта, гравия, грязи и бездорожья. Мы же держим себя в руках и не даём волю чувствам.
На первых же сотнях метров Саша неприятно удивлён - такого якобы асфальта он еще не видел. В Хакасии дороги значительно лучше. И действительно - от Майзаса до Междуреченска чуть больше 15 км, а ям и колдобин тут в разы больше, чем на тех 400 км асфальта по дорогам Красноярского края и Хакасии, что мы проехали за эти дни.
Пожалуй, эти 15 км были самым опасным участком всего маршрута, учитывая и состояние дороги и большой автотраффик - выходной, жара, все едут на пляж или с него. Ну и мы не стали отказывать себе в удовольствии. Подъезжаем к реке. Смотрим - никто не купается, только загорают. Оказалось, что вода в Томи очень даже холодная. Даже горный Майзас был теплее. Тем не менее - холод нам нипочём. Заходим, освежаемся, греемся, повторяем. Напротив нас прощается с нами Горная Шория:
Едем на вокзал. На светофоре голос из соседней машины: "Ребята, это вы с Абакана едете?" - "Да, мы". Нам зелёный - трогаем дальше, приятно удивлённые. На вокзале, пока собирали велосипеды в чехлы, подошла молодая пара. Тот же вопрос. Интересуемся, откуда знают - кто-то из междуреченцев выложил информацию в соц.сети, и поэтому знают многие.
Мы доехали! Ура! Довольные, с зачехлёнными байками, позируем у входа в вокзал Междуреченска:
И под занавес - общее фото всей нашей дружной компании (спасибо незнакомке, торопливо и опрометчиво пробегавшей мимо нас):
Вот и закончилось наше путешествие. В последний день мы проехали 62 км:
А общий пробег за весь поход составил 587 км, из них 370 - асфальт, а остальные... Ну в общем, не асфальт.
Дождавшись электрички, прощаемся с Сашей, грузимся и едем домой - в Новокузнецк. Саша остаётся ждать поезд на Абакан. В электричке, довольные и усталые, загорелые и весёлые, делимся впечатлениями и планами на будущее...
До новых встреч, друзья!