Мумия. Главные фильмы о легендарном киномонстре

Jun 08, 2017 12:54




Голливуд в 30-ые годы продемонстрировал невероятную прозорливость. Менее чем за 5 лет на экраны вышли фильмы о Дракуле, Франкенштейне, Человеке-невидимке, Оборотне и Мумии, которые ныне почитаются как самые узнаваемые классические герои фильмов ужасов. Возможно, на фоне других своих коллег по хоррор-цеху Мумия выглядит не столь привлекательно и не обладает обширной фанбазой, но на её стороне всегда стоял невероятно колоритный антураж загадочного Востока, раз за разом привлекающий зрителей в кинозалы.

По случаю выхода на экраны ленты «Мумия» с Томом Крузом, предлагаю взглянуть на наиболее интересные картины об этом легендарном киномонстре.


«Мумия» (1932)



Сюжет: археологи из Британского музея обнаруживают в Египте саркофаг с мумией. Надписи на гробнице сулят несчастья любому, кто решит её вскрыть. Повинуясь любопытству, молодой ассистент руководителя экспедиции игнорирует предостережение и вызывает к жизни мумию жреца Имхотепа, жившего более 3 тысяч лет назад.

Самый первый фильм студии Universal о мумии был основан, в некотором роде, на реальных событиях. В 1922-ом году египтологи Картер и Герберт обнаружили гробницу египетского фараона Тутанхамона. Это событие широко обсуждалось в прессе и всего через год породило скандальную легенду о проклятии, постигшем тех, кто потревожил покой мумифицированных царских особ. Поводом для возникновения слухов стала скоропостижная кончина графа Джорджа Герберта, спонсировавшего раскопки. Раздутое прессой, событие активно обсуждалось в СМИ, обвинивших древнюю мумию в смерти ещё более двух десятков человек, прямо или косвенно причастных к вскрытию гробницы. Резонансный случай послужил отличной основой для голливудского проекта о мумии, роль которой было предложено сыграть Борису Карлову, годом ранее исполнившего роль другого культового монстра - чудовища Франкенштейна. Несмотря на то, что у «Мумии», в отличие от «Дракулы» и «Франкенштейна», не было литературной основы, картина обладает стройной драматургией, позволяющей по сей день удерживать позицию одного из самых рейтинговых фильмов ужасов из когда-либо снятых. В немалой степени этому способствовала первоклассная работа гримёра, тратившего на перевоплощение Карлова до восьми часов в день.

«Мумия» (1959)



Сюжет: британские археологи, ослушавшись предостережения, проникают в гробницу принцессы Ананка. Спустя три года с учёными и их родственниками начинают происходить ужасные и необъяснимые события, расследовать которые берётся прибывший из Лондона детектив.

Вопреки названию, картина не является ремейком одноимённого фильма 1932-го года, а вобрала в себя сюжетные находки лент «Гробница Мумии» и «Рука Мумии», посвящённых мумии по имени Харис.  Постановкой занималась знаменитая британская студия Hammer, пригласившая на главные роли икон жанра - Питера Кушинга, сыгравшего исследователя, и Кристофера Ли, которому досталась роль мумии. Фильм хорошо прошёл в прокате и имел широкий успех; о нём весьма лестно отзывались даже спустя десятилетия. Например, в 1997-ом году была издана книга «The Hammer Story», в которой упоминалось, что фильм представляет из себя нечто намного большее, нежели череда убийств, что сильно возвысило фильм над его кинематографическими предшественниками.  Подтверждением тому служит 100-процентный рейтинг «свежести» на киноагрегаторе оценок Rotten Tomatoes.

«Женщины-рестлеры против мумии ацтеков» (1964)



Сюжет: археолог, занятый раскопками ацтекской гробницы, оказывается похищенным. На его поиски отправляются звёзды женского рестлинга, выступающие под именами Рубин и Венера. Отважные девушки ещё не подозревают, с чем им предстоит столкнуться.

Впервые с 1932-го года сюжет картины развивался не в Египте, а в Мексике. Географическая вольность привнесла несомненный колорит, свойственный только-только зарождающейся бондиане, когда с каждый новым фильмом герой посещает всё новые экзотические места планеты. К слову, на этом ноу-хау мексиканского фильма не заканчиваются: главными героями истории стали женские персонажи, во второстепенных ролях снялось немало мексиканских спортсменок из мира рестлинга, и даже мумия здесь тоже женщина.

«Ужасные монстры» (1970)



Сюжет: погибающая инопланетная цивилизация решает обосноваться на Земле. Не желая делить соседство с землянами, пришельцы решают истребить своих нечаянных соседей, для чего обрушивают на них Дракулу, чудовище Франкенштейна, Человека-Волка и Мумию.

Легендарные киномонстры собирались вместе на большом экране и раньше. Например, в 1944-ом состоялась премьера американского фильма «Дом Франкенштейна», объединившего Дракулу, Оборотня и чудовище Франкенштейна.  Годом позже вышел сиквел, получивший название «Дом Дракулы» и вновь объединивший этих хоррор-героев. Однако впервые к ним примкнула Мумия лишь в 1970-ом году в фильме «Ужасные монстры», известного на западе как «Дракула против Франкенштейна» и «Реинкарнатор». Производством фильма совместно занимались Италия, Испания и ФРГ, а за постановку отвечало сразу три режиссёра (двое из которых были аргентинцами). Видимо, подобное смешение культур и языков сказалось на фильме, привнеся в него определённую долю безумия: пришельцы, воскрешение из мёртвых, клонирование - эти и другие яркие находки с лихвой компенсировали бюджетные ограничения.

«Взвод Чудовищ» (1987)



Сюжет: раз в столетие силы добра и зла борются за амулет, чей обладатель получает огромную власть. Через временной портал из прошлого прибывает Дракула, собирающий вокруг себя приспешников в лице Оборотня, Мумии и Твари из лагуны. Однако чудовище Франкенштейна примыкает к силам добра, которое представляет группа мальчишек из пригорода.

Восьмидесятые ввели моду на подростковое приключенческое кино. Картины «Балбесы» Ричарда Доннера и «Инопланетянин» Стивена Спилберга запустили множество карьер юных актёров и, что немаловажно, принесли хороший доход. В 1987-ом году эту тенденцию решил поддержать фильм «Взвод чудовищ», который во многом следовал концепции, заложенной Доннером-Спилбергом: дети сталкиваются с опасностью, но получают неожиданного союзника, который помогает преодолеть все препятствия, попутно раскрывая им (и зрителям) смысл дружбы. Автором сценария «Взвода чудовищ» выступил начинающий хоррор-режиссёр Фред Деккер, а помогал ему Шейн Блэк, который всего за несколько последующих лет превратится в одного из главных сценаристов Голливуда - именно из-под его пера выйдет скрипты «Смертельного оружия», «Последнего бойскаута» и «Долгого поцелуя перед сном». К сожалению, писательский талант Блэка не уберёг фильм от финансовой неудачи: лента провалилась в прокате, не отбив вложенные в неё деньги даже на половину.



Однако это не значит, что фильм лишён сильных сторон. Например, разработкой дизайна монстров, их гримом и аниматроникой в фильме занимался Стэн Уинстон: гуру мэйкапа, обладатель Оскара, приложивший руку к созданию фильмов «Чужие», «Хищник», «Нечто» и «Терминатор».

«Мумия» (1999)



Сюжет: находясь в Египте на службе в рядах французского легиона, американский авантюрист оказывается втянут в увлекательный и опасный водоворот событий, связанный с древними сокровищами и столь же древним злом, вырвавшемся из многовекового заточения.

Проект находился в разработке с начала 90-ых годов. За это время через этап пре-продакшена прошло немало режиссёров и актёров. Например, первоначально планировалось, что постановкой и написанием сценария займётся Клайв Баркер. Согласно его задумке, сюжет должен был развернуться вокруг смотрителя музея, который оказывался большим поклонников древнего Египта и оккультизма. Студия выделила на съёмки всего $10млн, но Баркер настаивал на мрачном тоне и жестокости, что шло вразрез с политикой продюсеров и грозило раздуть бюджет. От услуг Баркера отказались, а производство было заморожено. Вслед за Баркером на пост режиссёра рассматривались Джордж Ромеро и Уэс Крэйвен. В 1997-ом году к продюсерам обратился Стивен Соммерс, предложивший снять картину не в хоррор-ключе, а привнести в неё дух «Индианы Джонса». Его видение очень понравилось студии и проект вверили в его руки. Всё остальное - уже история.



ПС: думаю, не ошибусь, предположив, что для большинства из вас именно дилогия Соммерса с Бренданом Фрейзером и Рэйчел Вайс стала не только отправной точкой в знакомстве с мумией, но и оказалась золотым стандартом приключенческого кино. Фильмы «Мумия» (1999) и «Мумия возвращается» (2001) снискали долгоиграющую народную любовь, т.к. продемонстрировали великолепный баланс между экшеном, юмором, романтической линией и при этом не забыли привнести хоррор-составляющую. Сможет ли стать подобным эталоном для современного зрителя фильм с Томом Крузом; оправдаются ли планы Universal по запуску кинематографической «Тёмной вселенной» (в рамках которой на экраны вернутся Человек-Невидимка, Доктор Джекилл и чудовище Франкенштейна) - узнаем уже совсем скоро.

Читайте также:
Человек "20-ый век": биография Сэра Кристофера Ли
"Индиана Джонс": Неснятые продолжения
История создания "Нечто"
Интересные факты о серии фильмов "Планета Обезьян"

Подборки_фильмов

Previous post Next post
Up