Позавчера снова побывал на пресс-конференции «Лидского пива», которое, пожалуй, дружелюбнее всех обустраивает свои пресс-конференции и не ограничивается узким кругом прессы, но и приглашает околопивную общественность байнета. Цели было 2: отчитаться о проделанной за год работе и представить новое пиво, точнее аж два + анонсировать выход третьего (3 апреля будет представлено публике). Не буду нудно перечислять всяческие успехи завода, показывающего лучшую динамику в группе «Olvi», умудрившегося показать рост продаж на фоне общего падения рынка (спасибо правительству и Таможенному союзу за рост акцизов), это за меня сделали представители СМИ, лучше перейдем к тому, что мне больше по душе - о новом пиве. О нем тоже уже писали на
маркетингбае и
онлайнере, но надо сделать ряд комментариев.
Вообще, узнав, что Лида сварила аж крафтовое пиво, я не стерпел и отпустил в твиттере ряд весьма ядовитых комментариев, особенно когда увидел характеристики новых сортов. Поэтому первоначальная версия этого обзора, которая начала созревать в голове прямо в ходе конференции, была воистину разгромной, хотелось рвать и метать на тему «Маркетологи как всегда», а также призывать к массовым расстрелам. Но «Лидское» сделало ход конем, да не один.
Во-первых, очень верным было приглашение на пресс-конференцию главного пивовара Дмитрия Ничипора. Это дало +5 к авторитету, +1 к морали и +3 к «крафтовости». Потому что одним из необходимых атрибутов крафтового движения является личное участие пивовара в творчестве и создании новых сортов, маркетинг уходит несколько в тень, выдвигая творца на ведущие позиции. Да и наличие специалиста, способного обосновать выбор того или иного сырья, дрожжей, плотности и т.д., позволяет уверенно отвечать на каверзные вопросы даже подкованных любителей пива. К тому же явление Дмитрия народу очень понравилось, его постоянно требовали для съемки и интервью практически все представители прессы и общественности.
Во-вторых, особенно мощным был заход руководства в народ во время дегустации, когда абсолютно любой мог подойти и высказать свои мысли о новом пиве, о том, как нам обустроить Беларусь куда двигать пивоварение в стране и каких сортов у нас остро не хватает (угадайте, за что агитировал я?). Генеральный директор Аудриус Микшис, главный пивовар Дмитрий Ничипор, директор по маркетингу Людмила Лыткина, директор по продажам Алена Авдеенко (все на фото) весьма живо выслушивали и правдиво отвечали на вопросы, которых в неформальной обстановке рождалось превеликое множество. Атмосфера стояла очень демократичная, видимо, пиво тому поспособствовало.
Именно в это время я решил, что с оголтелой критикой можно подождать, дав шанс заводу сделать что-то новое, все пионеры делают ошибки и порой их следует поддержать, подсказать, что следует улучшить. А наличие обратной связи очень важно. Не думаю, что все отвеченное стоит выносить на общее обозрение, но пару моментов таки упомяну:
- В Лиде поставили ЦКТ небольшого размера специально для экспериментальных варок, первыми из которых как раз таки стали презентованные сорта. Это расширяет возможности для экспериментов и одновременно минимизирует возможные потери - весьма разумный шаг.
- Новые варки будут регулярными и уникальными, однажды сваренные сорта больше вариться не будут, если, конечно, народу не понравится, и он не начнет требовать «Даешь еще!», тогда не исключается возможность повторной варки или вообще перевода в основные бренды. Обещали внимательно анализировать отзывы в различных источниках.
- Готовы на довольно смелые эксперименты, под эти цели уже закуплены разные штаммы дрожжей и сорта солодов.
Попробовали и новое пиво:
«Лидское» (11/4,2%) - попытка воссоздать «Баварское», которое варилось еще в позапрошлом веке на заводе Пупко, для чего использовался баварский хмель (один из благородного семейства Hallertau) и дрожжи. Кстати, уже должно быть в продаже. Само по себе пиво по стилистике я бы определил как Munich Helles (разве что крепость у того должна быть хотя бы 0,5° повыше). Аромат вполне соответствует стилю. Пиво обладает неплохим (для такой плотности) солодовым профилем, хмеля не слишком много, скорее служит для баланса, создавая послевкусие с легкой и ненавязчивой горечью. Отличается очень хорошей питкостью, вполне неплохое столовое пиво для массового потребления, заменить бы им нынешний «Pilsner», так его можно было бы пить. Вообще возвращение к истории, использование исторических рецептов так же является характерным для крафтового движения, например, вспомним мой недавний обзор
The Kernel Export Stout London 1890, но в данном случае беда состоит в том, что оригинальный сорт мог быть неплох в то время, но ныне же лагером, даже весьма добротным, мало кого можно очаровать. Поэтому на крафт ну никак не потянет, хотя бы потому, что не может удивлять. К тому же, название просто «Лидское» вызывает вопросы, ну почему не очевидное «Баварское»? Каюсь, забыл о том спросить, видимо, под влиянием следующего пива:
Вечер в Брюгге. Первое из серии «Коллекция пивовара». 11,2/4,2%. Темное пиво с вишней? Это craft beer? Шутите? Именно такие эмоции вызвала первая информация о пиве, с названием, вызывающем параллели с фильмом «Залечь на дно в Брюгге». Была и вторая ассоциация с алкогольным напитком из Гродненской области - «
Рассвет над Щарой», любят там поэтические названия ;). Впрочем, потом пивовар рассказал свою идею, которой он руководствовался при создании этого пива - достичь баланса между солодом, вишней и хмелем, потому как сочетание последних порой дает весьма причудливые варианты, к сожалению, довольно часто не слишком гармоничные. Стояла задача «не свалиться в компот», но вишня должна была быть хорошо выражена и сбалансирована, вот такие вот противоположные задачи. Дрожжи, кстати, использовались верховые, бельгийские, поэтому претензия на «бельгийскость» имеется, тем паче, что в Бельгии выпускают темное вишневое пиво Kasteel Rouge (кстати, варится где-то в 30 км на юг от Брюгге), которым мы успели, похоже, всем надоесть, потому как вспоминали его очень часто (но оно клевое). Пару строк о самом пиве: коричневато-красное, с рубиновым отливом, розовой и довольно шумной пеной. В аромате ожидаемо царит вишня и другие ягоды, за ней бедными родственниками притаились солода. Вкус сложный и многоаспектный, сладковатый, но без приторности, да, есть вишня, чуть даже с мотивами косточки, но она приукрашена солодовым основанием с карамелью, создавая довольно целостное впечатление, порой чуть водянистое, с некоторым противоречивым ощущением легкости. Пожалуй, здесь есть творческий элемент, фруктовое пиво получилось вполне оригинальным, но сложилось мнение, что будь оно чуть покрепче и поплотнее (как 8-градусный Руж), то цены б ему не было. В тоже время надо признать, что получилось вполне пивабельное, но не компотообразное полудесертное пиво, очень вероятно, что женская половина, даже не слишком жалующая пиво, будет довольна, по крайней мере, в дегустационном зале от них жалоб не было, а местами встречались вопли восторга: «Оно такое няшное!» :) Однако пока попробовать его не получится - только через 3-4 недели ожидается поступление в торговые сети.
Впрочем, суровым мужикам не к лицу употребление подобной ванильки, поэтому сплоченными рядами начали требовать IPA, причем погорчее и покрепче, называя цифры от 45 IBU (я вообще с 65 думал начать ;), что приводило в ужас Аудриуса. В качестве наглядной агитации использовали камрада Алекса, пришедшего на пресс-конференцию в майке с лого брюдоговского Punk IPA (см. фото). Сыпались вопросы об американском хмеле, об элях, вайценах и дуббелях и других, пока экзотических для отечественного рынка сортах. Генеральный директор даже предложил съездить в Лиду, сесть в баре и подробно обсудить, что и как варить, мы согласились, но продолжили очень настойчиво агитировать за индийский бледный эль, что с нами даже согласились, так что следующая новинка в серии «Коллекция пивовара» будет IPA ;) Ну, наверное ;) Но если это будет так, и пиво получится достойным (а это - самое важное, каким бы не было крутым описание или исходное сырье, во главу угла ставится именно получившееся пиво), то это будет реальным прорывом в суверенном белорусском пивоварении. Скрестим пальцы?
P.S.: К вопросу о «крафтовости» выпущенного пива. Вообще определение «крафтового пива» пока очень размыто и допускает разночтения, ведется довольно бурная дискуссия по этому поводу в кругах любителей пива, для общего представления рекомендую статью Юрия Катунина "
Крафтовая ирония", правда, понять суть и иронию ее сможет, пожалуй, лишь подготовленный читатель, но уж больно правильно ставятся там вопросы. А мое личное мнение по выпущенному пиву такое: еще не полноценный крафт, но шаги в правильную сторону сделаны, главное - не останавливаться на полпути. Поэтому пока воздержусь от применения словосочетания «крафтовое пиво» применительно к вышедшим сортам.
© Alex Leit (21.03.2013)