Велосипед и автобус - дружба навек или опасное соседство?

Aug 06, 2012 20:59




Направо пойдешь - коня потеряешь, налево - головы лишишься.
Примерно такого рода сомнения одолевают велосипедистов при виде выделенной полосы на дороге.

Можно ли ездить на велосипеде по выделенным полосам для общественного транспорта?
На эту тему уже сломано много копий на велосипедных форумах. Но к согласию, даже между собой, велосипедисты так и не пришли.

Часть из них уверена, что выделенные полосы предназначены только для маршрутных транспортных средств, а велосипедисты, следуя букве ПДД, так же, как и водители любых других транспортных средств, не имеют права ехать по выделенной полосе. Некоторые даже считают, что на дорогах, где есть выделенка, безопаснее ехать в общем потоке, слева от нее. Но большинство велосипедистов все же сходится в том, что ехать по выделенной полосе безопаснее, пусть даже и нарушая правила [1].
Да и нарушение это такое, весьма неочевидное. Если дотошно изучить ПДД, вооружившись строгой логикой, то окажется, что да, есть такой запрет. Однако он противоречит самому духу ПДД - стремлению к безопасности. И, похоже, дорожные полицейские и сами это чувствуют.

Один из пользователей форума ВелоПитер провел мини-исследование [2], задав встретившимся ему по дороге сотрудникам ГИБДД вопрос о том, можно ли ехать на велосипеде по выделенке. И как же относятся сотрудники дорожной полиции к велосипедистам на выделенных полосах?

Капитан - вообще не в курсе. "Видишь, в чем проблема... Ты - не транспортное средство... Кирпич - не для вас, а для водителей." "А как же с движением по полосам" - спросил я. Он с ухмылкой на лице: "Я не знаю, извини, я тут занят"
Лейтенант, который стоял в пробке на служебной машине, на вопрос, заданный в окно о том, может ли велосипедист двигаться по полосе, выделенной для транспортных средств общего пользования, сказал "думаю, что да..."
Уверенней всех был сержант, который регулирует движение. Он сказал как отрезал "Конечно может! Даже если над ней кирпич, или движение по полосам направо, велосипедист может ехать прямо. Вы поймите, вы же не механическое транспортное средство. Вы гражданин на велосипеде, вы пешеход!" И еще добавил "И только в правой полосе и в шлеме, а вот по пешеходному переходу - только пешком"
Трое из троих сотрудников уверены, что мы с вами можем ехать вопреки написанному в ПДД черным по белому.

Но нельзя винить этих полисменов в незнании ПДД. Согласия по этому вопросу нет и среди высших руководителей дорожной полиции. Некоторым наиболее активным и юридически подкованным велосипедистам удалось получить официальные ответы на вопрос о легальности велосипедов на выделенных полосах.

Так сложилось, что обращения от граждан рассматриваются в территориальных управлениях ГИБДД РФ.
Как же распределились мнения полицейских полковников и генералов?

В УГИБДД МВД РФ по Москве в прошлом году сочли, что возможность использования выделенной полосы для движения велосипедов не предусмотрена [ 3]:


В аналогичном ведомстве соседнего региона - Московской области, наоборот, уверены, что по выделенке на велосипеде ездить можно [4]:


Такого же мнения придерживается и заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ генерал-майор полиции Владимир Кузин [5],[6],[7].
И хотя юридической силы эти разъяснения не имеют, у велосипедистов Москвы и Подмосковья теперь есть хоть какая-то ясность: хочешь кататься на велосипеде по выделенке - выезжай за МКАД, там тебя никто и не подумает штрафовать за езду по выделенной полосе (не потому ли, что их там просто нет?), хочешь покататься по велодорожкам - приезжай в Москву.

Удивительнее и одновременно, как это часто бывает, бесмысленнее всех прочих разъяснений оказался ответ из Управления ГИБДД по Санкт-Петербургу. Заместитель начальника регионального Управления ГИБДД не берет на себя смелость объяснить простым гражданам, участникам дорожного движения, неочевидные требования правил дорожного движения, от следования которым, не забывайте, зависит жизнь людей [8]:


Суть его ответа сводится примерно к следующему: "Вы, товарищи велосипедисты, ездите по правилам так, как вы сами их понимаете, а если попадете в аварию, то суд разберется, правильно ли вы ехали или нет". Суды, кстати, считают, что движение на велосипеде по выделенной полосе - это правонарушение и при ДТП возлагают всю вину на того, кто нарушил первым - прецедент случился в Казани [9]. Но, поскольку право у нас не прецедентное и процесс еще не завершен, считать это судебное постановление окончательным решение велосипедного вопроса нельзя.

Как же обычные участники дорожного движения, от которых даже прав не требуется, могут знать ПДД лучше, чем полицейские полковники и генералы?

Людям свойственно хотеть быть живыми. Это базовый инстинкт. Но также свойственна и сознательность - люди хотят соблюдать законы (и при этом оставаться живыми). Небольшой недочет в правилах дорожного движения ставит многих перед ненужным выбором. А ведь это наверняка именно недочет, а не злой умысел. Недочет, связанный с тем, что более или менее массово выделенные полосы стали появляться в наших городах относительно недавно.

Казалось бы, раз сотрудники ГИБДД сами считают, что на велосипеде можно и нужно ездить по выделенным полосам, то чего стоит внести в правила небольшое дополнение: "На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе... кроме велосипедов и мопедов"?
Однако так просто, всего лишь тремя словами, эта проблема не решается. Ведь есть выделенные полосы, по которым на велосипеде действительно ехать опаснее, чем по проезжей части - например, трамвайно-автобусная полоса, проходящая посередине Лиговского проспекта в Санкте-Петербурге. На нее сложно заехать - для этого надо пересечь несколько рядов плотного трафика. Еще сложнее выхать. Рельсы делают этот маневр еще более рискованным. Поэтому, конечно, нельзя разрешать велосипедное движение по всем выделенным полосам. Но по тем, где это добавляет безопасности, комфорта и уверенности, - почему бы и нет.
Во многих странах давно и успешно применяется схема, разрешающая велосипедистам пользоваться выделенными полосами. Точно есть автобусные полосы, открытые для велосипедистов, в Великобритании, Франции, Германии. Наверняка есть такие и в других странах.




В этих странах много велосипедистов. Выделенных полос тоже пока еще больше, чем даже в самых прогрессивных российских городах. Но и у нас количество людей на велосипедах на улицах города увеличивается с каждым годом. Появляется все больше выделенных полос. При существующих ПДД развитие инфраструктуры для общественного транспорта, появление выделенных полос, будет ущемлять права велосипедистов. Это же абсурдно. Лучше выделенных полос для велосипедистов могут быть только велодорожки. А для всех нас, горожан, идеальной дорогой была бы та, где есть место и для автомобилей, и для общественного транспорта, и, конечно, для пешеходов и велосипедистов. Чтобы у каждого была свобода выбора и перемещения.
Но такие "идеальные" дороги для "идеальных" городов, если и появятся, то не так скоро, как хотелось бы. А вот разрешить велосипедистам перемещаться по выделенным полосам можно уже к следующему году.

Именно этого и хотят добиться молодые "велосипедизаторы" Санкт-Петербурга - основатели проекта "Я
СПб
". Они организовали сбор подписей под петицией о внесении изменений в ПДД РФ. Изменений, направленных на ликвидацию белых пятен в ПДД и легализацию велосипедистов на выделенных полосах. На сайте проекта любой желающий может ознакомиться с воззванием и текстом петиции - http://i-bike-spb.ru/campaigns/public-lanes.
Без сомнения, это обращение будет поддержано многими велосипедистами.
Те же, кто чаще привык выступать в роли водителя или пешехода, тоже могут найти пользу в этой инициативе - на улицах с выделенками велосипедисты должны будут исчезнуть с проезжей части и тротуаров.
Велосипед - это удобно и здорово, в буквальном смысле этого слова.

UPD: В начале октября наша "копилка" официальных ответов пополнилась еще двумя. Читайте об этом в заметке " велосипед на выделенных полосах - продолжение истории"

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ссылки:
1. Опрос о езде на велосипеде по выделенным полосам - http://vk.com/wall-26516961_653
2, 4, 8. Обсуждение требований ПДД на форуме сайта ВелоПитер - http://velopiter.spb.ru/forum/index.php?t=msg&th=168757&start=0&rid=0
3. "Среди мифов и грифов" - мифы и предания ПДД в объяснениях Дарьи Табачниковой - http://tutusu.livejournal.com/141564.html
5. "Мопедам и скутерам разрешили ездить по выделенным полосам" - http://www.pravorulya.com/blog/post/20/1556
6. "Двухколесный транспорт на выделенной полосе для общественного транспорта" - http://pddmaster.ru/pdd/dvuhkolesnyi-transport-na-vydelennoi-polose-dlya-obschestvennogo-transporta.html
7. "ГИБДД разрешила мопедам ездить по полосам для общественного транспорта" - http://ria.ru/society/20120518/652013123.html
9. ДТП с участием велосипедиста на выделенной полосе - http://bboard.negonki.ru/viewtopic.php?f=24&t=10851
10. Британские условные знаки для автобусных полос - http://www.direct.gov.uk/prod_consum_dg/groups/dg_digitalassets/@dg/@en/@motor/documents/digitalasset/dg_191924.pdf
11.  Полосы для общественного транспорта в Германии - взгляд очевидца и обсуждение на форуме ВелоПитера http://velopiter.spb.ru/forum/index.php?t=msg&th=171074&start=0&rid=0
12. Картинка с симбиозом велосипеда и автобуса подсмотрена на сайте новозеландской сети велоадвокатов - http://can.org.nz/image/bike-and-bus-lane
13. Велосипедизация Санкт-Петербурга - http://i-bike-spb.ru/

официальные_документы, велоинфраструктура, велосипедизация, велодорожки

Previous post Next post
Up