История с неопределенностью положения велосипедистов на выделенных полосах для маршрутного транспорта продолжает медленно, но верно (во всяком случае, я надеюсь, что верно) развиваться.
"Копилка" официальных ответов пополнилась еще двумя бумагами.
На вопрос о том, где при наличии на дороге выделенной полосы должен двигаться велосипедист - по выделенке или слева от нее,
наши казанские друзья получили неожиданный ответ - велосипедисту на такой дороге рекомендуется двигаться по обочине или по тротуару. А еще лучше - вообще объезжать такие улицы:
Особенно примечательно, что ответ этот пришел не из регионального управления ГИБДД, как все предыдущие, а из Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ, т.е. организации федерального уровня.
Фразами вроде: "ГУОБДД МВД России не вправе давать собственную трактовку положений Правл дорожного движения", составители этого ответа, как недавно их питерские коллеги, словно бы пытаются снять с себя ответственность. Но надо отдать им должное, на поставленный вопрос они все-таки отвечают довольно прямо и однозначно: "велосипедисты не должны двигаться по полосе для маршрутных транспортных средств".
Однако совет переместиться на тротуар как-то, что ли, подрывает доверие к этому ответу.
Неужели господа Прокоп и Кисляков не знают, что по ПДД движение на велосипеде по тротуару запрещено
*? И прямо советуют нарушать эти правила, рекомендуя велосипедистам "переместиться на обочину либо на тротуар".
Еще одно официальное мнение поступило из УГИБДД ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в ответ на обращение велопитерца Евгения С. (eugene):
Петербургские чиновники почти порадовали тем, что не стали уходить от вопроса, как еще два месяца назад. Почти - потому, что ответ, честно говоря, не вполне однозначный. В документе нам прямо говорят, что слева от выделенной полосы на велосипеде ехать нельзя. И цитатой из правил намекают на то, что и по выделенной полосе ехать тоже нельзя. Куда же податься, если ни обочины, ни велосипедной дорожки рядом нет? Не на тротуары ведь...
Оптимизм внушает лишь последний абзац:
В настоящее время Управлением ГИБДД подготавливается предложение по внесению изменений в действующее законодательство по вопросу разрешения движения велосипедов по полосе для маршрутных транспортных средств, расположенной у края проезжей части.
Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, что подвигло полицейских чиновников на эту инициативу - участившиеся ли обращения от граждан, или понимание проблемы в транспортных комитетах города и соответствующий запрос от них. А, может быть, все дело в
прямом обращении на имя губернатора Санкт-Петербурга и тех сотнях открыток, что он недавно должен был получить:
Как бы то ни было, на самом деле это не так важно. Мне любой из этих вариантов кажется весьма позитивным.
И еще более радует, что движение по велосипедизации города и страны переходит на уровень законодательных инициатив. Если это предложение пройдет, следующим на очереди будет более масштабный список изменений в ПДД, предлагаемый концепцией развития велосипедного движения, разработанной НИИАТ. В ней очень много нужных пунктов, направленных на расширение ряда дорожных "велосипедных" правил, знаков и разметки.
Ребята из инициативной группы
"Велосипедизация Санкт-Петербурга" намерены поддержать "официальное" предложение УГИБДД тысячами голосов,
собранными под петицией за легализацию велосипедного движения по полосам для маршрутных транспортных средств. Добавить к ней свой голос можно на страничке
http://i-bike-spb.ru/campaigns/public-lanes.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* - запрет на движение на велосипеде по тротуару весьма очевидно следует из пунктов 1.2, 9.9 и 24.2 ПДД РФ.
Велосипед - это транспортное средство:
1.2 "Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Движение всех транспортных средств по тротуарам и пешеходным дорожкам запрещено:
9.9 Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам.
И хотя для велосипеда сделано небольшое послабление относительно обочин, оно все равно не дает права двигаться по тротуару:
24.2 Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.