В начало книги Начало главы "Теряя веру в коммунизм" Теряя веру в коммунизм (Часть 2)
Проведение политинформаций не прошло для меня даром: я запомнил ту политическую риторику в отличие от тех, кто дремал на этих двадцатиминутках, поэтому сейчас могу с уверенностью утверждать, что сегодня, спустя более 30 лет, на государственных телеканалах многое говорят чуть ли не слово в слово тоже самое.
А если ещё вспомнить еженедельную воскресную программу новостей «Международная панорама»! Это был прямо таки образец идеологического подхода к новостям: грязь и ложь лилась на проклятых империалистов стремительным домкратом ниагарским водопадом, хотя до «распятых мальчиков» ведущие этой программы никогда не опускались, да и, в отличие от Киселёва, руками и атомными боеголовками не размахивали. Также в новостях не вели сводок с фронтов: тема Афганистана никогда не освещалась ни с какой стороны, а, если упоминалась, то мимоходом. Союз в новостях был исключительно мирной страной, не ведущей никаких войн, а в Афгане был только «ограниченный контингент воинов-интернационалистов».
Но замалчивание Афгана не могло вызвать тогда у меня сомнений, ведь все мы знали, зачем наши воины в Афгане: «иначе США обязательно поставят там ракеты, направленные на нас». То есть с Афганистаном должно было пройзойти абсолютно тоже самое, что и с Крымом, если бы Россия его не аннексировала. А другой информации, кроме изложенной в советской прессе, о настоящем положении дел на западе тогда у меня не было. Ну почти не было, потому что кое-что мы узнавали из «голосов».
«Голоса» - это радиостанции BBC, «Свобода» и «Голос Америки». Их слушали многие, и для этого надо было иметь приёмник, который хорошо принимает диапазон коротких волн (КВ).
Особенностью этого диапазона является то, что волны с такой длиной волны распространяются так называемыми «скачками», отражаясь то от ионизированного слоя, то от земли. Диапазоны средних и длинных волн огибают Землю сами по себе, но для них нужны огромные поля антенн и мощные передатчики, а в КВ это получалось гораздо дешевле: капиталисты не любят тратить деньги зря. Лучше всего эти волны распространяются ночью, когда ионизированные слои восстанавливаются - солнечное излучение их разрушает, поэтому голоса и слушали в основном ночью, а не только по причине конспирации.
Советское государство пыталось бороться с иновещанием двумя методами. Первый знают все - это глушилки, которые выключил только Горбачёв, в вот второй мало кто знает. Второй метод заключался в том, что в советских приёмниках отсутствовали 3 КВ диапазона 13, 16 и 19 метров (иногда ещё вспоминают про диапазон 11 метров, но я его не помню даже на буржуйских аппаратах). Вот эти самые диапазоны волн распространялись дальше всего, и именно поэтому их и не было в советстких радиоприёмниках, хотя и на 25 и 33 метрах голоса всё-таки пробивались даже через глушилки.
Конечно, «голоса» клевещали на советскую родину, как могли, но важные новости можно было узнать только там: что-то где-то взорвалось, упало, разрушилось, умер известный артист - много интересного можно было узнать! Большинство молодёжи слушало на BBC программу Севы Новгородцева о музыке, потому что до второй половины 80-х из советской прессы или телепередач можно было узнать только про «официальных» советских артистов, часть из которых до сих пор там, теперь уже в плоском телевизоре. Нередко я попадал на чтения «Архипелага ГУЛАГ», но тогда не слушал, о чём там. Зря власть в СССР так боялась «западных клеветников» и глушила их - не смогли они поколебать веру советского народа в идеалы коммунизма, да и страна рухнула совсем не из-за них. Единственный раз, когда мне лично что-то существенное узнать и понять помогли «голоса», был, когда начался августовский путч 1991 г.: в тот момент я услышал о происходящем из нового радиоприёмника, купленного по просьбе мамы, и с которым возвращался домой на поезде «Сыктывкар - Вендинга» 18 августа 1991 г.
Так что первые серьёзные сомнения по политическому вопросу у меня возникли не из-за прослушивания «голосов». Как примерному пионеру мне доверяли стоять около избирательных урн во время «выборов», и от этой почётной обязанности я не отказывался. Вот тогда пазл и не стал складываться: что же это за выборы, если почти никто не смотрит в бумаги, которые бросает в урну: пришёл, расписался, взял бумажки и бросил в урну. Где выбор? И зачем кабинки сбоку стоят, если туда никто не ходит? Зато выборы обязательно сопровождались торговлей дефицитными товарами и ароматной выпечкой.
И опять же, многим жизнь в системе советского двоемыслия не кажется такой уж странной - зато какая у нас родина! Но религия не терпит конкурентов, а конкурентом, которого принято было шелмовать как злостного врага, мог оказаться кто угодно и что угодно.
Была у нас, пионеров начала 80-х, и ещё одна «почётная обязанность»: стоять у портрета очередного безвременного почившего пламенного борца за идеалы коммунизма, благо, что уходили он в мир иной один за другим как раз в годы моей пионерской «активности». Вместо урока по очереди стояли мы у портрета в траурной рамке. Когда умер Ю.Андропов, мой одноклассник Сашка Волохов поднял шум на всю школу, проорав на перемене что-то типа, что придут американцы и всех завоюют, что вызвало много веселья в этот траурный момент. В конце концов о К.У. Черненко, кажется, уже никто даже и не жалел. А ещё телевизор 3 дня без перерыва показывал балет «Лебединое озеро», что тогда породило многие анекдоты и до сих пор порождает мемы в сети. Уж почему именно этот прекрасный балет, и чем он провинился, трудно сказать: наверное, из-за темы смерти.
Все газеты и журналы публиковали траурные портреты и некрологи, причём даже СМИ, не имевшие к политике никакого отношения. Журнал «Моделист-конструктор» с почившим К.У.Черненко у меня даже где-то до сих пор хранится в подшивке. Говорят, избежать подобной публикации удалось только самому детскому журналу «Весёлые картинки», потому что редакция смогла убедить высшее руководство, что с названием журнала траурный портрет будет смотреться некорректно. О том, что можно было бы убедить в этом начальство, обосновывая тем, что это журнал для дошкольников, и политика в любом виде - не его тема, никому бы даже в голову не пришло. Кстати, сатирический журнал «Крокодил» с портретами «пламенных борцов» я тоже ни одного не видел - было, видимо, весело.
Любовь к родине могла быть только в рамках советской парадигмы, а всё остальное - уголовная статья, но я не буду останавливаться на этом, потому что и так уже скатился в политику, а, как вы помните, я условился о том, что пытаюсь доказать, насколько советская система была неудобной для обычного человека, не особо увлекающегося политикой. Так что вернусь к неудобствам. Все эти политинформации были относительно безобидны, если не считать того, что, как я уже заметил, в некоторых случаях вас принуждали участвовать в митингах и демонстрациях, где вам, как и всем, надлежало негодовать по поводу гнусных происков империализма, причём о чём речь, вы скорее всего толком не знали. Но и это полбеды, опасность была в другом: в любой момент вы могли оказаться врагом системы. Да, в 80-е вам тюрьма уже вряд ли грозила, но неприятности обеспечивало точно.
Поводом для признания врагом могло быть как мнение советского небожителя, так и просто статья в газете. В газетах периодически разносили, то есть ругали, всё: джинсы, фильмы, причёски, книги, их авторов и особенно музыку. Нередко учителя разбирали такие статьи на классных часах.
«Сегодня носишь Адидас, а завтра родину продашь!», - или: «Сегодня слушаешь ты джаз, а завтра родину продашь!» Вот такого рода лозунги были широко распространены во времена советской власти, хотя при мне уже почти не встречались. Но это не отменяет того факта, что борьба с «буржуазным влиянием» продолжалась. Гневная статья по поводу «тлетворного влияния запада» могла быть опубликована не в «Правде», а, к примеру, в «Литературной газете». Конечно, без санкционирования сверху такие статьи не появлялись, так что это была высшая воля, так сказать.
И тут же начинались гонения на носителей неправильных причёсок, штанов, танцев, книг и музыки. В моё время было много шума против американских фильмов, например, «Звёздных войн» и фильмов со Сталонне - уж чего только про них не писали! Но мало кто это видел, даже, можно точно сказать, почти никто, так что и не знали, о чём там. Согласно советской прессе и телевидению «Звёздные войны» снимали именно для того, чтобы эти самые войны развязать. Сейчас, когда мы все знаем эти фильмы, даже трудно представить, как это можно было вообразить, хотя чудеса пропагандистской мысли и сейчам бурным цветом расцвели: один только «распятый мальчик» чего стоит. Справедливости ради надо отметить, что подобный приём использовали американцы перед операцией «Буря в пустыне», и это одна из подтвердившихся «теорий заговора».
Но вернёмся к себе. «Не читал (не смотрел), но осуждаю», - было нормальным отношением советского человека к проклинаемым явлениям.
А хуже всего было любителям клубнички. Вас могли накрыть при просмотре какого-либо фильма (тогда уже появились видеомагнитофоны), который и эротикой можно назвать с натяжкой, и далее вы получаете серьёзные неприятности, в том числе по работе, а владелец видеомагнитофона и кассеты вполне мог получить и реальный срок за распространение порнографии. Определением принадлежности фильма к порнографии занимались специальные комиссии, причём не из искусствоведов и кинокритиков, а из, например, врача-патологоанатома, педиатра и сотрудника детской библиотеки. Сегодня в такие комиссии включают попов. Этих товарищей возбуждал даже вид голой женской груди (тоже в общем неплохой повод, но только не в этом случае), что кончалось признанием фильма порнографией (
http://www.eg.ru/daily/assorti/43328/). А стучали чаще всего соседи просто из зависти.
Причём, и в этом я абсолютно уверен, мало кто тогда отказал бы себе в удовольствии прикоснуться к «античеловеческим продуктам» западного кинематографа, если б такая возможность подвернулась. И посмотреть на журнал с фривольными картинками тоже: некоторые потом до своей второй половины неслись на всех парах - реальный случай из жизни одной в ту пору молодой женщины после просмотра некоего журнала, который кто-то принёс на работу. И, видимо, не с ней одной такое происходило.
Замечу также специально для поборников нравственности: очень многие мои знакомые и родственники женились, что называется, «по залёту». Я против этого ничего не имею, просто «распущенность», и борьба с ней, актуальная тогда и сейчас, - они не вчера возникли, и не в лихие 90-х. Для некоторых это выходило боком, причём уголовным: срок за изнасилование по всем тогда известной 117-й статье. Некоторая часть сидевших за это гнусное предступление не были виноваты, потому что событие произошло по взаимному согласию. Но когда наружу вылезала правда, иногда в виде вполне себе видимого животика у молоденькой дамочки, и то, что было между двумя молодыми людьми, становилось достоянием общественности, то родителям, чтобы сохранить «добропорядочность» семьи, не оставалось ничего делать, как заявить на неудачливого ромео в милицию о якобы имевшем место изнасиловании, особенно, если ромео был совершеннолетним, а дамочка нет. Родителям ромео приходилось откупаться, если были деньги, но у многих их не было. Подобный случай был и у нас в посёлке с девицей, учившейся на класс раньше, и молодым прапорщиком. Причём учителями в нашей школе, в обязанности которых это никак не входило, было устроено жутко неприятное расследование с допросом свидетелей происшествия. Парню тогда удалось как-то выкрутиться, но многие сидели, а 117-я статья - одна из самых неуважаемых на зоне. У меня нет никаких оправданий для насильников, но действительно не все сидящие по 117-й были такими - некоторым просто не повезло.
Неприятности по работе - это тоже довольно серьёзные неприятности. «Телега» на работу приводила к пропесочиванию на каком-нибудь собрании: партийном, комсомольском, профсоюзном и даже на собрании местного комитета (месткома). В жестких случах дело могло кончиться товарищеским судом. На таком собрании вас могут допрашивать, обвинять, а потом, люди, которые в тайне на самом деле завидуют вам, как правилось выносили выговор. Ещё были санкции типа «поставить на вид», «строгий выговор» и «выговор с занесением». Последнее - хуже всего, потому что занесение выговора в личное дело фактически ставило крест на карьере, за это лишали премии, а это немалая часть зарплаты, и 13-й зарплаты (выдавалась многим в конце года, если предприятие выполняло план). И это уже совсем несмешные неприятности - обычный выговор можно было исправить потом ударным трудом. То есть, даже если вам плевать на «дружеское осуждение», вряд ли вам плевать на заработанные деньги.
Конечно, в основном подобные собрания и, тем более, товарищеский суд, не разбирали порнографические дела или неправильные прически. Чаще всего разбирали пьяниц и хулиганов, а также мелких расхитителей социалистической собственности, но очень часто они также лезли и в личную жизнь. Решил развестись, и, думаешь, это только твоё дело и твоей подруги? Нет, это повод собрать собрание, на которое просто нельзя не явиться. А жить с девушкой, не расписавшись - это «аморальное поведение».
В советской системе существовала развитая система общественных организаций. Думаю, справедливо главной назвать профсоюзную организацию. Как и все организации, она была централизована и во главе стоял Всероссийский Центральный Совет Профессиональных союзов - ВЦСПС. Все сдавали взносы, для их учета и не только для этого у всех были профсоюзные книжки, но занимались профсоюзы совсем не защитой прав работников, а распределением некоторых благ, например, путёвок в санатории. Какой-либо другой пользы от них не было, как нет и сейчас, за исключением разве что некоторых отдельных профсоюзов. Отстоять права при помощи профсоюза было нереально, так как профсоюзное начальство всегда было на стороне руководства: всё полезное, что срасталось с советской системой, теряло свою ценность, а для распределения путёвок на самом деле не было никакого смысла держать такую бюрократическую махину, кроме одного - очковтирательского. То есть совесткая власть таким образом делала вид, что права рабочих защищены. Но вот некоторые не соглашались, и, не надеясь на профсоюз, выходили на митинги, как это произошло в Новочеркасске в 1962 г., за что часть из них получило по пуле от самой народной совесткой армии.
Кроме того, существовало просто огромное количество различных «добровольных» обществ. Отрицать полезность некоторые обществ хотя бы для проведения досуга, например, ДОСААФ или спортивные обществ, я не берусь, но был ещё огромный пласт обществ, типа каких-нибудь любителей книг, общества Красного Креста и Красного полумесяца или Всероссийского общество охраны памятников культуры. Смысл многих таких обществ для меня остался загадкой, иначе надо совершить мыслепреступление и представить себе, что советская власть не справлялась с охраной здоровья граждан и памятников культуры. Но от людей, которые ни в одном из них никогда не состояли, требовали делиться копеечкой, то есть покупать марки этих обществ, через которые отчасти и финансировались эти структуры, и которые периодически распространялись в добровольно-принудительном порядке. Категорический отказ покупать марки одного из таких обществ по причине того, что я в нём не состою, несмотря на все уговоры и аргументы, привёл меня к первой ссоре с моей классной руководительницей, и мне даже пришлось покинуть класс. Это была одна из немногих ссор в моей жизни, за которую я не испытываю угрызений совести, хотя к Надежде Александровне всегда относился с уважением.
Без членства в обществах невозможно было реализовать некоторые права, например, купить охотничье ружье можно было только при наличии членского билета «Общества охотников и рыболовов». Оно было также добровольным, но рыболовов там почти не было - им не были нужны ружья. Предполагаю также, что члены обществ любителей книг имели какой-то доступ к дефицитной литературе. Регулярные взносы в такие общества сейчас мне напоминает покупку свечек в храме, хотя пользы от некоторых «марочек» в системе советской религии было всё-таки больше.
Вы наверное обратили внимание в предисловии на в общем-то не к месту написанные слова в скобках про бурные и продолжительные апплодисменты. Для молодых и незаставших хочу разъяснить смысл шутки. Каждые 5 лет в конце так называемой «Пятилетки» собирали съезд КПСС. Съезд ничего не обсуждал, а только слушал доклады первых лиц государства, и на съездах царили полный и всеобщий «одобрямс» и исключительно единогласное голосование партбилетами. После съезда выходили материалы N-ного съезда КПСС, которые необходимо было изучать и использовать при ответах на уроках истории и обществоведения. Написаны и подготовлены к печати эти книжки были явно заранее, но текст во многих местах содержал в скобах слова «апплодисменты», «бурные апплодисменты» и «бурные и продолжительные апплодисменты». Никакой явной полезностью эти тексты для большинства граждан, естественно, не обладали - это ж не постановления об изменении цен, которых ждали и боялись. Только сейчас я осознаю, что такими словами выделялись в тексте моменты, на которые необходимо было обращать особое внимание при чтении и использовании этих материалов, то есть совсем как в ситкомах вам сейчас закадровым смехом показывают после какого слова «лопата» надо смеятся. Так что даже никакого простора для осмысливания и дискуссии не оставлялось - всё уже было решено и отмечено.
Как всякая религия, сказка о коммунизме дарила людям некое виртуальное счастье. Честно говоря, сейчас я не очень понимаю, как можно было верить в миф, обещающий счастье не для вас, а для потомков. Люди эгоистичны и хотят счастья для себя, но в этом случае согласились на счастье для детей и внуков. Другие религии обещают счастье для конкретного человека, правда тоже потом, на том свете, или после перерождения. Но, как и всякая религия, в которой есть пастырь и окормляемые им «овцы», власть в союзе относилась к людям снисходительно, как к детям или домашним животным, и таким образом разбаловала их, сделав беспомощными и полностью зависимыми от самой себя. На самом деле задачей властьпредержащих было удержать власть, дающую им многие блага, а для сохранения власти как нельзя более лучше подходят отношения «пастух - овцы»: овцы всегда послушны и благодарны пастуху, и даже не всегда понимают, что собаки в сговоре с пастухом.
Вся система была построена не на материальном поощрении, а на подачках и различных виртуальных поощрениях типа грамот, медалек и прочей дребедени. Да, не могу не согласиться с тем, что только меркантильный интерес не может двигать общество, однако, за ударный труд необходимо платить ударно, а не только давать всякие грамоты и медальки. Хотя некоторым везунчикам доставалось от большого пирога: их делали героями социалистического труда и награждали всякими премиями. Но на самом деле это было скорее как выигрыш в лотерее, причём нечестной, а совсем не реальная возможность для каждого. Поэтому большинство делало вид, что работает, а государство делало вид, что платит. Производительность труда была очень низкой, особенно в сельском хозяйстве.
В советском фильме «Визит к минотавру» отрицательный герой в исполнении М. Пуговкина говорит с моей точки зрения очень правильные слова, что ему не нужны награды и медальки, а нужна «своя копейка» за труд (книгу не читал, может и в книге так.). Но человек свободный, реально получающий за свой труд, не будет благодарен государству так, как благодарен советский человек, который жил ожиданием подачек: квартиры, места в детсаду, «заказа» с дефицитом, путёвки, льготной пенсии и т.д.
Работать хорошо было не обязательно как раз потому, что не было конкурентного рынка труда - наоборот, как достижение, провозглашалась всеобщая занятость с отсутствием безработицы. Но такая всеобщая занятость без конкуренции между работниками порождала всеобщую бедность, хотя и не все с этим согласны. Зачем работать, если тебе всё равно будут платить, а на деньги особо и купить-то нечего.
До сих пор многие люди мечтают о прошлом времени со льготами и государственной заботой, но для развития и для общества в целом гораздо более правильно, когда люди не получают что-то от кого-то, а могут в любой момент купить квартиру или дом, взяв, к пример, ипотеку с низким процентом. Но тут, понимаете ли, государство и чиновники выпадают из отношений, а для тотаритарного государства это не есть хорошо.
Пока я жил в северном посёлке и видел, что мои родители честно работали, я совершенно не знал, что происходило на самом деле в стране. О некоторых моментах, которые показались для меня странными для «великой» страны, я ещё напишу в других главах, но в общем это был мой манямирок, в котором все верят в коммунизм, воры сидят в тюрьме (через забор не так далеко от меня), страна успешно преодолевает трудности, а большинство людей ударно трудятся. После того, как я попал в Москву во второй половине 80-х, этот мирок начал рушиться. Оказывается, тащить с работы - это нормально, работать спустя рукава тоже, а если хочешь больше получать - надо делиться с начальством, в общем многие прелести советской жизни открылись мне тогда.
Когда М.С.Горбачёв объявил перестройку и начали открыто говорить о недостатках, я воспринял это с энтузиазмом, но обществу уже тогда требовались гораздо более серьёзные преобразования, а экономике - срочная и всеобъемлющая либерализация. Сейчас я понимаю, что шансов на тот момент уже не было, даже несмотря на разрешение на мелкое предпринимательство в виде кооперативного движения (за которое до этого сажали), а китайский вариант у нас бы не сработал - условия не те, как и привычки и традиции в обществе. Выскажу тут одно соображение по этому поводу: в большинстве социалистических стран, в том числе и в Китае, прошло не так много лет после «победы социализма», и в народе осталась некоторая память о временах, когда можно было заниматься предпринимательством, а в некоторых соцстранах мелкое предпринимательство и не было запрещено, но в СССР за 70 лет, то есть почти за 3 поколения людей, всё это основально забылось, хотя правильнее, видимо, сказать, было выдавлено из людей. По той же причине мы не смогли воспользоваться шансом, предоставленным нам в 90-е - начало 2000-х годов, и снова скатились к презрению к предпринимательству и свободному рынку, но, что хуже всего, к презрению к демократии, которой на самом деле никогда не имели.
Последний политический гвоздь в крышку гроба «моего коммунизма» был забит произведениями А.И. Солженицына. После прочтения книги «Архипелаг ГУЛАГ» я нашёл у родственников сохранившиеся от деда тома из Полного собрания сочинений В.И. Ленина и проверил ссылки автора на записки Ленина, показывающие, насколько жестоким был этот человек. Бог был низвержен, камень в основании системы разрушен, и советская система для меня перестала существовать.
На этом я заканчиваю с общим обзором и перехожу к отдельным недостаткам.
Читать далее. Глава "Здраворазрушение без охранения"