Есть такое место, которое раньше было столицей государства, а сейчас считается самым культурным городом страны. Там много дворцов со львами на входе, религиозных сооружений, театров. По широким улицам со светофорами ездят такси в едином фирменном стиле и ходят трамваи. Местные жители коротают время в уличных кофейнях или ресторанах различной кухни разбросанных по всему городу...
- Ну Питер же! - нетерпеливо скажете вы
- Ахаха! - просмеется вам в лицо беззубый водитель человекорикши - Итс Колката, мэн! Нау гив ми фифти рупис!
Сегодня мы сделаем первый мотоциклетный марш-бросок в 500 километров, в котором будет все: сломанный аккумулятор, Принц, сливающий бензин, дхаба с любителями сериалов, мошки-убийцы, ну и конечно же экскурсии по рекам и клоакам Калькутты - оплота индийской интеллигенции.
Маленькое объявление! Сейчас я организую вторую часть моего мотопутешествия. На этот раз 8000 километров по 12 Филиппинским островам. Каждый из вас может поддержать мой новый проект любым взносом на Planeta.ru и получить эксклюзивные подарки: от открыток и футболок до фотоальбомов и фото с вашим именем на вершине Филиппинского вулкана. Посмотрите пожалуйста описание проекта здесь -
http://start.planeta.ru/campaigns/2469 Спасибо!
Продолжаем пост
"Тудей ис э гуд дееей" - с улыбкой пел хозяин гестхауса в
Бодх-Гае, персчитывая мои деньги. День и вправду обещал стать интересным. На пути не было жизненно-важных достопримечательностей и я решил промчать с ветерком около 500 километров за день, чего не разу не делал раньше. Предыдущая
попытка ускориться на 400 км закончилась в сельском гестхаусе в окружении спящих буйволов. Но сегодня я должен был ехать по шоссе №2, которое радовало шины моего мотоцикла от самого
Варанаси. Оставалось надеяться, что оно останется таким же до Калькутты.
С утра я узнал, что шоссе, по которому предстояло ехать, существует много веков и называется "Великий колесный путь" (
Grand Trunk Road). Оно начинается в Пакистанском Пешаваре и заканчивается в бенгальской Калькутте. Раньше купцы на мулах перевозили по нему шелк, а сегодня Саша на Энфилде вез себя самого.
Но не успел я свернуть на GTR, как мой муломотоцикл заупрямился и отказался двигаться дальше. Оказалось, что я просто забыл залить бензин перед выездом в последние километры проехал только на бензиновых парах. А так как на Royal Enfield не предусмотрен датчик топлива, то я ничего не подозревал. Я забыл, что перед поездкой нужно обязательно покачать Энфилд между ног, чтобы проверить плескается ли бензин в баке. Мотоцикл жрет примерно 3,5 литра на сотню, поэтому после заправки можно отслеживать уровень топлива по спидометру.
Ближайшей заправки не наблюдалось, поэтому оставалось только ждать супергероя, который поможет мне с этой проблемой. Он не заставил себя ждать и приехал на старой Хиро Хонде минут через 15. Защитник угнетенных сказал, что его зовут Принц Калебсон. Я подумал, что ослышался. Ничего не выдавало его благородных кровей. Но 2500 лет назад в этих местах ходил принц Сиддхартха, который позже стал Буддой и удивляться было нечему.
Усиленно называя меня "братом Алексом", он походил вокруг байка, подышал на свечу зажигания, грустно посмотрел на байк. В общем, всецело изучил проблему. Затем, он выждал драматическую паузу, посмотрел на меня добрыми глазами и твердо сказал, что у меня кончился бензин. Я уверенно закивал. Принц подобрал бережно оставленную кем-то на обочине бутылку и слил мне бензин из своего байка.
Деньги Принц Калебсон естественно не взял и более того, решил довезти меня до ближайшей заправки, где я залил полный бак. Он рассказал, что является главой христианской католической общины в городе Гайя (Gaya). Они помогают детям-сиротам, пожилым людям и строят церкви. Я думал, что он будет просить деньги на пожертвования, но он просто оставил мне свою визитку. Хочу его поблагодарить и выложить здесь адрес сайта его общины -
http://villagegospelmissionary.webs.com. Там много информации об индийском христианстве и разные интересные факты, вроде того, что построить церковь стоит всего лишь 5 тыс. долларов.
Затем появился "Великий колесный путь", который донес меня до следующего штата путешествия - Джарханда. Он ознаменовался отлетевшей крышкой аккумулятора, которую я никак не мог починить. В итоге, прикрепил ее а багажу и взял таймаут на перекус в дхабе (придорожной кафешке). Все кафе для дальнобойщиков представляют собой павильон, в котором стоят пластмассовые столы, а в углу находится кухня с тандуром - глиняной печью. На улице обязательно стоят бамбуковые лежанки, на которых спят водители грузовиков "Тата". Поэтому часто кафешки называются отелями, что вводит белого путешественника в заблуждение.
В дхабах никогда нет меню потому, что все дальнобои едят одинаковую еду. В основном рисовое тали с лепешками паратхой. Если хозяин кафе печатает меню, то одновременно с этим он гордо меняет вывеску и дхаба становится семейным рестораном (family restaurant). Я приехал в первый вариант. Для дхабы приезд безумного белого на Энфилде был событием, поэтому хозяин собрал всю семью, среди которых никто не говорил по-английски.
Тогда я знал только одно блюдо - алу паратху (Aloo paratha), что означало лепешку с картофельной начинкой. Я попросил ее и чай, который конечно же был очень вкусный и с молоком. По другому не бывает. Пока они готовили еду, я сфотографировал кухню.
После того, как обед был готов, вся люди сели вокруг меня и просто стали смотреть как я ем. Это было очень похоже на коллективный просмотр какого-нибудь сериала. Все сидели тихо, смотрели на меня, иногда посмеивались или шепотом комментировали действия героя. Я поднял взгляд и поймал себя на мысли , что смотрю на зрителей с другой стороны экрана. Казалось, что нас разделяет невидимый телевизионный экран. Вот как это было.
Click to view
Пора было въезжать в третий штат за день. Я пересек границу Джарханда и оказался в Бенгалии. Это был первый штат-государство. Дело в том, что Индия только на карте кажется единой цельной страной. Только в конституции 21 язык считается официальным, а счет диалектов идет на тысячи. На этой земле живут много разных народов, большая часть из которых сохраняет свою культуру. Это мы завоевали Сибирь и Дальний Восток, навязав всем русский язык и ассимилировав коренные народы. В Индии все происходило по-другому. Мы объединяли страну оружием, а Индию скорее всего сначала объединил индуизм, а потом чай с молоком и крикет.
Поэтому существуют штаты-государства, в которых национальная самобытность возведена в культ, а часто сильны и сепаратистские настроения. Бенгалия - очень хороший пример. Здесь живут не индийцы, а бенгальцы, которые говорят на своем языке, едят блюда собственной кухни, мочат ножки в Бенгальском заливе и гордятся бенгальским тигром. Главной катастрофой они считают разделение Бенгалии, в результате чего появился Бангладеш, а индийская часть стала носить имя "Западная Бенгалия".
Различия очень чувствуются, и мне показалось, что я, как-будто, въехал в новую страну, а не в другой штат. Бенгалия встречает вновь прибывших огромной сталелитейной промзоной Асансола и Дургапура. В сравнении в сельским Бихаром и Джархандом, где крестьяне ездили на телегах, дымыщие повсюду трубы бенгальских заводов вызывали ассоциации со Сталинской индустриализацией. Но города не были грязными рабочими поселками, а были большими ухоженными мегаполисами с дорогими автомобилями и оживленной уличной жизнью. Правда я их быстро проскочил.
Дальше началась моя борьба с уходящим солнцем. Ситуация осложнялась тем, что я де-факто переехал в другой часовой пояс и в 5 вечера уже был закат. Оставалось только мечтать о том, чтобы закаты были как у нас - часов в 9 вечера. Ближе к Калькутте начался какой-то неприлично европейский автобан. Бенгальцы решили показать на примере своей столицы как они умеют строить дороги.
Я бы мог представить, что я немец на БМВ, но этому мешала абсолютная темнота вокруг. Даже на трассе с разделителем из бетонных блоков, встречка ослепляла дальним светом и впереди ничего не было видно. Я открыл бликующий визор на шлеме и стал вглядываться в плохо освещаемую фарой Энфилда черноту. Отовсюду налетели малюсенькие мошки и стали бится о мои глаза, чтобы было совсем неприятно и еще больше затрудняло видимость. Я настолько забил мошками глаза, что перед зрачками образовалась мутная пленка и в гесте пришлось их закапывать специальным средством.
Славный город Калькутта встретил меня добродушными полицейскими, которые отказались пускать мотоциклиста на мост через реку и показали ехать куда-подальше. В результате, я съехал в КальКупчино, которое называлось Ховрах (Howrah). Это пригород столицы, в котором все не так, как в столице. Все едут в Калькутту на заработки и из обычного пригорода получается перенаселеный город с трущобами и грязными разбитыми улицами. Именно там я и коротал остаток дня пробираясь по пробкам к другому мосту через реку Хубли.
После моста я свернул не туда и поехал по рыночному району, уворачиваясь от тачек с мукой и телег с макулатурой. Получилось, что я окончательно запутался в этом городе и остановился на большой улице, рядом с кинотеатром.
Я дико устал, сказывались 500 километров пути. Задница была квадратной, а в голове были только мысли о скорейшем отдыхе. Нужно было искать гестхаус, но я как-назло не посмотрел где бекпекерский район. Начав было смотреть отели поблизости, я быстро понял, что район дорогой и непонятный, поэтому решил передохнуть и съесть момо в тибетском ресторане.
В Калькутте начинается зона бакет-сервиса (bucket service), которое охватывает все восточное побережье. Сначала я подумал, что речь идет о доставке цветов усталым путникам, но потом увидел согнутую спину работника геста и до меня дошло. Это словосочетание означает доставку горячей воды в ведрах в номер. Даже в относительно дорогих отелях нет горячей воды и, если не хочешь мыться холодной, то нужно заказывать ведра. Это сложно не с денежной, а с моральной стороны. Не хочется, чтобы маленький индиец надрывался тащить тебе на верхний этаж тяжелые ведра.
Прохожие посоветовали съездить на Садер-стрит (Sudder street). Сказали, что там неплохие и дешевые гестхаусы для бекпекеров. Как-раз то, что мне нужно! Я сначала долго искал эту улицу, а потом также долго торговался с хозяевами. В итоге остановился в гесте за 800 рупий, что для Калькутты считается недорого. В больших городах цены на отели намного выше, чем везде.
Я провел в Калькутте несколько дней. За это время успел в нее влюбиться. Она очень необычная и сильно выделяется среди других индийских городов. С другой стороны, в ней есть что-то родное.
Калькутта - это хинди-Питер. Также как и в северной столице, власти в Калькутте и не думали, что она когда-нибудь перестанет быть столицей империи. Поэтому оба города строились с архитектурным шиком с прицелом на века.
Как и в Петрограде, в Колкатбурге в XIX веке сложилась прослойка высокообразованных индийцев, которые развивали науку, искусство и были общественными деятелями. Что-то вроде нашей интеллигенции. Из-за этого городские жители имеют небольшой положительный снобизм, который заметен.
Широкие парадные улицы, высокие старинные здания, уютные тротуары - то, что мало встретишь в остальной Индии.
Много высоких современных зданий и крупного бизнеса. Днем офисный планктон перекусывает самосой с чаем. Я не привык видеть толпу людей в пиджаках с самосами.
Но Индия не может без констрастов! На этих же тротуарах стоят резервуары с водой, в которых моются бедняки, не имеющие доступа к воде. Индийцам очень важно с утра помыться, поэтому часто собирается очередь из намыленных людей. Все это происходит в центре города на фоне какого-нибудь здания с английскими ставнями.
В Калькутте все останавливаются на светофорах. Скажите это Делийским бомбилам, готовым с места в карьер прыгнуть в оживленный перекресток на красный свет.
И такси. В Калькутте самый потрясающие такси! Это старые желтые Амбассадоры, которые встречаются еще только в Бомбее. Но в Калькутте они как-то выигрышнее смотрятся. Видимо за счет атмосферы города.
Я не удержался, оставил байк и поехал на таксишке.
Когда я сидел внутри, а водитель куда-то на 5 минут отошел, ко мне подежал мальчик лет 10, стал просить милостыню и горько рыдать. Я привык к уличным разводам еще с Дели, поэтому честно сказал ему, чтобы он не терял время и пошел вот к тем белым туристам. Нужно было видеть, как мгновенно высохли его слезы, он широко улыбнулся и убежал.
С такси спорят человекорикши. Я больше нигде не видел, чтобы человек сам тащил повозку. Везде в основном велорикши. Страшно смотреть как худой индус тащит за собой рикшу с двумя полными туристами.
Общественный транспорт не выделяется и ставит шины приоритетнее пассажира.
Обязательно нужно сказать про трамвай. Калькутта - единственный город в Индии, где он существует. Статус культурной столицы обязывает.
Культурная столица, что и сказать! Везде памятники и дворцы. Я решил съездить в Мемориал королевы Виктории - огромному белому дворцу, являющимся одним из символов Восточной столицы.
На входе встречают гордые львы. Опять Питер.
Внутри поражают невероятные своды.
Снаружи передает привет Льюисс Кэролл с помощью шахматного пола.
В ближайшем парке много интересных барельефов, рассказывающих про непростую колониальную жизнь.
Важные объекты защищают бравые полицейские с бронемобилями. Как-обычно в Индии безопасность преувеличена.
Я приехал в город после праздника Дивали. На улицах еще не убрали украшения вокруг многочисленых статуй богини Кали. Тогда я вспомнил, что название города означает "город Кали". А Кали в моем сознании была богиней смерти. Даже сам ее вид вызывал ужас. Обычно ее изображают в виде женщины с черными растрепанными волосами, ожерельем из человеческих голов и с кровавой отрубленной головой в руках. Я никак не мог понять почему такой прекрасный город поклоняется такой жуткой богине.
Вечером я шел по улице и со мной заговорили 2 студента, которым было интересно распросить у туриста про белых девушек и его отношения к красоте индианок. Они были интересными собеседниками и я решил узнать про Кали. Они засмеялись и ответили, что Кали хорошая. Разговор шел про женщин и ребята привели такой пример.
Если твоя девушка в хорошем настроении, то она улыбается, любит тебя и излучает счастье. Она как Парвати, жена бога Шивы. Но если твоя девушка разозлится, начнет швырять посуду, кричать и ругаться, то она станет Кали - темной стороной Парвати. То есть в их понятии это будут 2 разных человека. Похоже на правду. Не зря в русском есть фраза "выйти из себя". Но иногда становится Кали необходимо. Голова, которую богиня держит в руке - это голова демона, которого она победила. И победить его можно было только выйдя из себя. Так что если ваша девушка будет скандалить, то скажите ей: "Остынь детка, в тебя вселилась Кали!"
Вечером последнего дня в Калькутте я нашел то, о чем мечтал от самой Агры - нормальный кофе. В Индии вы нигде не попьете кофе, кроме как в сетевых кофейнях, расположенных в больших городах. Я обожаю Cafe Coffee Day и готов слить бензин в десять байков за американо и торт "Black Forest". Не сочтите за рекламу. Просто других кофеен я в Индии не встречал.
На сегодня все. В следующей серии "12 цветов" мы двинем на юг. Вы увидите Бенгальский залив, рыбацкую деревню, богов из мультика South Park и много другое.
Джей мата Кали!
Мотопутешествие по Индии «12 цветов»:
14.
Из индуизма в буддизм - дорога в Бодх-Гаю13.
12 цветов в Варанаси - городе света12.
Как я не доехал до Варанаси и чуть не попрощался с жизнью11.
Каджурахо. Олд ис голд10.
Затерянная столица древнего царства Орчха9.
Бесконечная дорога из Агры до Орчхи и первые трудности8.
Путь в Агру, Тадж-Махал и Фатехпур Сикри7.
Мой индийский байк: как я купил его в Дели и проехал первые километры6.
Дели: тибетская деревня Мажну Ка Тила5.
Дели: восточный базар Чандни Чоук4.
Дели: большой пост про Кутуб Минар3.
Первые дни в Дели: покупка мотоцикла, Карол-Бах, метро и Кутаб минар2.
Идея, название, логотип, поиск партнеров и подготовка1.
Верхний пост со всей информацией о проекте Следите за путешествием в социальных сетях:
Страница путешествия Вконтакте -
vk.com/12coloursСообщество Facebook -
facebook.com/12colours Финансовые и бартерные партнеры проекта:
Кибермаркет электроники
Юлмарт - один из ведущих игроков розничного рынка бытовой техники и компьютеров в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Обеспечивает «12 цветов» компьютерной и фото-техникой.
Мобильный оператор
МТС. Без комментариев, его и так все знают. Обеспечивает проект связью и интернетом.
Бюро переводов
ТрансЕвропа - творческая мастерская, которая оказывает широкий спектр переводческих и сопутствующих услуг. Финансовый партнер проекта.
Компания
GoPro-Rent предоставляет в аренду знаменитую экшн-камеру Go Pro. Мне он предоставил ее бесплатно, чтобы делать дорожное видео с мотоцикла и вы видели путешествие от первого лица.
Система управления сайтом
Amiro CMS, которая является самым быстрым движком в рунете и наиболее оптимизированной для SEO. Финансовый партер проекта.
Агентство альтернативных путешествий
отдЫх со смЫслом. Именно так, с буквой "Ы". Это уникальная компания, которая организует необычные туры для активного отдыха, духовного развития, понимания себя и мира вокруг, в целом, всего того, что нужно для полноценной жизни. Финансовый партнер проекта.
Информационные партнеры:
Крупнейшее русскоязычное туристическое сообщество
Turbina.ru с постоянно обновляющейся лентой фотографий и впечатлений со всего мира. Специальный раздел сайта о путешествии
здесь.
Агентство гражданской журналистики
Ridus.ru. Один из лучших информационных сайтов Рунета по версии разных премий. Огромный проект с более чем 1,5 миллионной посещаемостью. Сюжет о «12 цветах»
здесь.
Туристический портал
Traveltipz.ru, в котором можно сконструировать свое собственное путешествие: прочитать отзывы о странах и городах, найти отели, купить билеты и найти еще много полезных функций на одном сайте. Мой блог на Traveltipz
здесь.
Живая энциклопедия путешественника
Тонкости туризма. Туда каждый день добавляют что-то новое настоящие профи туризма, которые знают все о своих направлениях и щедро делятся личным опытом. Раздел о путешествии
здесь.
Главный и лучший русский форум о 84 субъекте Российской Федерации штате Гоа -
Ogoa.ru. Там есть ответы на буквально все вопросы, которые могут возникнуть у человека, задумавшего поехать в этот рай.
Цветная газета о путешествиях
Нева Инфо от турфирмы «Нева». Издается тиражом 100 тысяч экземпляров. Мое интервью о «12 цветах»
здесь.