боковики на основе PSD-файла от М.Быкова aka
owl_99
Henry Farman F.20 сер.№ 274 - самолет производства [или не совсем производства, а скорее отверточной сборки] фирмы AMC, более известной по акрониму “Airco”. Он был поставлен в RFC в последних числах марта 1913 и сразу же принят на баланс 3-го сквадрона, однако оставлен во Flying Depôt в Фарнборо «для экспериментов».
Эти самые эксперименты продолжались больше месяца, а потом аппарат был определен в состав флайта “B” и один из летчиков этого подразделения - лейтенант Реджиналд Чемондели [Reginald Cholmondeley] 13 мая наконец перегнал его из Фарнборо на аэродром эскадрильи.
Он же потом стал главным «владельцем» машины и три месяца активно летал на ней с небольшими перерывами на ремонт и обслуживание (двигатель на ней аж дважды меняли). Среди прочих служебных полетов он неоднократно провозил проходивших летную подготовку сержантов-механиков и легко откликался на просьбы «простых» механиков на покататься в небе. И однажды он провел такие «покатушки» для эр-механика 2-го класса Джеймса Т.Б. МакКаддена,
уже проходившего в этом цикле постов.
Для МакКаддена это был первый полет за время службы в 3-м сквадроне и третий в его авиационной карьере вообще. К сожалению, не известно, когда именно это случилось. Ясно только, что дело было точно после 15 июня (дата его назначения в эскадрилью), но до 27 августа, когда все тот же Чемондели разбил борт 274 при посадке на полевом аэродроме, неожиданно влетев в какую-то яму [канаву, или прочую неровность, в рапорте это не было точно отражено].
После того инцидента аппарат отремонтировали в начале сентября, но в строй не ввели, а поместили в резерв. С октября его начали помаленьку «каннибализировать», используя как донора запчастей для других машин. И так он и простоял бы в полуразобранном виде в углу ангара, или где-нибудь на краю аэродрома до формального списания, если бы весной 1914 начальство не приняло бы решение о его восстановлении до летного состояния. И теперь уже он стал реципиентом «донорских органов» (например, гондолу целиком переставили с другого «Фармана») и 1 мая был официально введен в строй после завершения ремонта.
В мае-июне 1914 на нем активно летал экипаж из флайта “B”, а в июле аппарат передали во флайт “C”, в котором как раз служил Джеймс МакКадден, но не известно, имел ли он к нему тогда какое-то касательство [вряд ли имел, т.к. был тогда в экипаже пилота, летавшего на «Блерио»].
10 августа в документах 3-й эскадрильи прошла запись о передаче борта 274 в состав 5-го сквадрона RFC, но даже если его действительно передали в эту часть, то максимум через день вернули обратно и по состоянию на 12 число, когда самолеты 3-го сквадрона перелетели во Францию, он снова был в составе флайта “B”.
Впрочем, боевая карьера самолета оказалась недолгой, и 19 сентября он был разбит в аварии и пошел затем на списание.
Внешний вид борта 274 до того, как на руле поворота у него появились цифры серийного номера. В документах 3-го сквадрона это событие датировано 25 июня 1913, т.е. через 10 дней после прибытия в часть МакКаддена.
Линейка самолетов RFC с «Анри Фарманами» на переднем плане. Один из этих пяти самолетов (вероятно, ближайший к фотографу, или следующий после него) - это как раз № 274.